Дело №2а-542/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Йошкар-Ола 31 января 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Юмановой Е.В.,
при секретаре Малининой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панкратовой Анны Радифовны к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», заместителю мэра
г. Йошкар-Олы о признании незаконным уведомления, возложении обязанности выдать уведомление,
УСТАНОВИЛ:
Панкратова А.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданное Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» 25 октября 2018 года, возложить на Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность выдать
Панкратовой А.Р. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> На земельном участке расположен жилой дом.
18 октября 2018 года Панкратова А.Р. обратилась в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. 25 октября 2018 года в ответ на уведомление административный истец получила уведомление о несоответствии указанных ею параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку строительство объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в зоне застройки многоквартирными домами Ж-1, в границах которой расположен принадлежащей истцу земельный участок. Панкратова А.Р. полагает незаконным данное уведомление, указывая, что на земельном участке фактически расположен жилой дом. Административный истец зарегистрирована по месту жительства в доме с 2010 года. Принадлежащий истцу земельный участок предоставлялся прежнему собственнику для размещения жилого дома, в установленном законом порядке не изымался, ограничений права собственности не установлено.
В судебном заседании административный истец Панкратова А.Р., представитель административного истца Панкратов В.О. заявленные требования поддержали, пояснили, что на принадлежащем истцу земельном участке располагался жилой дом, в настоящее время снесенный. Административным истцом возведен другой объект индивидуального строительства.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Хлебников В.И. возражал против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Дождиков А.С. полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Привлеченный в качестве административного ответчика заместитель мэра г. Йошкар-Олы Покровский Л.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, материалы дел правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Нормами ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ от 29 декабря 2004 года предусмотрен порядок направления застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с ч.. 3 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ).
Основания для направления уполномоченным органом уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке определены ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как установлено в судебном заседании, Панкратова А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Земельный участок предоставлялся прежнему собственнику ФИО8 постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 18 августа
2006 года № для размещения жилого дома.
В соответствии с градостроительным планом принадлежащего административному истцу земельного участка от 25 января 2018 года участок расположен в территориальной зоне Ж-1 – зона застройки многоквартирными домами. На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом площадью застройки 133,56 кв.м.
18 октября 2018 года Панкратова А.Р. обратилась в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
По пояснению административного истца, ранее размещенный на принадлежащем ей земельном участке объект индивидуального жилищного строительства снесен и вновь возведен другой объект.
25 октября 2018 года Панкратовой А.Р. направлено уведомление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что размещение указанного Панкратовой А.Р. объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования территориальной зоны Ж-1 (зона застройки многоквартирными домами), в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> поскольку перечнем видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны Ж-1, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V, размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Кроме того, в уведомлении Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» указано, что согласно топографической основе города
Йошкар-Олы на земельном участке имеется жилой дом, расположенный на расстоянии менее трех метров от границы земельного участка с северной стороны, что не соответствует предельным параметрам территориальной зоны Ж-1, поскольку градостроительным регламентом данной территориальной зоны, в границах которой расположен принадлежащий Панкратовой А.Р. земельный участок, установлено, что минимальный отступ от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений составляет
3 метра.
В соответствии с ч.1-4 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Частями 1 и 2 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В силу ст.36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (ч.8).
В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу положений пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как уже указано, земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен в зоне «Ж-1» - зоне застройки многоквартирными домами.
Нормами ч.3 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года, а также раздела 2 (п.2.1) градостроительного плана земельного участка определены виды разрешенного использования территориальной зоны «Ж-1», и такой вид использования земельного участка, как индивидуальные жилые дома, в них не указан.
Принимая во внимание нормы ст. 85 Земельного кодекса РФ об обязательности градостроительных регламентов, обязательности использования земельных участков только в соответствии с предусмотренным видом разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны, возможности строительства новых объектов недвижимости на земельном участке только в соответствии с установленным градостроительным регламентом, суд приходит к выводу, что направленное Панкратовой А.Р. уведомление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 25 октября 2018 года принято в соответствии законом.
Административным ответчиком также правомерно учтено также фактическое расположение уже возведенного административным истцом объекта строительства на расстоянии менее трех метров от границы земельного участка с северной стороны.
С учетом изложенного не являются юридически значимыми по данному делу доводы об отсутствии зарегистрированных в установленном законом порядке ограничений и обременений, запрещающих строительство индивидуального жилого дома на земельном участке административного истца, о выделении земельного участка ранее для индивидуального жилищного строительства и о сносе ранее возведенного на земельном участке дома.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», выраженного в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительств или садового дома на земельном участке от 25 октября 2018 года, возложении на административного ответчика обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем истцу земельном участке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Панкратовой Анны Радифовны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Юманова
мотивированное решение составлено 05 февраля 2019 года