ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-541/2022 от 03.11.2022 Дудинского районного суда (Красноярский край)

84RS0001-01-2022-000693-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2022 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе судья Пигиной Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-541/2022 по административному исковому заявлению Аксенова Ивана Евгеньевича к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в проставлении отметки в охотничьем билете и возложении обязанности устранить нарушение права на проставление отметки в охотничьем билете,

УСТАНОВИЛ:

Аксенов И.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, ссылаясь на следующие обстоятельства. Аксенов И.Е. является представителем коренного малочисленного народа Севера – долганином, зарегистрирован и проживает в пос. Усть-Авам, имеет охотничий билет серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ. С 01.09.2022 и по настоящее время работает в филиале Таймырского казенного образовательного учреждения «Дудинская средняя школа № 1 п. Усть-Авам в должности рабочего по комплексному обслуживанию зданий. В соответствии со справкой № 1 от 19.09.2022, выданной председателем семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Кюн таксара» (Восход), Аксенов И.А. является членом указанной общины и ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционные виды хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера – рыболовство, промысловую охоту. В августе 2022 г. Аксенов И.Е. обратился с заявлением в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, в котором просил принять решение о простановке в его охотничьем билете серии , выданном ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». Из ответа Министерства следует, что в проставлении отметки отказано в связи с тем, что «Письмом Минприроды России от 10.06.2022 № 3-25557 в субъекты были направлены методические рекомендации в форме типового административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца». Согласно методическим рекомендациям при обращении за получением государственной услуги гражданин вправе указать в заявлении на свою принадлежность к лицам, относящимся малочисленным народам (национальность), а также предоставить документы и их копии, подтверждающие право заявителя на осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Министерством был направлен запрос в ФАДН России о наличии гражданина Аксенова И. Е в Списке. Согласно письму ФАДН России от 10.08.2022 № 24133-01.1-24-03 сведения о гражданине Аксенове И. Е в Списке не содержатся». Истец полагает, что данный ответ нарушает его право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, гарантированное ему как представителю коренных малочисленных народов Севера, осуществляющему охоту в качестве основы существования, статьей 19 Закона об охоте, а также пунктом 11 Порядка. Ссылка Министерства на то, что Аксенов И.Е., как представитель коренного малочисленного народа Севера, в обязательном порядке должен состоять в Списке ФАДН России, по мнению истца абсолютно противозаконна, поскольку в его свидетельстве о рождении, чётко указано, что его родители относятся к коренным малочисленным народам Севера, отец - долганин, мать - нганасанка. Свидетельство о рождении, выданное соответствующим государственным органом, является официальным документом и по своей юридической значимости, выше, чем какой-либо Список. Ответ министерства не соответствует указанным правовым нормам. Кроме того, предоставление истцу права на осуществление традиционной охоты (с проставлением соответствующей отметки в охотничьем билете) соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.07.2021 года № 32-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и части 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова". Пунктом 1 резолютивной части указанного Постановления установлено: «Признать часть 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и часть 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - они не исключают осуществления лицом, которое является представителем одного из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоты на условиях, установленных для коренных малочисленных народов, на территории проживания этого народа н в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, если такое лицо не проживает постоянно в местах традиционного проживания этого народа, но сохраняет объективно подтвержденную связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, в том числе осуществляет в указанных местах традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания». Таким образом, право на проставление отметки о традиционной охоте закреплено этим постановлением Конституционного Суда РФ даже за гражданином, который: является представителем коренного малочисленного народа РФ; не проживает постоянно в местах традиционного проживания этого народа; осуществляет в местах традиционного проживания этого народа традиционную хозяйственную деятельность в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания (тем самым сохраняет объективно подтвержденную связь с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков). В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, является территорией традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. В связи с изложенным просит признать незаконным оформленный письмом от 25.08.2022 № 77-011507 «О простановке отметки», отказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в простановке в охотничьем билете Аксенова Ивана Евгеньевича, серии , выданном ДД.ММ.ГГГГ отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления»; обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края устранить нарушение права Аксенова Ивана Евгеньевича на простановку в охотничьем билете отметки: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».

Из возражений представителя административного ответчика следует, что с исковыми требованиями они не согласны по тем основаниям, что оспариваемое истцом решение было принято на основании Порядка выдачи и аннулировании охотничьего билета единого федерального образца, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 №13, в соответствии с п.11 которого при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления". Критерием для проставления указанной отметки является принадлежность заявителя к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или к лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования. Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.06.2022 года № 3-25557 направлены методические рекомендации в форме типового административного регламента по предоставлению государственной услуги «выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца», согласно пп.2 п. 76 которых в случае если в заявлении содержится информация о принадлежности заявителя к лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, уполномоченным органом запрашивается информация о наличии заявителя в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ в Федеральном агентстве по делам национальностей. Из ответа на запрос, министерством получен ответ от 10.08.2022 года о том, что Аксенов И.Е. в таком списке не значится. Кроме того, из искового заявления следует, что Аксенов имеет постоянное место работы, является членом Семейно-родовой общины, в связи с чем охота не является для него основой существования. Учитывая изложенное, представитель административного ответчика просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Административный истец Аксенов И.Е. и административный ответчик Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в лице представителя Неткачевой Н.А. извещены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ, судом определено рассмотреть данное дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 69 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы защиты исконной среды обитания и прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования находятся, исходя из ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 года № 209-ФЗ (далее - Закон № 209-ФЗ) определено, что охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет серию и номер, выдается органом исполнительной власти. В соответствии с ч. 3 статьи 34 Закона № 209-ФЗ выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца (далее - охотничий билет) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок выдачи охотничьего билета установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии № 13 от 20.01.2011 года «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета».

Пунктом 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца (далее - Порядок), действовавшим на дату обращения административного истца в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, предусмотрено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".

Критерием для проставления указанной отметки является принадлежность заявителя к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или к лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования

Согласно пункту 12 Порядка записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Из ст. 3 Федерального закона от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» следует, что закон устанавливает три категории лиц, на которых распространяется указанный Федеральный закон, а именно:

- на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами. (абз. 1 п.1 ст.3)

- на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления. (абз. 2 п.1 ст.3)

- на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. (ч.3 ст.3)

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 года № 536-р, утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся долганы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 года № 631-р в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утверждены Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к числу которых отнесен Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края, а к числе видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, отнесены, в том числе, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции (п.7 Перечня).

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право, в частности: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации; пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон № 209-ФЗ), правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов). В соответствии со ст.2 Федерального закона об охоте правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в том числе на принципе учета интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Закона № 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Как следует из ст. 12 Закона № 209-ФЗ в соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.19 Закона № 209-ФЗ, охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

Из содержания указанных правовых норм следует, что правом на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления с простановкой в их охотничьем билете отметки (штампа) «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» обладают не только лица, относящиеся к малочисленным народам, Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, но и лица, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

Судом установлено, что Аксенов Иван Евгеньевич родился в <адрес> края. Его родители – отец ФИО2 по национальности является долганином, мать ФИО3 по национальности является нганасанкой.

Аксенов И.Е. постоянно проживает в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов - на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть понужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Принимая во внимание, что мать административного истца является по национальности нганасанкой, Аксенов И.Е. в силу ч.1 ст. 26 Конституции РФ вправе относить себя по национальности к нганасанам.

Из представленной копии паспорта Аксенова И.Е. следует, что он с 12 ноября 1999 года, то есть с рождения, действительно проживает на территории п. Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Из справки Таймырского казенного образовательного учреждения «Дудинская средняя школа № 1» от 21.09.2022 г. следует, что Аксенов И.Е. с 01.09.2022 по настоящее время работает в филиале Таймырского казенного образовательного учреждения «Дудинская средняя школа № 1» п. Усть-Авам в должности рабочего по комплексному обслуживанию зданий. Аксенов И.Е. имеет охотничий билет серии 24 , выданный ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Аксенов И.Е., являясь долганом по рождению, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности долган – Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края, занимаясь традиционным хозяйствованием долган (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на свободную охоту (без какого-либо разрешения) в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления, в силу этого на простановку в своем охотничьем билете отметки (штампа) «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», предусмотренного пунктом 11 Порядка выдачи охотничьего билета, установленного приказом Минприроды РФ от 20.01.2011 года № 13.

Письмом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25.08.2022 года № 77-011507 следует, что Аксенову И.Е. отказано в проставлении в его охотничьем билете данной отметки (штампа) по основанию, аналогичном выраженном в возражениях административного ответчика.

Вместе с тем, данные доводы суд находит несостоятельными, поскольку в смыслу положений Федеральным законом от 30.04.1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в единстве с Федеральным законом от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.19), имеющих высшую юридическую силу по отношению к приказу Минприроды РФ от 20.01.2011 года № 13 «Об утверждении порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета, формы охотничьего билета», охота без какого-либо разрешения в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления, является льготой малочисленных народов Российской Федерации, в том числе малочисленных народов, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления, по природопользованию.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности отказа Аксенову И.Е. в простановке в его охотничьем билете отметки (штампа) «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», в связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку оспоренным решением нарушаются гарантии прав Аксенова И.Е., как представителя малочисленного народа Севера на свободную охоту.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными правомочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Аксенова Ивана Евгеньевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25.08.2022 года № 77-011507 в простановке в охотничьем билете Аксенова Ивана Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ, Министерством экологии и природопользования Красноярского края отметки (штампа) «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления».

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края проставить в охотничьем билете Аксенова Ивана Евгеньевича указанную отметку (штамп) в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 15 дней с момента получения копии, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья Н.А. Пигина