ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-541/18 от 10.12.2018 Новоузенского районного суда (Саратовская область)

Дело (1)/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года город Новоузенск Саратовская область

Новоузенский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Соловьева В.Г., при секретаре Рогачевой А.В., с участием помощника прокурора Новоузенского района Саратовской области Кобзаренко В.А., представителя административного ответчика - администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области Пешковой Г.И., действующей на основании доверенности №б/н от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоузенского района, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разместить на здании администрации вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащую информацию о наименовании учреждения, его адресе и графике работы,

установил:

прокурор Новоузенского района Саратовской области действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным иском в суд к администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разместить на здании администрации вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащую информацию о наименовании учреждения, его адресе и графике работы.

В обоснование требований указано, что в ходе осуществления надзорных мероприятий по соблюдению законодательства о защите прав инвалидов в деятельности учреждения установлено, что перед входом в администрацию отсутствует информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля. Администрацией муниципалитета не исполнена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, поддержка и адаптация инвалидов по зрению в полной мере не осуществляется.

Указанные нарушения законодательства являются не допустимыми и требуют немедленного устранения.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области, и обязать ответчика разместить на здании администрации вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащую информацию о наименовании учреждения, его адресе и графике работы.

В судебном заседании помощник прокурора Новоузенского района Саратовской области ФИО2, заявленные административные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные содержанию административного искового заявления.

Представитель административного ответчика - администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области ФИО3, в судебном заседании заявленные административные требования признала в полном объеме, о чем предоставила соответствующее заявление.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению равной с другими гражданами реализации инвалидами их прав и законных интересов на территории соответствующих муниципальных образований.

В частности, в силу п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержаться в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральном законе от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СНиПе 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года №605.

В данных документах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.

С учетом изложенных положений, суд считает правильным вывод истца о том, что здание администрации муниципалитета как административное здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком как органом местного самоуправления и лицом использующим здание администрации, должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Кроме того, в отсутствие доступной информационной среды люди с ограниченными возможностями зрения, не смогут осуществить предоставленное им п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» право на личное обращение в администрацию муниципалитета, на которую возложено осуществление публично значимых функций.

Так же суд считает необходимым отметить, что установка указанной прокурором информационной тактильной таблички со шрифтом Брайля для адаптации льготной категории граждан представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей. Доказательств необходимости несения необоснованно завышенных затрат на осуществление такой меры со стороны администрации муниципального образования не представлено (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме этого, в силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Представитель административного ответчика добровольно и осознанно выразил свое согласие на признание иска, в адресованном суду заявлении, в письменной форме, которое приобщено к материалам дела.

Представителю административного ответчика в судебном заседании разъяснены вышеуказанные нормы закона, при этом признание административного иска, административном ответчиком не противоречат КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права третьих лиц.

В связи с изложенным, суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика по требованиям указанным рассматриваемом в заявлении.

Обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, нашли свое подтверждение в судебном заседании и признаны административном ответчиком, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные административные требования административного истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разместить на здании администрации вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащую информацию о наименовании учреждения, его адресе и графике работы, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области по не обеспечению дублирования необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Обязать администрацию Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области разместить на здании администрации вывеску, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля, содержащую информацию о наименовании учреждения, его адресе и графике работы.

Администрации Олоновского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области в течение месяца со дня исполнения решения суда, сообщить об этом в Новоузенский районный суд Саратовской области.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд Саратовской области.

Судья В.Г. Соловьев