ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-542/17ГОДА от 28.11.2017 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-542/2017 года Решение в окончательной форме

принято 28.11.2017 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева

при секретаре Галаховой Ю. С.,

с участием представителя административного истца – ст. помощника и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Нескучаевой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 23 ноября 2017 года административное дело по административному иску и. о. Осташковского межрайонного прокурора в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области, Комитету по управлению и распоряжению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области об обязании создать нормативный запас резервного топлива,

УСТАНОВИЛ:

И. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц с учетом изменения в порядке ст.46 КАС РФ административных исковых требований обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Осташковский район» Тверской области, Комитету по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» Тверской области о признании незаконным бездействия последних по формированию нормативного запаса резервного топлива и обязании обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Осташковский район» и Комитетом по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением Главы МО «Осташковский район» от 03.10.2011 года № 881 «О районном резерве топлива» в целях обеспечения устойчивого прохождения отопительных периодов и предотвращения чрезвычайных ситуаций на предприятиях, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», создан запас резервного топлива (каменного угля) в объеме 1300 тонн.

Администрацией МО «Осташковский район» в соответствии с приказом Минэнерго России № 377 от 10.08.2012 года произведен расчет нормативного запаса резервного топлива из расчета 45 суток для твердотопливных котельных, осуществляющих теплоснабжение в отопительный период 2017-2018 годов. Объем каменного угля составил 446,89 тонн, соответствующие изменения внесены в муниципальные правовые акты.

При этом запас резервного топлива в объеме 446,89 тонн отсутствует.

Отсутствие установленного объема резервного топлива в районном резерве создает реальную угрозу возникновения на территории Осташковского района аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения.

Указанное нарушение свидетельствует о неисполнении административными ответчиками возложенных на них законодательными актами полномочий, неисполнение требований законодательства в сфере теплоснабжения затрагивает жилищные права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании ст. помощник и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области на основании доверенности Нескучаева О. В. требования, изложенные в административном исковом заявлении и заявлении об изменении административного иска в части объема нормативного запаса резервного топлива в каменном угле, поддержала.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Осташковский район» Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, его явка в судебное заседание обязательной не признавалась, в связи с чем, дело на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве (л.д.76-81) в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по формированию нормативного запаса резервного топлива просил отказать, ссылаясь на то, что отсутствие каменного угля обусловлено действиями третьих лиц, а также на то, что в муниципальном образовании чрезвычайная ситуация не объявлена, при этом в бюджете отсутствуют необходимые денежные средства на приобретение нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн.

Представитель административного ответчика – Комитета по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка, его явка в судебное заседание обязательной не признавалась, в связи с чем, дело на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрено в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика на основании доверенности Федорова Т. А. в удовлетворении заявленных требований просила отказать по мотивам и доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.42-47), считая, что Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» Тверской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

Суд, выслушав ст. помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, считает административные исковые требования и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа приведенных норм закона следует, что административное исковое заявление, поданное в порядке Главы 22 КАС РФ, может быть признано обоснованным только в том случае, если обжалуемое решение, действие (бездействие), которыми нарушены права и свободы, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, должно и могло быть выполнено соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, но не выполнено им.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании п.2 ч.3 ст.11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.п.3,7,21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из подп.«а,д,ж» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Согласно подп.«в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

На основании пункта 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Как следует из п.п.3,8,23 ч.1 ст.9 Устава МО «Осташковский район» к вопросам местного значения Осташковского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Осташковского района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Осташковского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч.1 ст.27 Устава Администрация Осташковского района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

Согласно п.п.7,23 ч.1 ст.28 Устава Администрация Осташковского района в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом: реализует полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского района; участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Осташковского района (л.д.11-17,83-86,98-106).

Из постановления Главы МО «Осташковский район» от 03.10.2011 года № 881 «О районном резерве топлива» следует, что в целях обеспечения устойчивого прохождения отопительных периодов и предотвращения чрезвычайных ситуаций на предприятиях, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», создан районный резерв топлива (каменного угля) в объеме 1300 тонн, определен орган по управлению и распоряжению районным резервом топлива – Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» (л.д.28).

Вышеуказанным постановлением также утверждено Положение о районном резерве топлива, согласно которому районный резерв топлива создается с целью оперативного обеспечения предприятий, осуществляющих теплоснабжение жилищного фонда и объектов соцкультбыта сельских поселений, входящих в состав МО «Осташковский район», топливом при возникновении кризисных ситуаций и для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий. Управление и распоряжение районным резервом топлива осуществляется Администрацией МО «Осташковский район» и Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район». Комитет по управлению имуществом МО «Осташковский район» является получателем и распорядителем средств районного бюджета на создание районного резерва топлива, а также на возмещение фактических расходов по хранению и отпуску топлива из указанного резерва (л.д.29-31).

Решением Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 16.01.2014 года № 111 утверждено Положение о Комитете по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», согласно которому последний является правопреемником Комитета по управлению имуществом МО «Осташковский район», осуществляет в установленном порядке от имени МО «Осташковский район» права собственника по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом МО «Осташковский район» (л.д.18-23,87-93).

На основании приказа Минэнерго России № 377 от 10.08.2012 года нормативный неснижаемый запас твердого топлива должен составлять 45 суток, исходя из этого, Администрацией МО «Осташковский район» рассчитана потребность в каменном угле для создания резерва топлива в объеме 446,89 тонн (л.д.48).

Постановлением Администрации МО «Осташковский район» от 10.11.2017 года № 889 в постановление Администрации МО «Осташковский район» от 21.04.2017 года № 317 «О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» внесены изменения, Приложение № 2 изложено в новой редакции, согласно которой определен объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций МО «Осташковский район», в том числе, каменного угля в объеме 446,89 тонн (л.д.82,94-97).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по созданию нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн, отнесенная к компетенции Администрации МО «Осташковский район» и Комитета по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», последними в нарушение Устава МО «Осташковский район», Положения о Комитете по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», постановления Главы МО «Осташковский район» «О районном резерве топлива», постановления Администрации МО «Осташковский район» от 10.11.2017 года № 889, действующего федерального законодательства, не исполняется, в связи с чем, создается реальная угроза возникновения на территории Осташковского района Тверской области аварийной ситуации, что в осенне-зимний период может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения вреда частной, муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных прав граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимний период.

При этом доказательств, подтверждающих принятие мер по созданию нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн, административными ответчиками не представлено.

Администрация МО «Осташковский район» и Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» в силу вышеприведенных правовых норм были обязаны принимать меры по соблюдению федерального законодательства в части обеспечения наличия нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн, а не исполнение вышеуказанных действий является незаконным бездействием.

Обязанность по совершению вышеуказанных действий административными ответчиками, напрямую предусмотрена федеральным законодательством, Уставом МО «Осташковский район», постановлением Главы МО «Осташковский район» «О районном резерве топлива», Положением о Комитете по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», в связи с чем, довод о том, что Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» является ненадлежащим административным ответчиком несостоятелен.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку вопрос по обеспечению наличия нормативного запаса резервного топлива в каменном угле находится в компетенции Администрации МО «Осташковский район» и Комитета по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район», которые допускают нарушения федерального законодательства, суд считает необходимым административные исковые требования и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить, обязав административных ответчиков обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн.

Доводы административных ответчиков о том, что отсутствие нормативного запаса резервного топлива (каменного угля) обусловлено действиями третьих лиц, чрезвычайная ситуация в муниципальном образовании не объявлена, что в бюджете МО «Осташковский район» отсутствуют необходимые денежные средства на приобретение нормативного запаса резервного топлива (каменного угля), не являются основаниями для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований и не освобождает Администрацию МО «Осташковский район» и Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» от выполнения обязанностей в сфере защиты населения и территории МО «Осташковский район» от чрезвычайных ситуаций, по соблюдению требований, возложенных на нее вышеприведенным федеральным законодательством.

Также на основании п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым обязать Администрацию МО «Осташковский район» и Комитет по управлению и распоряжению имуществом МО «Осташковский район» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области, Комитету по управлению и распоряжению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области об обязании создать нормативный запас резервного топлива удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области и Комитета по управлению и распоряжению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области по формированию нормативного запаса резервного топлива.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области и Комитет по управлению и распоряжению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области обеспечить наличие нормативного запаса резервного топлива в каменном угле в объеме 446,89 тонн.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области и Комитет по управлению и распоряжению имуществом Муниципального образования «Осташковский район» Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – и. о. Осташковского межрайонного прокурора Тверской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Федеральный судья А. И. Лебедев