Дело № 2а-5412/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2016 года. г.Комсомольск-на-Амуре.
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В составе председательствующего: судьи Фурман Е.Ю.,
При секретаре судебного заседания : Чалой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 (иные данные) к Правительству Хабаровского края о признании действия незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с административным исковым заявлением к Правительству Хабаровского края о признании действий незаконными, ссылаясь в заявлении о том, что он является пенсионером по старости, инвалидом. Согласно Федерального Закона №122 от 22.08.2014года и части 5 статьи 790 ГК РФ имел право до 01.11.2015года на бесплатный проезд по единому социальному билету в городских автобусах частных перевозчиков. Ответчик не возмещал частным перевозчикам расходы на перевозку льготников, в связи с чем, частные перевозчики отказывались его возить до 01.11.2015года по единому социальному билету. Просит суд признать незаконным не возмещение Правительством Хабаровского края расходов частным перевозчикам до 01.11.2015года на его проезд по единому социальному билету, нарушающими права пенсионера и инвалида.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием не предоставлено.
В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Из представленных возражений следует, что перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов в соответствии с ч. 2 ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в силу п. 7 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относится к вопросам местного значения. Следовательно, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения муниципального образования возложены на органы местного самоуправления. В частности, на территории г.Комсомольска-на-Амуре условия и порядок транспортного обслуживания определены постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 15.01.2015 № 24-па "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".В соответствии с указанным постановлением регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключаемых между отделом транспорта и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре и перевозчиками по результатам проведенного открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре". При этом, Правительство Хабаровского края в силу положений статьи 421 Гражданского кодекса РФ не может обязать орган местного самоуправления и перевозчиков заключать договоры с включением условий о перевозке льготной категории граждан. Таким образом, возмещение частным перевозчикам, осуществляющим перевозку на территории г. Комсомольска-на-Амуре, не относится к компетенции Правительства Хабаровского края. При этом в случае удовлетворения судом заявленных требований восстановление прав административного истца будет невозможно, поскольку пп. « а» и «в » п.1 ст.2 Закона Хабаровского края от 30.09.2015 года №119 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края о признании утратившими силу отдельных положений законов Хабаровского края» с 01.11.2015года льготный проезд на городском и пригородном транспорте общего пользования заменен на ежемесячную денежную выплату для региональных льготников. Решениями Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09.04.2014 года по делу № 2-1904/2016, от 27.02.2015 года по делу № 2-1100/2015, от 19.06.2015 года по делу № 2-3174/2015 года ФИО2 отказано в оспаривании действий (бездействия) Правительства Хабаровского каря. Данные решения судов вступили в законную силу, в связи с чем, заявитель неоднократно реализовал свое право на обращение в суд с тождественными требованиями к Правительству края. Кроме того, заявили ходатайство о пропуске административным истцом срока для обращения с административным иском в суд.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, в соответствии со ст. 226 ч.6 КАС РФ рассмотрел данное дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика.
Суд, ознакомившись с административным исковым заявлением, отзывом административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу:
Положениями ст. 218 КАС РФ определено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее-орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В судебном заседании установлено следующее:
На основании Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005года №122, с 01.07.2005 года на территории Хабаровского края предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на городском транспорте общего пользования.
Согласно п.п. 1, 3, 5 указанного Порядка, единый социальный проездной билет дает право бесплатного проезда на транспорте общего пользования льготным категориям граждан при наличии удостоверения на льготы установленного образца. Единый социальный проездной билет приобретается льготником за счет ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) на проезд. При этом он вправе использовать полученную сумму ЕДВ по своему усмотрению: на приобретение единого социального проездного билета или оплату проезда самостоятельно по установленному для данной территории края тарифу. Одновременно с выдачей ЕДВ гражданам предлагается единый социальный проездной билет для проезда с 1 числа следующего месяца.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края.
Абзацем 3 части 2 статьи 153 указанного закона определено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительством края принято Постановление Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края".
Указанным Постановлением утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан Хабаровского края.
Согласно п.п. 1, 3, 5 указанного Порядка, порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края регулирует предоставление ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан за счет средств краевого бюджета.
Право на ежемесячную денежную выплату на проезд в размере 100 рублей имеют категории граждан, меры социальной поддержки которым установлены законодательством Хабаровского края:
если гражданин имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на проезд одновременно по нескольким основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящего Порядка, ежемесячная денежная выплата на проезд производится ему по одному основанию.
Таким образом, Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122, изданным в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, установлен порядок организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края. При этом пунктами 7, 8, 9 данного Постановления определены обязанности Министерства социальной защиты населения, Министерства промышленности и транспорта края, Министерства финансов края, направленные на реализацию настоящего Постановления, урегулирован механизм организации транспортного обслуживания граждан льготных категорий.
Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов в соответствии с частью 2 стать 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта..
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в силу п. 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003года № 131- ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного самоуправления.
На территории города Комсомольска-на-Амуре условия и порядок транспортного обслуживания определены постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 15.01.2015 года № 24-па «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», согласно которому регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключаемых между отделом транспорта и связи администрации города Комсомольска-на-Амуре и перевозчиками по результатам проведенного открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Правительство Хабаровского края принимает меры по организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края, на основании действующего законодательства и в рамках полномочий, установленных вышеназванными нормами.
Однако, возмещение частным перевозчикам, осуществляющим перевозку на территории г. Комсомольска-на Амуре, не относится к компетенции Правительства Хабаровского края.
В Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122 включены инвалиды всех групп (п. 16 раздела I) и лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющие льготы на проезд по другим основаниям (п. 5 раздела II).
Административным истцом предоставлена справка серии МСЭ-2011 (№), согласно которой ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом второй группы. Следовательно, ФИО2 в период до 01.11.2015 года имел право, в порядке, установленном Постановлением Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года № 122, приобрести единый социальный билет за счет ежемесячных денежных выплат. При этом, ему было предоставлено право по своему усмотрению, использовать полученную сумму на оплату проезда самостоятельно.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих факт того, что после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и до 01.11.2005 года условия для льготной категории граждан ухудшились, либо перестали существовать, суд не усматривает нарушений прав административного истца ФИО2
Кроме того, оценка деятельности Правительства Хабаровского края в сфере организации льготного проезда на территории г.Комсомольска-на-Амуре была предметом рассмотрения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре.
Оснований для признания действий Правительства Хабаровского края по не возмещение расходов частным перевозчикам до 01.11.2015года на проезд ФИО2 по единому социальному билету незаконными суд не усматривает.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока для обращения с административным иском в суд.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административный истец ФИО2 указывает о нарушении своего права в период времени, предшествовавшего 01 ноября 2015года, с административным исковым заявлением ФИО2 обратился 15 июня 2016года, то есть по истечении семи месяцев, таким образом ФИО2 пропущен срок для обращения с административным исковым требованием.
О наличии каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока административным истцом не указывалось, доказательства наличия таких причин суду не предоставлялись.
Поскольку суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению административного истца с исковым заявлением, суд также отказывает в удовлетворении заявления ФИО2 ввиду пропуска срока.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Правительству Хабаровского края о признании действия незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
Судья Фурман Е.Ю.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 10 августа 2016года.