К делу № 2а-5407/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года Первомайский районный суд
город Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
в отсутствие административного истца Пленкиной К. А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю ФИО1, действующей на основании доверенности №07-06/23862 от 01.12.2020г., имеющей диплом о высшем юридическом образовании № 135024 5579970 от 12.05.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пленкиной К. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Пленкина К.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконным решения №24-14-395 от 09.04.2021г. о восстановлении в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Рассвет» статуса «Действующее».
В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что Пленкина К.А. является собственником земельного участка в СНТ «Рассвет» г. Кропоткина и членом СНТ. Действующим председателем правления СНТ «Рассвет» является ФИО2
Административным ответчиком в отношении СНТ «Рассвет» было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического липа, на основании пункта 2 статьи 21.1. Федерального закона № 129-ФЗ от 27.07.2020 года № 11644 и опубликовано в «Журнале вестник государственной регистрации» № 30 от 29.07.2020г.
В связи с тем, что от СНТ «Рассвет» возражения по форме № Р38001 не поступали в установленные сроки, была внесена ГРН 2202306831142 от 20.11.2020 года об исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Председателем правления СНТ «Рассвет» ФИО2 04.03.2021г. была подана жалоба на исключение СНТ из ЕГРЮЛ, по результатам рассмотрения которой была признана недействительной запись от 20.11.2020 года ГРН 2202306831142 об исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ, а также об отмене решения инспекции от 27.07.2020 года № 11644 о предстоящем исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ. Этим же решением восстановлено в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Рассвет» статус «Действующее».
Административный истец полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права как члена СНТ «Рассвет», так как указанное товарищество фактически прекратило свою деятельность и не выполняет своих уставных задач.
Административный истец в судебное заседание не явился, согласно справочного листа дела уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства, так как действия не явившихся лиц направлены на затягивание рассмотрения судебного спора, и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, принимая во внимание положение ст. 150 КАС РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Установив юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 59 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пленкина К.А. является собственником земельного участка в СНТ «Рассвет» г. Кропоткина и членом СНТ.
Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Действующим председателем СНТ «Рассвет» является ФИО2.
В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» председатель товарищества действует без доверенности от имени товарищества
Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и исполнение которых является полномочием иных органов товарищества.
20.11.2020г. СНТ «Рассвет» исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю, выразившиеся в исключении из ЕГРЮЛ СНТ «Рассвет».
Рассмотрев жалобу ФИО5, административный ответчик решением от 09.04.2021г. №24-14-395 признал недействительной запись от 20.11.2020г. ГРН 2202306831142 об исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ, а также отменил решение Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю от 27.07.2020г. №11644 о предстоящем исключении СНТ «Рассвет». Восстановлен в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Рассвет» статус «Действующее».
Исходя их содержания административного искового заявления, Пленкина К.А. полагает, что указанное решение административного ответчика нарушает ее права как члена СНТ «Рассвет».
Доводы административного истца судом исследованы и признаны необоснованными ввиду следующего.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
При наличии одновременно всех указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Основанием, для принятия регистрирующим органом решения от 27.07.2020г. № 11644 о предстоящем исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ явились следующие документы:
справка Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю от 15.07.2020г. № 600814-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по счетам или отсутствии открытых счетов;
справка Межрайонной ИФНС России №5 по Краснодарскому краю от 15.07.2020г. № 600814-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены Заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, то в соответствии с п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Межрайонной ИФНС России №16 по Краснодарскому краю, в соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в журнале «Вестник государственной регистрации» от 29.07.2020/1577 часть 2 № 30 (797) опубликовано, решение от 27.07.2020г. № 11644 о предстоящем исключении СНТ «Рассвет» из ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в установленном порядке опубликовано, при этом в трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления и возражения относительно исключения товарищества из реестра по установленной форме в инспекцию не поступили.
В связи с вышеизложенным и на основании п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 20.11.2020г. принято решение об исключении товарищества из ЕГРЮЛ.
При рассмотрении жалобы ФИО2, административным ответчиком установлено наличие у СНТ «Рассвет» всех признаков недействующего юридического лица, процедура, предшествующая исключению из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом соблюдена, действия инспекции по исключению товарищества из ЕГРЮЛ, соответствуют законодательству о государственной регистрации.
Вместе с тем, процедура, регламентированная ст. 21.1 и 22 Закона № 129-ФЗ, может быть применена регистрирующим органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности, и не может рассматриваться как формальное условие утраты исключаемым из ЕГРЮЛ лицом правоспособности за не предоставление им отчетности и неосуществление операций по банковским счетам.
Понятие и правоспособность юридического лица закреплено в положениях гражданского законодательства РФ, а именно статьями 48, 49 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
По смыслу указанной нормы права, деятельность юридического лица не исчерпывается только наличием расчетного счета и осуществлением операций по нему, а так же представлением отчетности в налоговый орган, оно может владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом, выполнять хозяйственные операции без использования расчетного счета, приобретать гражданские права и обязанности, выступать стороной по делу в суде, т.е. осуществлять прочие функции, присущие действующему юридическому лицу.
В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
В постановлении Конституционного Суда РФ также указано, что непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически свою уставную деятельность.
Соответственно, ликвидация юридического лица - некоммерческой организации не может быть произведена лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие банковских операций по расчетному счету и непредставление отчетности.
СНТ «Рассвет» - некоммерческая организация, действует в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», основано на членстве и добровольном объединение граждан. Своей деятельностью направлено на удовлетворение потребностей своих членов. Не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели и ее последующее распределение, но, тем не менее, может открывать расчетный и иные счета в банках, иметь печати и штампы, приобретать имущественные и неимущественные права, совершать от своего имени любые сделки, не запрещенные законом, для достижения своих уставных целей, основной из которых является ведение гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В нарушение статьи 59 КАС РФ административный истец не привел ни одного доказательства в обоснование доводов и требований, приведенных в рассматриваемом административном исковом заявлении, а также не предоставил доказательств того, что оспариваемое решение административного ответчика нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований Пленкиной К. А. отказать, так как такие требования являются незаконными и необоснованными.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Пленкиной К. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконным решения отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева
Решение изготовлено 29 июля 2021 года.