ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5426/22 от 17.05.2022 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2А-5426/22

45RS0026-01-2022-005488-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 17.05.2022

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Шалютиной Е.М., при секретаре Шариповой Г.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Василенко А.В. к судебному приставу-исполнителю Балышевой И.А., судебному приставу-исполнителю Тюриной Т.М., УФССП России по Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Василенко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Балышевой И.А., судебному приставу-исполнителю Тюриной Т.М., УФССП России по Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование указал, что 15.12.2021 на его счет была зачислена стимулирующая выплата за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ № 484 от 12.04.2020 от ФСС РФ. Поступившие денежные средства были списаны в полном объеме. Выплата является частью заработной платы, но в возврате 50% было отказано. Просит признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей Балышевой И.А., Тюриной Т.М., выразившееся в ненаправлении копии постановления об отказе в удовлетворении заявления в установленный законом срок; признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей выразившееся в удержании 100% заработной платы, перечисленной 15.12.2021, а также в непринятии мер по возврату излишне удержанных денежных средств; обязать судебных приставов-исполнителей устранить нарушение прав и законных интересов.

Василенко А.В.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители Балышева И.А., Тюрина Т.М. с заявленными требованиями не согласились.

Представитель УФССП России по Курганской области, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения, кроме прочих, являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (п. 1); обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (п. 2).

Из материалов дела следует, что на принудительном исполнении в КГО СП № 5 Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области находятся исполнительные производства № 27458/21/45035 от 29.01.2021 о взыскании задолженности в размере 222454,31 руб. с должника Василенко А.В., в пользу взыскателя ООО "ТРАСТ"; № 98950/21/45035 от 22.11.2021 о взыскании госпошлины присужденной судом в размере 400 руб. с должника Василенко А.В., в пользу взыскателя ИФНС России по г. Кургану; № 99686/21/45035 от 23.11.2021 о взыскании налога пени и штрафа за счет имущества в размере 4106,22 руб. с должника Василенко А.В. в пользу взыскателя ИФНС России по г. Кургану; № 104621/21/45035 от 06.12.2021 о взыскании налога пени и штрафа за счет имущества в размере 5191,84 руб. с должника Василенко А.В. в пользу взыскателя ИФНС России по г. Кургану. В добровольном порядке требования исполнительного документа исполнены не были.

В хоте принудительного исполнения было установлено, что Василенко А.В. имеет расчетный счет в ПАО «Сбербанк», в связи с чем 10.11.2021 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника находящиеся в банке, или иной кредитной организации.

Денежные средства, поступившие 10.12.2021 в размере 1940,80 руб., и 15.12.2021 в размере 2165,42 руб., 400 руб., 5191,84 руб., на расчетный счет КГО СП № 5 УФССП России по Курганской области перечислены в пользу ИФНС России по г. Кургану, исполнительные производства № 98950/21/45035, 99686/21/45035, 104621/21/45035 окончены фактическим исполнением.

Денежные средства, поступившие 15.12.2021 в размере 17393,24 руб. на расчетный счет КГО СП № 5 УФССП России по Курганской области от ПАО «Сбербанк» перечислены в пользу ООО «Траст».

Постановление об обращении взыскания на заработную плату по исполнительным производствам в организацию <данные изъяты>, где трудоустроен Василенко А.В., не направлялось.

16.12.2021 Василенко А.В. написал заявление о возврате денежных средств, постановлением от 21.12.2021 в удовлетворении заявления отказано. Копия постановления Направлена Василенко А.В. 22.12.2021.

Доводы Василенко А.В. о незаконном бездействии административных ответчиков являются необоснованными и материалами дела не подтверждаются. Тот факт, что данный счет является зарплатным, сами по себе не исключают возможность обращения взыскания на средства данного счета, поскольку режим счета, допускает приходные операции, не связанные с зачислением заработной платы. Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке, предусмотрено законом в качестве меры принудительного исполнения, не противоречит ему и направлено на своевременное исполнение исполнительного документа, поскольку в любой момент у должника может появиться иной доход в виде поступлений денежных средств на личный счет от физических либо юридических лиц.

Как предусмотрено ч. 4.1 ст. 70 Закона об исполнительном производстве, если должник является получателем денежных средств, в отношении которых ст. 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 70 Закона об исполнительном производстве лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых ст. 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

Частью 3 ст. 98 Закона об исполнительном производстве, регулирующей порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, предусмотрено что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных ст. 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах (часть 5.2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).

Согласно п. 15.5 Перечня и описания реквизитов платежного распоряжения, утвержденного Положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» код вида дохода указывается лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, с учетом единовременного или периодического характера выплат один из следующих кодов вида дохода:

1 - перевод денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания;

2 - перевод денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии с ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание и которые имеют характер периодических выплат, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона об исполнительном производстве ограничения по обращению взыскания не применяются;

3 - перевод денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона об исполнительном производстве ограничения по обращению взыскания не применяются и которые имеют характер периодических выплат.

В случаях, установленных частью 3 статьи 98 Закона об исполнительном производстве, в реквизите реестра, предназначенном для указания назначения платежа, указывается информация о сумме, взысканной по исполнительному документу, в следующей последовательности: символ "//", "ВЗС" (взысканная сумма), символ "//", сумма цифрами, символ "//". При указании суммы цифрами рубли отделяются от копеек символом "-" (тире). В случае если взысканная сумма выражена в целых рублях, после символа "-" (тире) указывается "00" (пункт 1.20 Положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»).

Согласно ответу <данные изъяты> при формировании платежного документа был указан код вида дохода «3» - при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Закона об исполнительном производстве ограничения по обращению взыскания не применяются.

Также суд считает необходимым отметить, что постановление Правительства Российской Федерации № 484 от 12.04.2020, на которое административный истец ссылается в обоснование своих требований, не устанавливает виды и порядок предоставления медицинским работникам стимулирующих выплат, а регламентирует межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Оценив фактические обстоятельства дела, а также руководствуясь вышеуказанными нормами в их правовой взаимосвязи, суд приходит к выводу, что соблюдение ограничений, установленных ст. 99 Закона об исполнительном производстве при производстве удержаний из заработной платы должника, в том числе, зачисляемой на счет, открытый в банке, не постановлен в зависимость от действий судебного пристава - исполнителя, а является обязанностью лица, выплачивающего заработную плату и банковской организации.

Для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца. Такая совокупность по делу не установлена, в связи с чем, оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя каких-либо обязанностей невозможно.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Василенко А.В. к судебному приставу-исполнителю Балышевой И.А., судебному приставу-исполнителю Тюриной Т.М., УФССП России по Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.

Судья Е.М.Шалютина