ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5427/202306И от 06.06.2023 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-5427/2023 06 июня 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.,

при секретаре Иванченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Председателю Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО6, Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, заместителю председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО7, ведущему специалисту отдела Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Председателю Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО6, Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, заместителю председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО7, ведущему специалисту отдела Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, в обоснование требований указав, что из Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО6 было направлено заявление ФИО3 исх.н.47-0004/31-9964-2022, которое зарегистрировано в Комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области за номером ГЖИ-08-12174 от 27.0.2022 г. и рассмотрено административными ответчика по существу и по результатам рассмотрения принято решение, ответ на которое ФИО3 был направлен по электронной почте.

ФИО3 считает действия по организации и поведении проверочных мероприятий по его заявлению, поступившему 27.09.2022 г. из Управления Росреестра по Ленинградской области и принятые административными ответчиками решения, изложенные в ответе исходящий номер ГЖИ-08-12550 от 26.10.2022 г. незаконными.

В связи с чем просит суд:

- признать действия по организации и проведению проверочных мероприятий по заявлению ФИО3, принятые меры по защите нарушенных прав административного истца и решения административных ответчиков – Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, Председателя Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО6, заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО7, ведущего специалиста отдела Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области – ФИО9, изложенное в ответе исх.н.08-12550 от 26.10.2022 г. незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

В настоящем судебном заседании административный истец административные исковые требования подержал, проси суд из удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель администратвиного ответчика Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения администратвиного дела, представлен в материалы администратвиного дела письменный мотивированный отзыв по административному иску, с просьбой об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Административные ответчики Председатель Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО6, заместитель председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО7, ведущий специалист отдела Комитета Государственного жилищного надзора и контроля <адрес>ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения администратвиного дела, представлены заявления о рассмотрении администратвиного дела в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц ООО «РКС-Энерго», Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, МП «ВПЭС», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения администратвиного дела, в настоящее судебное заседание не явились, в материалы администратвиного дела представлены письменные возражения на административный иск.

При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, так как их явка не была признана судом обязательной.

Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа ФИО2 власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что 20.09.2022 г. ФИО3 обратился на официальный сервис Роспотребнадзора с обращением, в котором указал, что ранее, начиная с 2019 г. он неоднократно обращался в связи с незаконными действиями сетевой организации МП «ВПЭС» и гарантирующего поставщика электроэнергии в Ленинградской области ООО «РКС Энерго». Длительное время в его жилой дом в г.Всеволожске незаконно не подавался коммунальный ресурс. Напряжение по проектной схеме в соответствии безопасности было подано в дом только 04.01.2021 г. Поставщик электроэнергии ООО «РКС-энерго» незаконно и необоснованно продолжает выставлять ему счета на оплату за электроэнергию с указанием преднамеренно созданного при участии МП «ВПЭС» начисленного долга в размере рублей за август 2022 г. по лицевому счету . В счете за июль 2022 г. незаконно указана задолженность в размере рубля, за июнь 2022 г. в размере . Необоснованный долг в рублей так же указан в выставленном ООО «РКС-энерго» счете за август 2022 г. по лицевому счету . По всем необоснованно выставленным счетам на оплату не производит. Оплата за потребленную электроэнергию производится им по показаниям поверенных и исправных приборов учета регулярно в установленные сроки за конкретные периоды и в полном объеме. Показания приборов учета передаются ежемесячно до 25-го числа путем направления заявления в исполнительный орган ООО «РКС-энерго» по электронной почте. Ответы от генерального директора ООО «РКС-энерго» ФИО8 на свои обращения по вопросу несогласия с инкриминируемыми ФИО3 долг не получает. Считает, что ООО «РКС-энерго» во главе с Генеральным директором ФИО8 систематически нарушает действующее законодательство РФ и права ФИО3, просит провести проверку и привлечь виновных лиц к строгой ответственности.

Письмом исходящий от 27.09.2022 г. Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в адрес Председателя комитета государственного и жилищного надзора и контроля Ленинградской области ФИО6 направило обращение ФИО3 для рассмотрения по существу.

Письмом заместителя председателя Комитета государственного и жилищного надзора и контроля Ленинградской области исходящий номер ГЖИ-08-12550 от 26.10.2022 г. ФИО3 сообщено, что ранее обращение ФИО3 №гжи-08-7479 от 10.06.2022 г. ФИО3 были предоставлены разъяснения по задолженности. Дополнительно информирует Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 г. №1, осуществляет государственный жилищный надзор на территории Ленинградской области (региональный государственный жилищный надзор), контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ленинградской области, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ленинградской области, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Ленинградской области. В соответствии с Положением о Комитете Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 №1 вопросы, связанные с возникновением задолженности, пени не входят в компетенцию Комитета. Таким образом, Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области не проводит внеплановые проверки возникновения задолженности. При несогласии с задолженностью, ФИО3 необходимо обратиться непосредственно в ООО «РКС-энерго» для проведения сверки. Кроме того, ФИО3 вправе обжаловать в суде действия ООО «РКС-энерго» о взыскании с ФИО3 задолженности. Также ФИО3 информирован, что действующим законодательством не предусмотрено самостоятельное уменьшение размера платы. Согласно информации, предоставленной ООО «РКС-энерго» на обращения которые были направлены Вами в адрес ООО «РКС-энерго» были предоставлены ответы (исх. №03-08/5658 от 11.02.2020 г., №13-02/2544 от 21.04.2022 г., №01-08/1213 от 23.06.2021 г., №01-08/2025 от 08.10.2021, №01-08/2605 от 07.12.2021 г., №01-08/2775 от 22.12.2021 г., №01-08/322 от 15.02.2022 г.).

ФИО3, указывая на незаконность ответа Комитета государственного и жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 27.09.2022 г. просит суд признать незаконными действия административных ответчиков по организации и проведению проверочных мероприятий по его заявлению.

Рассматривая административные исковые требования ФИО3 суд приходит к их необоснованности, исходя из следующего.

Из материалов администратвиного дела очевидно следует, что обращение заявителя содержало жалобу на действия ООО «РКС-энерго» по факту необоснованного выставления ООО «РКС-энерго» счетов на оплату потребленной заявителем коммунальной услуги по поставке электрической энергии в жилой дом в г. Всеволожск. ФИО3 настаивает, что оплату электроэнергии он производит по своему расчету согласно показаниям приборов учета, которые ежемесячно подает в ООО «РКС-энерго». Заявитель не признает указываемый поставщиком электроэнергии в счетах на оплату долг, просил провести проверку и привлечь виновных в ответственности.

В установленные сроки заявителю был направлен ответ, согласно которому ему сообщено, что ранее Комитетом Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области заявителю уже предоставлялись разъяснения, по задолженности в ответ на обращение от 10.06.2022 г. №гжи-08-7479.

Вместе с этим, Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области дополнительно разъяснил, что в силу Положения о Комитете Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 г. №1, в компетенцию Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области не входят полномочия по проверке ресурсоснабжающих организаций в части правильности расчета задолженности за потребленные коммунальные ресурсы. Заявителю разъяснено право инициировать проведение сверки расчетов с поставщиком электроэнергии, а в случае не достижения соглашения по размеру долга - обратиться в суд в защиту своих прав в общегражданском порядке.

Обращаясь в суд с административным иском, ФИО3 указывает, что в ответе содержатся недостоверные сведения. При этом в чем именно, по его мнению, выражается недостоверность сведений не поясняет.

Также административный истец считает, что Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области необоснованно не провел проверку в отношении ООО «РКС-энерго», представленный ответ является отпиской. По мнению заявителя, Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области должен был направить результат проверки по доводам обращения в управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, а в случае недостаточности полномочий перенаправить обращение в иной государственный орган для обеспечения объективного, всестороннего рассмотрения его обращения.

Суд с доводами административного иска не соглашается, полагает предоставленный ответ законным и обоснованным, в котором содержатся исчерпывающие разъяснения по изложенным в обращении фактам.

Так, в соответствий с п.1.1 Положения о комитете государственного Жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 г. N1, Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Ленинградской области (региональный государственный жилищный надзор), контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ленинградской области, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ленинградской области установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также лицензирование предпринимательской деятельности по, управлению многоквартирными домами и региональный государственный лицензионный, контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Ленинградской области (далее - региональный государственный лицензионный контроль).

Согласно п.3.1. Положения при осуществлении регионального государственного жилищного надзора Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, в том числе, организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; обязательных правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; обязательных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; обязательных правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Обязательные правила предоставления коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Требования к качеству коммунальной услуги электроснабжения установлены в разделе IV Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354: п.9 бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года; п. 10 Постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014).

Вопросы определения размера оплаты за потребленный коммунальный ресурс, основания возникновения задолженности за потребленный коммунальный ресурс, правильность расчета оплаты с учетом фактического или нормативного потребления коммунального ресурса не относятся к качеству коммунальной услуги или обязательным правилам предоставления коммунальной услуги.

Спор потребителя коммунальной услуги с поставщиком коммунальной услуги о размере потребленной коммунальной услуги, правильности выставления счета на оплату и определения размера задолженности не входит в предмет государственного жилищного надзора. Данный спор вытекает из гражданского договора между потребителем и поставщиком электроэнергии и в случае возникновения между ними индивидуального спора подлежит разрешению в судебном порядке согласно ГПК РФ, Закона о защите прав потребителей РФ.

Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области не уполномочен давать ООО «РКС-Энерго» обязательные указания по пересчету задолженности, исключению задолженности или проверять правильность выставления потребителю счета на оплату электроэнергии.

Таким образом, Комитетом Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области законно и обоснованно разъяснено заявителю, что основания для проведения проверки в отношении ООО «РКС-Энерго», о которой просил, заявитель в обращении, отсутствуют.

Одновременно с этим, у Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области отсутствовали основания и для перенаправления обращения ФИО3 в иной государственный орган.

В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 г. N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Между тем, вопрос о проведении проверки по факту несогласия с размером начисленной потребителю задолженности за поставленный коммунальный ресурс не входит в компетенцию никакого органа государственной власти.

Согласно ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных, законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Вместе с тем, правильность расчета оплаты за потребленную электроэнергию, вопросы возникновения й прекращения задолженности, обоснованности выставляемых сумм оплаты не входят в предмет государственного контроля, поскольку не относится к обязательным требованиям, соблюдение которых подлежит государственному контролю.

Комитет Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, как и иные государственные органы исполнительной власти не вправе произвольно вторгаться в сферу договорных отношений поставщиков коммунальных ресурсов и потребителей, давать им обязательные указания по вопросам, не относящимся к соблюдению обязательных требований предоставления коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, поступившее обращение ФИО3 не подлежало передаче по компетенции в адрес иного государственного органа.

Гражданско-правовой спор ФИО3 с ООО «РКС-Энерго» о размере задолженности и обоснованности выставления счетов на оплату электроэнергии с указанием размера задолженности подлежит разрешению в судебном порядке, как спор о гражданских правах и обязанностях из договора поставки электрической энергии для бытовых нужд.

Данное обстоятельство, по мнению суда, так же подтверждается материалами администратвиного дела, из которых следует, что между ООО «РКС-энерго» и ФИО3 заключен договор энергоснабжения в устной форме в отношении объекта по адресу <адрес>.

По результатам проведенной проверки в отношении объекта актом от 13.09.2007 г. выявлено истечение срока метрологической поверки счетчика электрической энергии, в связи с не установлением потребителем ФИО3 исправного счетчика, что следует из акта проверки, который не признан судом незаконным, согласно п.59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, расчет потребленной электрической энергии определялся из рассчитанного среднемесячного потребления, а далее по нормативу. В связи с тем, что потребитель не оплачивал потребленную электроэнергию, рассчитанную исходя из расчетного способа, предусмотренного действующим законодательством, что не оспаривал ФИО3, у него образовалась задолженность, которую он также в судебном порядке не оспаривал и одновременно с этим не производил оплату задолженности.

Как следует из письменного мотивированного отзыва на административный иск, ООО «РКС-энерго» сведениями о проверках прибора учета, об их поверках какими-либо иными организациями не обладает и в адрес ООО «РКС-энерго» они не поступали. Кроме того, иные приборы учета электроэнергии вплоть до конца 2020 года не допускались в эксплуатацию.

Также ООО «РКС-энерго» указывает, что в отношении энергоснабжаемого объекта «жилой дом» силами сетевой организации МП «ВПЭС были проведены работы по обеспечению электроснабжения и допуску в эксплуатацию прибора учета электрической энергии, установленного МП «ВПЭС». Согласно информации сетевой организации МП «ВПЭС», ФИО3 был уведомлен о дате допуска прибора учета в эксплуатацию, но не присутствовали при данных событиях. Копия акта допуска прибора учета была направлена в адрес ФИО3 почтовым отправлением. Таким образом, с 18.12.2020 г. начисление платы за потребленную электрическую энергию производится на основании показаний прибора учета ЦЭ 2727А , являющегося расчетным согласно акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

Таки образом, очевидно из позиций администратвиного истца, с одной стороны, и ООО «РКС-энерго», с другой стороны, очевидно следует, наличие гражданско-правового спора, который ни одной из сторон не разрешается в судебном порядке.

Однако данное обстоятельство не влечет за собой незаконность действий административных ответчиков в рамках оспариваемого ФИО3 ответа от 26.10.2022 г., данного на основании ответов и переписки, полученных, в том числе от ООО «РКС-энерго» в рамках компетенции должностных лиц и полномочий Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области.

При таком положении дела, административные исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат, как необоснованные, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Председателю Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО6, Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, заместителю председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - ФИО7, ведущему специалисту отдела Комитета Государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области о признании действий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 20 июня 2023 года.