ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-542/20 от 25.08.2020 Алейского городского суда (Алтайский край)

№ 2а-542/2020

22RS0-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Брендиной Н.В.,

при секретаре Смирновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Пернста Рустама Викторовича к Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании незаконным действий начальника Инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края по отказу в постановке на учет снегохода и обязании инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края произвести государственную регистрацию снегохода,

УСТАНОВИЛ:

Пернст Р.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Инспекцию Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края (далее по тексту – Инспекция) с заявлением о регистрации принадлежащего ему Снегохода Arctic Cat BEARCAT Z1 XT 2010 года выпуска, заводской номер/шасси/, двигатель , цвет черный, который приобрел ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи у ФИО6 за 5000 рублей. В регистрации снегохода Начальник Инспекции отказал, мотивировав тем, что у заявителя отсутствует паспорт самоходной машины, предусмотренный пунктом 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом России ДД.ММ.ГГГГ, Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 785 (далее - Правила). Как указывает административный истец, при купле-продажи снегохода документы на него ему переданы не были, так как технический паспорт на снегоход отсутствует, но данный снегоход в розыске не числится, в обороте не ограничен, в Инспекциях гостехнадзора по Алтайскому краю не зарегистрирован.

Административный истец считает, что решение Начальника Инспекции об отказе в постановке на учет Снегохода Arctic Cat BEARCAT Z1 XT является незаконным и нарушает его права, так как он не может в полной мере реализовать полномочия собственника и беспрепятственно эксплуатировать данную технику в соответствии с действующим законодательством. Непредставление паспорта самоходной машины на данный снегоход для постановки его научет, как считает административный истец, не может являться основанием для отказа в его регистрации, поскольку эта обязанность по выдаче технических паспортов возложена на Инспекцию.

На основании вышеизложенного, административный истец просит признать отказ Начальника Инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края о постановке на учет принадлежащего ему Снегохода Arctic Cat BEARCAT Z1 XT 2010 года выпуска, заводской номер/шасси/, двигатель , цвет черный незаконным, обязать произвести государственную регистрацию снегохода.

04 августа 2020 года определением Алейского городского суда Алтайского края к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник Инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края Щербинин В.В.

Главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора г. Алейска и Алейского района В.В.Щербинин, представитель Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания были надлежащим образом извещены, начальник Инспекции представил отзыв на уточненное административное исковое заявление, в котором пояснил, что отсутствие одного или нескольких документов, указанных в п.23-25 Административного регламента, является правовым основанием для отказа в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги, при этом выдача паспорта самоходной машины на Инспекцию не возложена, согласно решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, уполномоченным органом на выдачу паспортов машин, ввезенных на территорию Евразийского экономического союза, являются таможенные органы.

В судебном заседании административный истец не явился о месте и времени судебного заседания был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» (далее - Положение), основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.

В систему органов гостехнадзора входят: главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов (пункт 2 Положения).

Органы гостехнадзора осуществляют, в том числе регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (пункт 5 Положения).

Указом Губернатора Алтайского края от 11 декабря 2018 года № 198 утверждено Положение об инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края, согласно которому указанный орган исполнительной власти осуществляет региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Алтайского края.

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных сил и других войск Российской Федерации) установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 16 января 1995 года (далее – Правила).

В силу пунктов 1.2, 1.3, 1.4 Правил они распространяются на всех, в том числе физических лиц граждан Российской Федерации, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами.

Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Регистрационные действия, совершенные с нарушением законодательства и настоящих Правил, являются незаконными.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 01 января 2016 года (Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 и от 22 сентября 2015 года N 122).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" до 01 января 2016 года допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.

С 01 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники".

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 13 декабря 1993 года N 1291 и вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Гостехнадзора, утвержденные первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия РФ 16 января 1995 года (далее Правила).

В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 2.8.6.2. Правил предусмотрено, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и с гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в пункте 2.8.6.1 настоящих Правил.

Согласно пункту 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО6 продал, а Пернст Р.В. купил Снегоход Arctic Cat BEARCAT Z1 XT 2010 года выпуска, заводской номер/шасси/, двигатель A11504239, цвет черный.

12 мая 2020 года административный истец обратился к Начальнику Государственной инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края с заявлением о регистрации снегохода, в чем ему отказано ввиду отсутствия документов, предусмотренных п. 2.8.6 Правил, а именно - отсутствие паспорта самоходной машины.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт самоходной машины.

В соответствии с Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», паспорт самоходной машины его наличие является обязательным условием для регистрации самоходной машины, о чем также указано в п.23 административного регламента по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края предоставление государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом инспекции гостехнадзора Алтайского края от 10.12.2019 №24-нпа (далее – Административный регламент).

В соответствии с п.30 Административного регламента, основанием для отказа в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги, являются:

отсутствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 23-25 настоящего Регламента (пп.3 п.23 - паспорт самоходной машины (с отметкой о заявителе как о новом владельце машины);

несоответствие одного или нескольких документов, указанных в пунктах 23-25 настоящего Регламента, требованиям пункта 27 настоящего Регламента.

В судебном заседании установлено, что при подаче заявления о регистрации снегохода административным истцом в государственную инспекцию Гостехнадзора представлены договор купли-продажи, паспорт транспортного средства представлен не был, что не опровергается административным истцом и подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, из приведенных выше нормативных актов следует, что регистрация техники производится за владельцами при предоставлении документа, подтверждающего право собственности, и соответствующего паспорта.

Действующее законодательство, признает паспорт самоходной машины документом, который удостоверяет ее соответствие требованиям безопасности дорожного движения, и наличие этого документа рассматривает в качестве обязательного условия для ее регистрации.

Поскольку истец обратился за регистрацией снегохода, приобретенного в результате совершения письменной сделки, то для проведения государственной регистрации в порядке, предусмотренном 2.8.6.2. Правил, необходимо, чтобы данный снегоход был зарегистрирован за прежним владельцем в органе гостехнадзора либо на него должен быть предоставлен паспорт с соответствующей отметкой о прежнем владельце.

Проведение регистрации машины за новым собственником, приобретшим на нее право в результате совершения письменной сделки, без документов, подтверждающих регистрацию машин в органе гостехнадзора за прежним владельцем, а также паспорта машины либо в отсутствие документов, подтверждающих приобретение машин в собственность прежнего владельца, вышеназванными Правилами не предусмотрено.

Исходя из того, что снегоход, который приобрел административный истец, выпущен в 2010 году, то в соответствии с Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 N 460 паспорт на такую технику подлежит выдаче предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, либо таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации, таким образом ссылка административного истца на то, что обязанность по выдаче паспорта самоходной машины возложена на Инспекцию несостоятельна.

Поскольку спорный снегоход ранее не был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложение на Инспекцию обязанности по постановке спорного снегохода на учет без необходимого комплекта документов, в том числе паспорта самоходной машины и документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, противоречит требованиям выше приведенных норм права, в связи с чем, исковые требования Пернста Р.В. не подлежат удовлетворению.

Начальник инспекции – главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края Щербинин В.В., отказывая в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации самоходной машины, действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с представленными ему документами, в рамках действующего законодательства, административного регламента по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Алтайского края предоставление государственной услуги по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом инспекции гостехнадзора Алтайского края от 10.12.2019 №24-нпа.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении уточненного административного искового заявления Пернста Рустама Викторовича к Государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании незаконным действий начальника Инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края по отказу в постановке на учет снегохода, обязании инспекции Гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края произвести государственную регистрацию снегохода, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В.Брендина