УИД 10RS0011-01-2022-010142-73
№2а-5403/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 августа 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Исраэлян Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варламова Алексея Владимировича к Карельской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Федеральной таможенной службе, первому заместителю начальника Карельской таможни Шарапову Виталию Викторовичу, главному инспектору Карельской таможни Пачук Ольге Геннадьевне об оспаривании решений по результатам таможенного контроля, обязании вернуть уплаченные денежные средства,
установил:
Варламов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Карельской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании решений по результатам таможенного контроля, обязании вернуть уплаченные денежные средства по тем основаниям, что он переехал из Финляндии, где проживал постоянно на протяжении примерно 20 лет, в Российскую Федерацию на постоянное место жительства. Таможенные органы на основании предъявленных им документов признали его иностранным лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. До переезда Варламов А.В. неоднократно, на протяжении нескольких месяцев, при пересечении МАПП Вяртсиля, консультировался по поводу льготы на перевозку личных товаров и вещей, приобретенных до момента переезда, на что получил от сотрудников МАПП Вяртсиля, в том числе от заместителя начальника пункта Михайленко А.Д., информацию о том, что он имеет право на ввоз личных вещей в течение 18 месяцев с даты признания его переселенцем, в том числе было разъяснено, что у Варламова А.В. срок 18 месяцев, и он может ввозить личные вещи, купленные до даты признания переселенцем, по мере необходимости неоднократно. Варламов А.В. начал перевозить вещи 4 октября 2021 г., вплоть до окончания 2021 г. ввез 8 раз и планировал далее ввозить по мере необходимости. По результатам проверки Карельская таможня составила акт проверки документов и сведений после выпуска товаров № от 7 апреля 2022 г., согласно которому Варламовым А.В. не были соблюдены условия ввоза товаров. На основании этого акта Карельская таможня вынесла решения №№ по № по семи ПТД: №, №, №, №, №, №, №. Размер неоплаченной суммы таможенных платежей составил 150707 руб. 84 коп. Платежи взысканы по всем декларациям, кроме №. В пункте пропуска на всех декларациях есть отметка работника таможни о регистрации декларации и также написано, что предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с пунктами приложения 3 к решению 107, то есть ввоз был разрешен официально без уплаты платежей. 18 апреля 2022 г. должностным лицом Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Карельской таможни Пачук О.Г. был составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) выпуска транспортных средств № №, согласованный начальником отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Карельской таможни Елонен И.Ф.; согласно которому выявленное нарушение состояло в том, что Варламовым А.В. не соблюдены условия ввоза товаров для личного пользования в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным ПТД. В Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 не обозначено количество раз для ввоза товаров, а также сказано, что лицо может ввозить товары любым способом, что является множественным числом. Если бы было сказано про однократное количество, то было бы написано ввезти. В пункте «б», в котором идет речь о ввозе транспортных средств, обозначено, что можно ввозить не более 1 единицы каждого вида техники, то есть четко определено количество. Таким образом, международные договоры и акты, составляющие прав Союза усматривают возможность освобождения от уплаты таможенных платежей, пошлин, налогов, ввозимых на таможенную территорию союза товаров. При этом для освобождения от уплаты таможенных платежей необходимо быть признанным переселившимся на постоянное место жительства, а также иметь документ, подтверждающий такое признание. Согласно справке посольства России в Финляндии № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Варламов А.В. снят с учета в консульском отделе посольства Российской Федерации в Финляндии. ДД.ММ.ГГГГ Варламов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Дата прибытия, которую вносит орган федеральной миграционной службы, имеет значение для определения права лица на беспошлинный ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, с этого времени в течение 18 месяцев за административным истцом сохраняется право перевозки личных вещей из Финляндии в Россию, на новое местожительство. В вышеуказанных ПТД в строке для служебных отметок на таможенном посту МАПП Вяртсиля прописано, что Варламову А.В. предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 6 приложения №3 Совета ЕЭК от 20.12.2017 №107. В пункте пропуска при первом ввозе товаров была заведена отдельно папка на имя административного истца с той целью, что он будет ввозить товары несколько раз в течение 18 месяцев. При этом таможенные органы все же выставили Варламову А.В. уведомления об оплате на основании принятых решений по результатам таможенного контроля №, неверно начисленных платежей, задним числом с набежавшими пени. Получается, что Варламову А.В. было предоставлено освобождение от платежей на пункте МАПП Вяртсиля, а впоследствии отменено, что является незаконным. На сегодняшний день Варламов А.В. лишен возможности перевозить личные вещи без уплаты пошлины, которые накопились за 20 лет проживания, из Финляндии в Россию. Срок беспошлинной перевозки подходит к концу. Вывезти вещи сразу не представляется возможным, так как в доме еще живет семья, и это очень дорого. На основании изложенного, административный истец просит отменить решения Карельской таможни по результатам таможенного контроля № от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., №№ от 21 апреля 2022 г., возвратить денежные средства в сумме уплаченных платежей в размере 161941 руб. 73 коп.
Определением судьи от 7 июля 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная таможенная служба.
Определением судьи от 22 июля 2022 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены первый заместитель начальника Карельской таможни Шарапов В.В., главный инспектор Карельской таможни Пачук О.Г.
В судебном заседании административный истец Варламов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Карельской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы и Федеральной таможенной службы Якунина О.Н., действующая на основании доверенностей, административный ответчик главный инспектор Карельской таможни Пачук О.Г. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административный ответчик первый заместитель начальника Карельской таможни Шарапов В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся лиц, допросив в качестве свидетеля ФИО26 исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок и условия перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
На основании пункта 8 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования.
Пунктом 7 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что в отношении товаров для личного пользования, ввезенных с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в случае совершения действий в нарушение установленных в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. При наступлении указанного обстоятельства сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, - день выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.
В соответствии с положениями статьи 255 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «ввоз с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов» - это ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях и при соблюдении условий, определенных Комиссией.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, бывшие в употреблении товары для личного пользования при одновременном соблюдении следующих условий:
ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
товары для личного пользования приобретены до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;
таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
На основании подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; а также товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в сопровождаемом багаже.
В силу пункта 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи. Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке, или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа - на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация.
Согласно пункту 9 статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, может сокращаться Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.
Перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, определен в пункте 1 статьи 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Положениями статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов. Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлено, что таможенный контроль после наступления указанных обстоятельств может проводиться до истечения 5 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В силу статьи 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса. Результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Судом установлено и из материалов дела следует, что главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Карельской таможни Пачук О.Г. с 2 февраля 2022 г. на основании статей 310, 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статей 224, 225 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у физического лица Варламова А.В. после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении, по пассажирским таможенным декларациям (далее – ПТД) №№, №, №№, №№, №№, №№, №№, №№, №№.По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №№ от 18 апреля 2022 г.
В ходе проверки установлено, что 4 октября 2021 г. на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 16 товаров на общую сумму 1500 евро (<данные изъяты>).
В целях применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании подпункта «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» Варламовым А.В. к ПТД № представлены следующие документы: заграничный паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г.<адрес>, иностранный паспорт гражданина Финляндии, выписка из информационной системы учета народонаселения Финляндии от ДД.ММ.ГГГГ со сведениями о дате переезда в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ (с переводом), справка посольства Российской Федерации в Финляндии от ДД.ММ.ГГГГ№ о нахождении на учете с ДД.ММ.ГГГГ и снятии с консульского учета с ДД.ММ.ГГГГ, справка УМВД России по г.Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ №№, из которой следует, что Варламов А.В. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в Финляндию, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства: г.<адрес>
Указанные документы подтверждают, что Варламов А.В. является иностранным физическим лицом, признанным переселившимся на ПМЖ в Российскую Федерацию. Ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания (Финляндия) осуществлен не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на ПМЖ.
Согласно информации Варламова А.В. и таможенного поста МАПП Вяртсиля, представленной по запросу в рамках проверки, установлено, что все товары, ввезенные для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов являются бывшими в употреблении и были приобретены до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на ПМЖ в государство-член Союза.
Ранее, до 4 октября 2021 г., ввоз товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов Варламовым А.В. не осуществлялся.
Таким образом, проверяющий в ходе проверки пришел к выводу, что условия предоставления освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» соблюдены; нарушений условий ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования по ПТД № с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 8 товаров на общую сумму 215 евро, общим весом 111 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 4 товара на общую сумму 130 евро, общим весом 46 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 9 товаров на общую сумму 255 евро, общим весом 107 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 7 товаров на общую сумму 270 евро, общим весом 70,5 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 3 товара на общую сумму 130 евро, общим весом 120 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 2 товара на общую сумму 50 евро, общим весом 25 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 4 товара на общую сумму 65 евро, общим весом 67 кг. (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на таможенном посту МАПП Вяртсиля по ПТД №№ Варламовым А.В. с целью выпуска в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов задекларировано 4 товара на общую сумму 335 евро, общим весом 99 кг. (<данные изъяты>).
Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств №№ от 18 апреля 2022 г. при ввозе товаров по ПТД №№, №№, №№, №№, №№, №№, №№ не были соблюдены одновременно все условия подпункта «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а именно не соблюдается условие «физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член». Варламовым А.В. уже осуществлен ввоз товаров для личного пользования с представлением освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренного подпунктом «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», что подтверждается ПТД №№. Таким образом, условия для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленные подпунктом «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в отношении товаров, ввезенных по вышеуказанным ПТД, декларантом не соблюдены; в отношении задекларированных по данным ПТД товарам освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть предоставлено. Размер неуплаченной суммы таможенных платежей по вышеуказанным ПТД составил 150707 руб. 84 коп., из них: по единой ставке таможенных пошлин, налогов 147207 руб. 84 коп. (28458,29 + 6929,82 + 26991,05 + 15071,64 + 31028,98 + 14058,12 + 24669,94); таможенные сборы за таможенные операции 3500 руб. (7 ПТД х 500).
Кроме того, в вышеуказанном акте проверки указано, что товары для личного пользования, задекларированные по ПТД №№, вывезены Варламовым А.В. в пределах беспошлинной нормы ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 Приложения №1 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». В связи с неисполнением обязанности по уплате таможенных платежей в установленный срок, начиная со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, по дату исполнения такой обязанности, на основании части 3 статьи 72 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежат уплате пени.
В отношении товаров для личного пользования, по которым выявлены нарушения условий ввоза на таможенную территорию ЕАЭС с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, задекларированных по ПТД №№, №№, №№, №№, №№, №№, №№, в соответствии с положениями приказа ФТС России от 08.02.2019 №226 «Об утверждении формы решения по результатам таможенного контроля, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в указанное решение, формы решения о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля, а также порядка ее заполнения», по результатам таможенного контроля Карельской таможней были приняты 7 решений от 21 апреля 2022 г. №№, №№, №№, №№ №№, №№, №№, влекущих обязанность Варламова А.В. по уплате таможенных платежей и пени.
Согласно положениям статьи 73 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 27 апреля 2022 г. Варламову А.В. направлены уведомления от 27 апреля 2022 г. №№ №- №. Общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пени на 27 апреля 2022 г. (дату формирования уведомлений) составила 159236 руб. 70 коп.
14 июня 2022 г. в Карельскую таможню поступило заявление от административного истца (вх. № от 14.06.2022) об использовании авансовых платежей в счет уплаты задолженности по таможенным платежам, специальным антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам и пени по вышеуказанным уведомлениям на общую сумму 161941 руб. 73 коп., в том числе таможенные платежи -150707 руб. 84 коп., пени – 11233 руб. 89 коп. (пени по дату фактического исполнения 14.06.2022). Оплата в размере 161941 руб. 73 коп. произведена Варламовым А.В. по чеку-ордеру от 14 июня 2022 г.
По результатам служебной проверки на основании приказа Карельской таможни от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ к должностным лицам таможенного поста МАПП Вяртсиля, принявшим решения об освобождении Варламова А.В. от уплаты таможенных платежей, применены меры материального воздействия.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что выводы Карельской таможни, отраженные в акте проверки от 18 апреля 2022 г., по результатам которой были приняты оспариваемые решения от 21 апреля 2022 г., являются правильными. Каждое перемещение товаров с их декларированием и представлением подтверждающих документов, с последующим выпуском для личного пользования, является ввозом, и, соответственно, на момент каждого такого ввоза освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется только при условии соблюдения всех условий, перечисленных в подпункте «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Вопреки доводам административного истца множественное число в отношении слова «ввозить», содержащееся в пункте 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», не свидетельствует о возможности многократного ввоза товаров в течение 18 месяцев. Исходя из буквального толкования указанной нормы в совокупности с заложенным смыслом предусмотренный подпунктом «а» пункта 6 Приложения №3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» случай ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов возможно реализовать лишь единожды и при соблюдении всех 3 условий, указанных в вышеуказанном подпункте.
Ссылки административного истца на то, что до переезда он неоднократно, на протяжении нескольких месяцев, при пересечении МАПП Вяртсиля, консультировался по поводу льготы на перевозку личных товаров и вещей, приобретенных до момента переезда, получил от сотрудников МАПП Вяртсиля, в том числе от заместителя начальника пункта Михайленко А.Д., информацию о том, что он имеет право на ввоз личных вещей в течение 18 месяцев с даты признания его переселенцем, в том числе было разъяснено, что у Варламова А.В. срок 18 месяцев, и он может ввозить личные вещи, купленные до даты признания переселенцем, по мере необходимости неоднократно, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 359 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, на безвозмездной основе. При осуществлении консультирования должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с настоящим Кодексом и иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также не составляют такие таможенные декларации и документы. Консультирование по вопросам заполнения указанных документов осуществляется без проверки таких документов и информации, представленной лицом. Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решений или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Согласно пунктам 1-3 статьи 264 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы осуществляют консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно в устной, письменной и электронной формах. По письменному и электронному запросу лица таможенный орган обязан предоставить информацию в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня получения указанного запроса. Информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
В силу пункта 1 приказа Карельской таможне от 15.09.2021 №1012 «Об организации в Карельской таможне информирования и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» уполномоченными лицами по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также подписанию письменных консультаций, назначены должностные лица правового отдела Карельской таможни ФИО26., начальник отдела, ФИО22ФИО22., главный государственный таможенный инспектор, ФИО23ФИО23., главный государственный таможенный инспектор, ФИО24., главный государственный таможенный инспектор, ФИО25., главный государственный таможенный инспектор.
Согласно пункту 1 приказа Карельской таможне от 15.10.2021 №1184 «Об уполномоченных должностных лицах на консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» уполномоченными на консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, а также на подписание письменных (электронных) консультаций назначены вышеуказанные должностные лица правового отдела Карельской таможни.
Таким образом, должностные лица таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни, в том числе ФИО19 и ФИО20 не уполномочены осуществлять консультирование лиц по вопросам применения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Более того, в представленных должностных инструкциях также отсутствуют такие полномочия.
Кроме того, в силу пункта 57 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 11.06.2021 №492, при предоставлении консультации уполномоченное должностное лицо не вправе искажать положения нормативных правовых актов.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни ФИО26 пояснил, что знал о том, что выпуск товаров Варламова А.В. производился с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов; в последующем в ходе проверки было установлена необоснованность таких действий.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что получаемые Варламовым А.В. пояснения от сотрудников таможенного поста МАПП Вяртсиля Карельской таможни не являлись консультированием в силу положений таможенного законодательства. Более того, как уже было указано ранее, информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что оспариваемые решения вынесены уполномоченным лицом в соответствии с действующим законодательством, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2022 г.