ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-542/2017 от 27.04.2017 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

2а-542/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Великий Устюг 27 апреля 2017 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Зеленской Т.Г.,

при секретаре Остроумовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Обухова А.Н. к администрации МО «Город Великий Устюг» и Израловскому А.В. о признании незаконным распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р»,

о п р е д е л и л :

Административный истец Обухов А.Н. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Великий Устюг» и Израловскому А.В. о признании незаконным распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р».

В обоснование требований указал, что с 25 октября 2013 года является депутатом Совета МО «Город Великий Устюг» третьего созыва, что подтверждается удостоверением № 14 от 25 октября 2013 года. 31 марта 2017 года в Совет МО «Город Великий Устюг» от администрации МО «Город Великий Устюг» поступило письмо № 01-13/561 от 30 марта 2017 года согласно которому, администрация уведомляет Совет о том, что в соответствии с Уставом МО «Город Великий Устюг» (редакция от 28 октября 2016 года) исполнение полномочий главы МО «Город Великий Устюг» прекращено на основании распоряжения МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р». К указанному письму администрации было приложено оспариваемое распоряжение. Считает, что данное распоряжение не соответствует закону и подлежит отмене., поскольку нарушен порядок прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг» Израловского А.В., возложенных на него распоряжением администрации МО «Город Великий Устюг» № 173-р от 01 июня 2016 года, подписанным главой МО «Город Великий Устюг» Хабаровым Ф.М. Согласно распоряжению администрации МО «Город Великий Устюг» № 173-р от 01 июня 2016 года, в связи с досрочной отставкой главы МО «Город Великий Устюг» Хабарова Ф.М., на Израловского А.В., первого заместителя главы администрации, заведующего финансово-экономическим отделом администрации МО «Город Великий Устюг» возложено исполнение полномочий главы МО «Город Великий Устюг» с 02 июня 2016 года до вступления в должность вновь избранного главы МО, в установленном законом порядке. Соответственно Израловский А.В., являясь законным исполняющим полномочия главы, не имел право их прекратить путем признания утратившим силу ранее вынесенного распоряжения № 173-р от 01 июня 2016 года, а должен был соблюсти порядок досрочного прекращения своих полномочий по основаниям, предусмотренным положениями ст. 29 Устава МО «Город Великий Устюг». Таких оснований досрочного прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг» у Израловского А.В. не было. Обжалуемое распоряжение подписано неуполномоченным лицом, а именно Израловским А.В., как временно исполняющим полномочия главы администрации МО «Город Великий Устюг». Глава администрации не наделен полномочиями по признанию утратившими силу распоряжений, подписанных главой МО «Город Великий Устюг», касающихся прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг».Обжалуемое распоряжение не содержит конкретных ссылок на положения Устава МО «Город Великий Устюг» (редакции решения Совета МО «Город Великий Устюг от 28 октября 2016 года № 37), предусматривающих основания для вынесения указанного распоряжения. Непонятно с какого момента распоряжение № 173-р от 01 июня 2016 года утратило силу.Считает, что обжалуемым распоряжением нарушаются права неопределенного круг лиц, в том числе, его. Согласно действующему законодательству РФ и Уставу МО «Город Великий Устюг» глава МО «Город Великий Устюг» является высшим должностным лицом муниципального образования и наделен рядом полномочий, в том числе, подписанием нормативно-правовых актов, затрагивающих права граждан. С момента вынесения обжалуемого распоряжения Израловский А.В. фактически прекратил исполнять полномочия главы, тем самым ни один принятый Советом МО «Город Великий Устюг» нормативно-правовой акт не вступит в законную силу, что неизбежно может нарушить права граждан. Примером может служить принятие Советом МО «Город Великий Устюг» решения об установлении для определенной категории граждан налоговых льгот, которыми они не смогут воспользоваться без подписания этого решения Главой МО «Город Великий Устюг».

В судебном заседании административный истец Обухов А.Н. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что согласно п. 8 ст. 27 Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции, действовавшей на момент досрочного прекращения полномочий главы МО Хабарова Ф.М. и на момент вынесения распоряжения от 01 июня 2016 года № 173-р, в случае досрочного прекращения полномочий главы, его полномочия в полном объеме временно исполняет первый заместитель главы администрации, которым в тот момент являлся Израловский А.В. В целях исполнения указанных положений Устава Хабаровым Ф.М., главой МО «Город Великий Устюг», в последний рабочий день и было вынесено распоряжение № 173-р от 01 июня 2016 года, в котором было четко определено, что с 02 июня 2016 года и до вступления в должность вновь избранного главы МО полномочия главы МО возложены на первого заместителя главы администрации Израловского А.В. С данным распоряжением № 173-р от 01 июня 2016 года Израловский А.В. был ознакомлен и согласен, и оно вступило в законную силу. Прекращение данных полномочий до момента избрания нового главы МО, в том числе и из состава Совета, будет является досрочным прекращением полномочий, основания и порядок которого четко изложены в положениях ст. 29 Устава МО «Город Великий Устюг». Иной порядок прекращения полномочий главы МО законодательством не предусмотрен. Считает, что действующая редакция Устава МО «Город Великий Устюг» в части выборов главы МО из состава Совета, никак не влияет на исполнение полномочий главы МО Израловским А.В. до тех пор, пока глава не будет избран. Информация прокуратуры от 21 марта 2017 года не содержит в себе выводов о не легитимности Израловского А.В., как исполняющего полномочия главы МО. Также не свидетельствуют о незаконности исполнения полномочий главы Израловским А.В. и решение Совета № 01 от 17 февраля 2017 года, которым была изменена структура Совета, а именно должность председателя Совета заменена на должность «Глава МО «Город Великий Устюг», председатель Совета МО «Город Великий Устюг». Данное решение было принято депутатами в целях законного проведения в дальнейшем выборов Главы МО из состава Совета. Пункт 5 ст. 22, а также п. 9 ст. 27 Устава МО «Город Великий Устюг» не содержат в себе положений, уполномочивающих заместителя председателя Совета, при отсутствии как главы МО, так и председателя Совета правом исполнения полномочий главы МО. Данные положения Устава, дают право заместителю председателя Совета, в частности при отсутствии главы МО, исполнять только его полномочия как председателя, изложенные в абз. 3 п. 4 ст. 22 Устава, а не исключительные полномочия главы МО, изложенные в ст. 28 Устава, к которым в частности относится исключительное полномочие по подписанию и обнародованию нормативно-правовых актов, принятых Советом «Город Великий Устюг».

Согласно письменным возражениям, представленным администрацией МО «Город Великий Устюг», 08 сентября 2013 года во исполнение требований федерального законодательства и рамках положений Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции решения Совета МО «Город Великий Устюг» № 73 от 25 октября 2012 года, действовавшей на 08 сентября 2013 года, путем всенародных выборов Хабаров Ф.М. избран главой МО «Город Великий Устюг». Согласно вступившему в силу в декабре 2014 года Закону Вологодской области от 10 декабря 2014 года № 3529-03 «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области», Глава городского поселения, на территории которого находится город районного значения, административный центр муниципального района, избирается представительным органом соответствующего муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса. В целях реализации принятого Закона области Советом МО «Город Великий Устюг» принято решение № 12 от 01 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Город Великий Устюг». Указанным решением определено, что часть статей решения вступают в силу после истечения срока полномочий главы МО «Город Великий Устюг», избранного до дня вступления в силу Закона Вологодской области от 10 декабря 2014 года № 3529-03 «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления территории Вологодской области». Согласно ст. 29 Устава МО «Город Великий Устюг» Хабаровым Ф.М. подано заявление от 18 мая 2016 года в Совет МО «Город Великий Устюг» о досрочном прекращении полномочий главы МО «Город Великий Устюг». На очередной 33 сессии Совета МО «Город Великий Устюг» 26 мая 2016 года по данному заявлению принято решение Совета МО «Город Великий Устюг» «Не принимать отставку главы МО «Город Великий Устюг». На основании абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 29 Устава МО «Город Великий Устюг» полномочия главы МО «Город Великий Устюг» прекращены досрочно Хабаровым Ф.М. 01 июня 2016 года. Поскольку отставка главы МО «Город Великий Устюг» Хабарова Ф.М. Советом МО «Город Великий Устюг» не была принята, не было назначено Советом МО «Город Великий Устюг» должностное лицо, исполняющее полномочия главы МО «Город Великий Устюг». Полномочия главы МО «Город Великий Устюг» были возложены согласно ст. 27 Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции, действовавшей на 01 июня 2016 года, на первого заместителя главы администрации, заведующего финансово-экономическим отделом администрации МО «Город Великий Устюг» Израловского А.В. (распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года №173-р). 28 октября 2016 года Советом МО «Город Великий Устюг» принято решение № 34 от 28 октября 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Город Великий Устюг». Согласно ст. 27 Устава МО «Город Великий Устюг» глава муниципального образования избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса, глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе. В целях реализации указанных изменений решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 17 февраля 2017 года № 01 внесены изменения в структуру Совета: должность председателя Совета заменена на должность «Глава МО «Город Великий Устюг», председатель Совета МО «Город Великий Устюг». 21 марта 2017 года в Совет МО «Город Великий Устюг» поступила информация от Великоустюгской межрайонной прокуратуры № 07-14-2017 том, что полномочия у ранее избранного председателя Совета муниципального образования Ананьевой А.А. по организации деятельности данного органа, в том числе подписанию решений, принятых данным органом, в настоящее время отсутствуют. С учетом информации прокуратуры исполняющим полномочия главы МО «Город Великий Устюг» Израловским А.В. принято решение об отмене распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года №173-р, тем самым сложении с себя полномочий главы МО «Город Великий Устюг», о чем 24 марта 2017 года до начала сессии Совета и заявил Израловский А.В. Поскольку Израловский А.В. являлся исполняющим полномочия главы МО «Город Великий Устюг», а не главой МО «Город Великий Устюг», избранным в соответствии с действующим законодательством, то и положения Устава, определяющие основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг» на него не распространяются. Таким образом, со дня вступления в силу изменений в Устав действующий председатель Совета МО «Город Великий Устюг» не отвечает требованиям действующего законодательства в части исполнения полномочий председателя Совета (согласно Уставу эту должность занимает глава муниципального образования, который должен быть избран в определенном порядке, занимать должность на постоянной основе и соответствовать требованиям, перечисленным в статье 27 действующей редакции Устава. Согласно ч. 5 ст. 22 действующей редакции Устава МО «Город Великий Устюг» из числа депутатов Совета на срок его полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Совета. Порядок избрания заместителя председателя устанавливается Регламентом Совета. Заместитель председателя Совета исполняет обязанности председателя Совета в полном объеме в его отсутствие. В ст. 22 Устава МО «Город Великий Устюг» решением Совета МО «Город Великий Устюг» № 34 от 28 октября 2016 года поправки не вносились, статус и полномочия заместителя председателя Совета со дня его избрания в установленном порядке не изменились. Решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 18 сентября 2013 года № 03 заместителем председателя Совета избран Дунаев А.Г. В связи с вступлением в силу изменений в Устав МО «Город Великий Устюг», исполнение полномочий главы муниципального образования «Город Великий Устюг» до дня его избрания исполняет действующий заместитель председателя Совета МО «Город Великий Устюг».

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации МО «Город Великий Устюг» Козулина И.А. с требованиями Обухова А.Н. не согласилась. Поддержала доводы, указанные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в связи с вступлением в силу переходных положений Устава, внесением изменений в структуры Совета и администрации МО «Город Великий Устюг», а соответственно, с изменением правого статуса Израловского А.В., первого заместителя главы администрации, который в соответствие с абз. 2 п. 10 ст. 30 Устава в отсутствие главы администрации временно исполняет его полномочия, Израловский А.В. неправомочен исполнять полномочия главы МО «Город Великий Устюг», а равно и полномочия председателя Совета, так как эти должности стали неделимы, и в случае временного отсутствия главы МО «Город Великий Устюг» его полномочия как председателя Совета временно исполняет заместитель председателя Совета. В целях приведения в соответствие с действующими нормами Устава, ранее принятое распоряжение администрации по вопросам организации работы администрации МО «Город Великий Устюг» о возложении полномочий главы МО «Город Великий Устюг», Израловским А.В. принято решение об отмене распоряжения администрации от 01 июня 2016 года № 173-р. В статье 29 Устава определены основания и порядок прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг». Израловский А.В. не является главой МО - высшим должностным лицом муниципального образования в понимании норм действующего Устава, соответственно, порядок досрочного прекращения полномочий главы МО на Израловского А.В. не распространяются. Согласно п. 1 ст. 27 Устава МО в редакции от 23 мая 2014 года глава муниципального образования одновременно являлся главой администрации МО «Город Великий Устюг». На основании статьи 36 Устава в редакции от 23 мая 2014 года в систему муниципальных правовых актов входят распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг», издаваемые главой муниципального образования по вопросам организации работы администрации (подпункт 4 пункта 1). Таким образом, принятое распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р «О возложении полномочий главы МО «Город Великий Устюг» на Израловского А.В.» подписано Хабаровым Ф.М. как главой администрации МО «Город Великий Устюг», а не как высшим должностным лицом, который издает правовые акты по вопросам местного значения поселения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий. В связи с вступлением в силу переходных положений Устава МО в редакции от 28 октября 2016 года полномочия главы МО изменились. Так, решения по вопросам организации работы администрации распоряжения администрации может принимать (издавать) глава администрации МО «Город Вели Устюг». На основании распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 143-р с 24 марта 2017 года на первого заместителя главы администрации, заведующего финансово-экономическим отделом Израловского А.В. возложено временное исполнение полномочий главы администрации МО «Город Великий Устюг» в соответствие с абз. 2 п. 10 ст. 30 Устава МО в редакции от 28 октября 2016 года. Соответственно, распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» по вопросам организации работы органа исполнительной власти подписано уполномоченным лицом. В соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции от 03 апреля 2017 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 36 Устава определяет, что распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» по вопросам организации работы органа исполнительной власти издаются главой администрации МО «Город Великий Устюг», и они входят в систему муниципальных правовых актов. Отсутствие конкретных ссылок на положения Устава МО не может являться основанием для признания муниципального правового акта недействительным. В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в редакции от 03 апреля 2017 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. П. 6 ст. 36 Устава МО предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания лицом, издавшим правовой акт, если иное не предусмотрено в самом правовом акте. В распоряжении администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р не предусмотрено иного условия вступления в силу правового акта, а значит, по общим правилам со дня подписания распоряжение вступило в силу. Считает, что оспариваемое распоряжение не затрагивает права и законные интересы граждан, так как согласно действующему Уставу, Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ в редакции от 03 апреля 2017 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ в редакции от 03 апреля 2017 года «О противодействии коррупции» Израловский А.В. не может являться высшим должностным лицом - главой муниципального образования, председателем Совета МО (возглавлять представительный орган местного самоуправления), в то же время быть руководителем местной администрации, так как, занимая должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации, в отсутствие главы администрации в соответствие с Уставом временно исполняет полномочия главы администрации. Просит в удовлетворении требований Обухову А.Н. отказать, отменить меры предварительной защиты.

Административный ответчик Израловский А.В. в настоящее судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями не согласен. Поддерживает доводы, изложенные администрацией МО «Город Великий Устюг».

Представитель заинтересованного лица - Совета МО «Город Великий Устюг» Ананьева А.А. с административным иском согласна, поддержала доводы, изложенные Обуховым А.Н. Дополнительно пояснила, что полномочия главы муниципального образования возложены на Израловского А.В. в соответствии с действовавшей на тот период времени редакцией Устава МО «Город Великий Устюг». Нарушен порядок сложения полномочий. Изменения и дополнения, внесенные в Устав МО «Город Великий Устюг» и изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий Совета муниципального образования, принявшего решение о внесении в Устав изменений и дополнений. Отсутствие высшего должностного лица муниципального образования нарушает права граждан, решения не принимаются, поскольку подписывать их некому.

Заинтересованное лицо Дунаев А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных объяснениях указал, что является депутатом и заместителем председателя Совета МО «Город Великий Устюг». На сегодня в соответствии с новой редакцией Устава МО «Город Великий Устюг» глава муниципального образования не избран. По информации прокуратуры от 21 марта 2017 года № 07-04-2017 председатель Совета, избранный по старому Уставу, не легитимен, но председатель полномочия не слагал. Совет по данному вопросу решения не принимал. Решение Совета МО «Город Великий Устюг» о возложении на него полномочий главы МО «Город Великий Устюг» как председателя Совета не принималось. Считает, что исполнять полномочия главы МО «Город Великий Устюг» в полном объеме заместитель председателя Совета и конкретно он, не может, так как работает в Совете на не освобожденной основе и имеет постоянное место работы в государственном образовательном учреждении в должности директора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ). Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено осуществление главой местной администрации в пределах предоставленных ему полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, в виде издания постановлений местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжений местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Судом установлено, что 08 сентября 2013 года во исполнение требований Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 и рамках положений Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции решения Совета МО «Город Великий Устюг» № 73 от 25 октября 2012 года путем всенародных выборов Хабаров Ф.М. избран главой МО «Город Великий Устюг». В соответствии с положениями статьи 2 Закона Вологодской области от 10 декабря 2014 года № 3529-ОЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления на территории Вологодской области» Глава городского поселения, на территории которого находится город районного значения, административный центр муниципального района, избирается представительным органом соответствующего муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

В целях реализации Закона Вологодской области от 10 декабря 2014 года № 3529-ОЗ Советом МО «Город Великий Устюг» принято решение № 12 от 01 апреля 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Город Великий Устюг».

Согласно пункта 2 статьи 27 Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции от 01 апреля 2015 года № 12 глава муниципального образования «Город Великий Устюг» избирается Советом муниципального образования «Город Великий Устюг» из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования «Город Великий Устюг» не может занимать должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы (пункт 6 статьи 27 Устава).

Также пунктом 9 статьи 27 Устава МО «Город Великий Устюг» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание нового главы осуществляется из состава Совета муниципального образования «Город Великий Устюг» на внеочередной сессии Совета МО «Город Великий Устюг» не позднее 10 рабочих дней с момента досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования «Город Великий Устюг».

Решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 26 мая 2016 года № 23 согласована кандидатура Израловского А.В. на должность первого заместителя главы администрации МО «Город Великий Устюг». Согласно статье 29 Устава МО «Город Великий Устюг» Хабаровым Ф.М. подано заявление от 18 мая 2016 года в Совет МО «Город Великий Устюг» о досрочном прекращении полномочий главы МО «Город Великий Устюг». На очередной 33 сессии Совета МО «Город Великий Устюг» 26 мая 2016 года по данному заявлению принято решение Совета МО «Город Великий Устюг»: не принимать отставку главы МО «Город Великий Устюг». На основании абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Устава МО «Город Великий Устюг» полномочия главы МО «Город Великий Устюг» прекращены досрочно Хабаровым Ф.М. 01 июня 2016 года.

Поскольку отставка главы МО «Город Великий Устюг» Хабарова Ф.М. Советом МО «Город Великий Устюг» не была принята, не было назначено Советом МО «Город Великий Устюг» должностное лицо, исполняющее полномочия главы МО «Город Великий Устюг». Согласно с части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 36 Устава в редакции от 23 мая 2014 года в систему муниципальных правовых актов входят распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг», издаваемые главой муниципального образования по вопросам организации работы администрации.

Распоряжением администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года №173-р, подписанным главой МО «Город Великий Устюг» Хабаровым Ф.М., в связи с досрочной отставкой главы муниципального образования «Город Великий Устюг» исполнение полномочий главы МО «Город Великий Устюг» были возложены с 02 июня 2016 года до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, в установленном законом порядке, на первого заместителя главы администрации, заведующего финансово-экономическим отделом администрации МО «Город Великий Устюг» Израловского А.В. Согласно пункту 1 статьи 27 Устава МО в редакции от 23 мая 2014 года глава муниципального образования одновременно являлся главой администрации МО «Город Великий Устюг».

Таким образом, принятое распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р «О возложении исполнения полномочий главы МО «Город Великий Устюг» на Израловского А.В.» подписано Хабаровым Ф.М. как главой администрации МО «Город Великий Устюг», а не как высшим должностным лицом, который издает правовые акты по вопросам местного значения поселения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Данный правовой акт является распоряжением местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. 28 октября 2016 года Советом МО «Город Великий Устюг» принято решение № 37 от 28 октября 2016 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО«Город Великий Устюг», которое официально опубликовано и вступило в силу с 23 декабря 2016 года. Согласно пунктам 2, 3 статьи 27 Устава МО «Город Великий Устюг» глава муниципального образования избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса, глава муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе. В целях реализации указанных изменений решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 17 февраля 2017 года № 01 внесены изменения в структуру Совета МО «Город Великий Устюг»: должность председателя Совета заменена на должность «Глава МО «Город Великий Устюг», председатель Совета МО «Город Великий Устюг».

Решением Совета МО «Город Великий Устюг» от 17 февраля 2017 года № 02 внесены изменения в структуру администрации МО «Город Великий Устюг»: слова «Глава МО «Город Великий Устюг» замены словами «Глава администрации МО «Город Великий Устюг».

В соответствии со ст. 52 Устава МО «Город Великий Устюг» статья 27 (Глава муниципального образования «Город Великий Устюг), статья 28 (Полномочия главы муниципального образования «Город Великий Устюг), статья 30 (Администрация муниципального образования «Город Великий Устюг») вступают в силу после истечения срока полномочий главы муниципального образования «Город Великий Устюг», избранного до дня вступления в силу закона Вологодской области от 10 декабря 2014 года № 3529-ОЗ.

В связи с вступлением в силу переходных положений Устава, изменением правового статуса Израловского А.В., первого заместителя главы администрации, который в соответствие с абзацем 2 пункта 10 статьи 30 Устава в отсутствие главы администрации временно исполняет его полномочия, Израловский А.В. неправомочен исполнять полномочия главы МО «Город Великий Устюг».

В соответствии с пунктом 9 статьи 36 Устава МО «Город Великий Устюг» муниципальные правовые акты могут быть отмененыорганами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанныхорганов или должностных лиц- органами местного самоуправления или должностными лицами, к полномочиям которых на момент отмены отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Устава МО «Город Великий Устюг» распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» по вопросам организации работы органа исполнительной власти издаются главойадминистрации МО «Город Великий Устюг», и входят в систему муниципальных правовых актов.

На основании распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 143-р с 24 марта 2017 года на первого заместителя главы администрации, заведующего финансово-экономическим отделом Израловского А.В. возложено временное исполнение полномочий главы администрации МО «Город Великий Устюг» в соответствие с абзацем 2 пункта 10 статьи 30 Устава МО «Город Великий Устюг» в редакции от 28 октября 2016 года.

Сведения об изменении должности руководителя органа местного самоуправления внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ранее принятое распоряжение от 01 июня 2016 года № 173-р о возложении полномочий главы МО «Город Великий Устюг» на Израловского А.В. признано утратившим силу распоряжением от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р».

В статье 29 Устава МО «Город Великий Устюг» определены основания и порядок прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг».

Поскольку Израловский А.В. являлся исполняющим полномочия главы МО «Город Великий Устюг», а не главой МО «Город Великий Устюг», избранным в соответствии с действующим законодательством, положения Устава, определяющие основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы МО «Город Великий Устюг» на него не распространяются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 36 Устава МО «Город Великий Устюг» предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания лицом, издавшим правовой акт, если иное не предусмотрено в самом правовом акте.

Таким образом, распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р вступило в силу со дня его подписания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение не противоречит действующему законодательству.

Оспариваемое распоряжение не нарушает права административного истца и других граждан, поскольку каких-либо решений, подлежащих подписанию главой МО «Город Великий Устюг», в том числе, решения об установлении для определенной категории граждан налоговых льгот, Советом МО «Город Великий Устюг» не принималось.

Других доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым распоряжением суду не представлено.

На основании изложенного, суд считает, что распоряжение администрации МО «Город Великий Устюг» № 144-р от 24 марта 2017 года вынесено уполномоченным должностным лицом, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, требования Обухова А.Н. не подлежат удовлетворению. Определением суда от 10 апреля 2017 года применены меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» № 144-р от 24 марта 2017 года «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р» до вступления решения суда в законную силу.

В силу части 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску.

В связи с отказом в удовлетворении требований, суд считает необходимым отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» № 144-р от 24 марта 2017 года «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227, ч. 3 ст. 89 КАС РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении требований Обухова А.Н. о признании незаконным распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р» отказать. Отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия оспариваемого распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 24 марта 2017 года № 144-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО «Город Великий Устюг» от 01 июня 2016 года № 173-р», примененные определением суда от 10 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Г. Зеленская