Дело № 2а-542/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2023 года город Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Ластовской Н.А., помощнике судьи Коварзиной Т.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Дамаскиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чажемтовского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Чажемтовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Чажемтовского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации Чажемтовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обязании Администрации Чажемтовского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объекты водоснабжения, а именно:
- скважина № СГС 9/07) по адресу: <адрес>, строение 2;
- станция обезжелезивания по адресу: <адрес>, строение Г;
- водопроводные сети, протяженностью 2817 п.м. по адресу: <адрес>; начало трассы жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №, пер. Таёжный, <адрес>; конец трассы: жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №;
- водопроводные сети, протяженностью 942, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водопроводная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 3, у жилого <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 17213,7 м. по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 1981, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водонапорная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 1 у жилого <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», которые по концессионным соглашениям во владение организациям водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не переданы.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения Администрацией Чажемтовского сельского поселения законодательства о концессионных соглашениях, проведенной Колпашевской городской прокуратурой, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Чажемтовского сельского поселения, действующей в интересах муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», в лице Главы поселения ФИО8 и ООО «Водоканал +» в лице Генерального директора ФИО9 заключен договор аренды объектов единой технологической системы водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», №, предметом которого является предоставление арендодателем арендатору в аренду объектов единой технологической системы водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение». На основании данного договора, акта приема-передачи ООО «Водоканал +» переданы в аренду вышеуказанные объекты, к которым относятся: скважина № СГС 9/07) по адресу: <адрес>, строение 2; станция обезжелезивания по адресу: <адрес>, строение 1; водопроводные сети, протяженностью 2817 п.м. по адресу: <адрес>; начало трассы жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №, пер. Таёжный, <адрес>; конец трассы: жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №; водопроводные сети, протяженностью 942, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водопроводная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 3, у жилого <адрес>; водопроводные сети, протяженностью 17213,7 м. по адресу: <адрес>; нежилое сооружение по адресу: <адрес>; нежилое сооружение по адресу: <адрес>; водопроводные сети, протяженностью 1981, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водонапорная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 1 у жилого <адрес>. В пункте 1.2 Договора указано, что объекты будут использоваться для организации и обеспечения водоснабжением населения, объектов социальной сферы, учреждений. В соответствии с пунктом 5.1 Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно правоустанавливающим документам государственная регистрация права собственности на объекты водоснабжения осуществлялась с 2006 года. Исходя из изложенного, передача прав владения и пользования вышеназванными объектами водоснабжения должна осуществляется только по концессионному соглашению, заключенному путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Однако в нарушение указанных требований законодательства данные объекты переданы ООО «Водоканал+» на основании договора аренды, основанием для заключения которого послужили результаты открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении вышеуказанных объектов водоснабжения. В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Таким образом, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ является ничтожным, поскольку при его заключении нарушены вышеуказанные нормы законодательства, а также нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением направлено на судебную защиту прав неопределенного круга лиц, которые проживают на территории Чажемтовского сельского поселения и пользуются услугами водоснабжения. Ненадлежащая передача указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по водоснабжению, что повлечет нарушение прав потребителей воды, проживающих на территории Чажемтовского сельского поселения. Бездействием Администрации Чажемтовского сельского поселения могут быть нарушены права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, что может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, а также может привести к срыву работы социально значимых объектов.
Представитель административного истца старший помощник Колпашевского городского прокурора Дамаскина Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным выше основаниям, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Чажемтовского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил дело рассмотреть в отсутствие, административные исковые требования признает.
Представитель заинтересованного лица ООО «Водоканал+», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившегося ответчика, заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу указания ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие администрации Чажемтовского сельского поселения по не заключению концессионных соглашений с целью передачи в концессию объектов водоснабжения носит длящийся характер. Из материалов настоящего административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Глава Чажемтовского сельского поселения Иванов А.А. рассмотрел представление Колпашевской городской прокуратуры, административный истец обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, концессионные соглашения не заключены на дату рассмотрения дела судом.
Таким образом, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом, который наделен правом обращения с соответствующим иском в суд, не пропущен, дело рассмотрено судом по существу.
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено следующее.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50).
Согласно п. 4 ст.4 Устава муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды объектов единой технологической системы водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации Чажемтовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между Администрацией Чажемтовского сельского поселения, действующей в интересах муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», в лице Главы поселения ФИО8 и ООО «Водоканал +» в лице Генерального директора ФИО9, предметом которого является предоставление арендодателем арендатору в аренду объектов единой технологической системы водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение».
На основании данного договора, акта приема-передачи ООО «Водоканал +» переданы в аренду вышеуказанные объекты, к которым относятся:
- скважина № СГС 9/07) по адресу: <адрес>, строение 2;
- станция обезжелезивания по адресу: <адрес>, строение Г;
- водопроводные сети, протяженностью 2817 п.м. по адресу: <адрес>; начало трассы жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №, пер. Таёжный, <адрес>; конец трассы: жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №;
- водопроводные сети, протяженностью 942, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водопроводная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 3, у жилого <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 17213,7 м. по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 1981, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водонапорная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 1 у жилого <адрес>.
В пункте 1.2 Договора указано, что объекты будут использоваться для организации и обеспечения водоснабжением населения, объектов социальной сферы, учреждений. В соответствии с пунктом 5.1 Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные объекты водоснабжения находятся в муниципальной собственности Чажемтовского сельского поселения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статья 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзацу пятому пункта первого статьи 216 этого же Кодекса права хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом, из норм, содержащихся в статье 51 Федерального закона N 131-ФЗ и статье 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.
В частности, такие ограничения установлены следующими положениями федерального законодательства.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пунктам 3, 4 части 1, части 3 статьи 14 Закона, статье 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», положениям Устава муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» к вопросам местного значения Чажемтовского сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О. водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 данной статьи определено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Законом Томской области от 17.11.2014 № 152-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» данные полномочия отнесены к полномочиям сельских поселений Томской области.
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 3 данной статьи установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, передача объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям позволяет гарантировать надлежащее содержание и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. В свою очередь передача объектов коммунальной инфраструктуры вне концессионных соглашений не возлагает на лицо, которому передано во владение и (или) пользование имущество, обязанность реконструировать его, что может привести к аварийным ситуациям, нарушению прав неопределенного круга лиц. А с учетом того, что концессионные соглашения заключаются по результатам открытых конкурсов, передача объектов коммунальной инфраструктуры вне конкурсных процедур нарушает права неопределенного круга хозяйствующих субъектов на право заключения аналогичных концессионных соглашений.
Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Учитывая, что срок ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения, находящиеся в собственности и расположенные на территории муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», превышает пять лет, соответственно, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.
Исключения, позволяющие передачу такого имущества по договору аренды, действовали лишь до 14.05.2013 (части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ). Так, в пунктах 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ указано, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
По делу установлено, что передача права владения и (или) пользования на спорные объекты путем заключения в установленном порядке концессионного соглашения не имела места, передача данных объектов ООО «Водоканал +» осуществлена по договору аренды имущества для оказания услуг населению и организациям по водоснабжению.
Учитывая, что основной целью передачи объектов по концессионному соглашению является развитие систем водоснабжения и коммунальной инфраструктуры, передача муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения на территории муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, препятствует эффективному использованию муниципального имущества на условиях концессионных соглашений, повышению качества услуг, предоставляемых потребителям муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение», создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, что может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью граждан, а также привести к срыву работы социально значимых объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Поскольку в Законе о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов водоснабжения в концессию без проведения торгов, решение суда не может предрешать порядок заключения соглашения.
Из ответа Главы Чажемтовского сельского поселения на представление Колпашевского городского прокурора от 03.05.2023 следует, что по объектам единой технологической системы водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение» поясняем, что согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно станции обезжелезивания воды от 12.05.2015 г. срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию и датой опубликования извещения о проведении конкурса был менее 5 лет. Поэтому передача прав владения и (или) пользования такими объектами по концессионному соглашению не осуществлялась.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что эффективных мер, направленных на передачу вышеуказанных объектов водоснабжения по концессионным соглашениям ответчиком до настоящего времени не принято. В частности, конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений не проводились, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ни по одному из спорных объектов не решен и имущество не передано лицам, в пользовании которых оно может находиться с учетом требований действующего законодательства. Совокупный срок нахождения объектов, предназначенных для оказания услуг водоснабжения, водоотведения на территории муниципального образования «Чажемтовского сельского поселения», в необоснованном пользовании превышает пять лет.
Поскольку права владения и (или) пользования на спорные объекты не переданы до настоящего времени по концессионным соглашениям, то принятые администрацией Чажемтовского сельского поселения нельзя признать достаточными и эффективными, так как остается реальной угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в частности граждан в сфере водоснабжения.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление Колпашевского городского прокурора к администрации Чажемтовского сельского поселения подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Прокурор просит установить срок для исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
С учетом особой социальной значимости нарушенного права неопределенного круга лиц, а также характера, объема и сложности подлежащих выполнению мероприятий суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в с законную силу по заключению ответчиком концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Чажемтовское сельское поселение».
Установление данного срока является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Колпашевского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чажемтовского сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействие Администрации Чажемтовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Чажемтовского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Обязать Администрацию Чажемтовского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу передать по концессионным соглашениям во владение организации водоснабжения либо муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объекты водоснабжения:
- скважина № СГС 9/07) по адресу: <адрес>, строение 2;
- станция обезжелезивания по адресу: <адрес>, строение Г;
- водопроводные сети, протяженностью 2817 п.м. по адресу: <адрес>; начало трассы жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №, пер. Таёжный, <адрес>; конец трассы: жилой дом по <адрес>, водопроводный колодец №;
- водопроводные сети, протяженностью 942, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водопроводная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 3, у жилого <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 17213,7 м. по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- нежилое сооружение по адресу: <адрес>;
- водопроводные сети, протяженностью 1981, 0 м/п по адресу: <адрес>, начало трассы: водонапорная башня по <адрес>, конец трассы: водопроводный колодец 1 у жилого <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Колпашевский городской суд <адрес>.
Судья:Е.В.Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен: 08 августа 2023 года.
Судья: Е.В.Ольховская