ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5418/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-5418/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием административного истца Колесниковой Ю.В.,

представителя административного ответчика – Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края – Малышева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесниковой Ю.В. к Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края о признании отказа незаконным,

установил:

Колесникова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, с требованием о признании отказа о не включении в реестр обманутых дольщиком, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением для регистрации в список обманутых дольщиком. Уведомлением отказано в постановке в реестр, с которым не согласна.

Административный истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 364-п, вступившим в законную силу с 01.07.2017 г., утверждено Положение об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, в соответствии с которым, инспекция государственного строительного надзора Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.

Целями деятельности Инспекции являются:

осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Пермского края, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - объекты, поднадзорные Пермскому краю);

осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение1) и правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение 2).

В соответствии с п. 2 Приложения 1 вышеуказанного Приказа от 12.08.2016 № 560/пр (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения), критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

В соответствии с п.10 раздела III Приложения 2 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

- несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;

- вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта.

В судебном заседании установлено, что Колесникова Ю.В. (Цессионарий) заключила ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «<данные изъяты>» (Цедент) договор уступки права требования (цессии) , согласно которому Цедент уступило Колесниковой Ю.В. право требования к ООО «<данные изъяты>» передачи в собственность по окончании строительства квартиры строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>. Право требования квартиры, указанное в пункте 1 настоящего договора, принадлежит Цеденту на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу постановлено: погасить требования участников строительства ООО «<данные изъяты>» путем передачи прав застройщика созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу «<Адрес>» на объекты недвижимого имущества, инженерные сети и коммуникации, оборудование и товарно-материальные ценности согласно уточненному ходатайству и.о. конкурсного управляющего от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу требования Колесниковой Ю.В. включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «<данные изъяты>» по договору участив долевом строительстве многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе сведения: по сумме, уплаченной участниками строительства, в размере <данные изъяты> рублей; по передаче жилого помещения: однокомнатной квартиры общей проектной (строительной) площадью 37,5 кв.м., расположенной на 3 этаже многоквартирного жилого дома, по адресу: <Адрес>, возводимый согласно разрешению на строительство , выданному от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. Колесникова Ю.В. обратилась в Инспекцию государственного строительного надзора Пермского края с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан на основании договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ., договора уступки права требования (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.4).

Распоряжением Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подп. 1,3,5 п.10 раздела III Приложения 2 «Правил ведения реестра пострадавших граждан», утвержденных Приказом № 560/пр, застройщик ООО «<данные изъяты>», объект <Адрес>.

Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан направлено Колесниковой Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5).

В обоснование отказа во включении в реестр пострадавших граждан указано на несоответствие заявителя установленному подп.5 п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр критерию, поскольку «отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве», а также вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта.

Сообщено, что на основании вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, требования участников строительства ООО «<данные изъяты>» считаются погашенными путем передачи прав застройщика созданному участниками строительства ЖСК «<Адрес>». ЖСК «<Адрес>» является правопреемником прав и обязанностей застройщика ООО «<данные изъяты>» по достройке проблемного объекта.

Также указано на непредставление копии вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений (л.д.5).

Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку из анализа вышеуказанных доказательств, судом установлено, что Колесникова Ю.В. не соответствует критериям, установленным подп.5 п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр, так как правопреемником застройщика ООО «<данные изъяты>» по достройке проблемного объекта является ЖСК «<Адрес>», а также требования участников строительства ООО «<данные изъяты>» погашены путем передачи прав застройщика созданному участниками строительства ЖСК «<Адрес>». Также административным истцом в нарушение п.п. 4 п. 6 раздела III Приложения 2 «Правил ведения реестра пострадавших граждан», утвержденных Приказом № 560/пр, не представлена копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, что подтверждается распиской в принятии документов к рассмотрению от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, поскольку обоснованность отказа во включении в реестр, подтверждается материалами дела, доказательств и доводов незаконности данного отказа истцом не представлено, в удовлетворении административных исковых требованиях Колесниковой Ю.В. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Колесниковой Ю.В. к Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края о признании решения об отказе во включении в реестр незаконным – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>