ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5436/2022 от 24.08.2022 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5436/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г.о. Щёлково

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,

при помощнике судьи Козловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Махмудовой ФИО6 к ГБУ города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» о признании незаконными действий (бездействий) административного ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Махмудова У.С. обратилась в Щелковский городской суд Московской области с указанным административным иском к ответчику, указав в его обоснование, что 13 апреля 2022 года она обратилась в ГБУ города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» для получения государственной услуги по оформлению и выдаче патента на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации с предоставлением полного пакета документов, предусмотренных ч. Ч.2 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку административным истцом был нарушен 30-ти и дневный срок со дня въезда в Российскую Федерацию для представления документов для получения патента, т 07 апреля 2022 г. постановлением начальника отдела по вопросам миграции она была привлечена к административной ответственности по ст. 18.20 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб., который ею был уплачен 07 апреля 2022 года, а документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента был ею предъявлен уполномоченному работнику ГБУ города Москвы «Многофункциональный миграционный центр». Однако, в приеме заявления о выдаче патента административному истцу было отказано, а причина отказа в приеме документов не озвучена.

Административный истец, полагая действия ГБУ «Миграционный центр» выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации незаконными и необоснованными, просит суд признать незаконными действия административного ответчика по отказу в предоставлении административному истцу государственной услуги по оформлению и выдаче патента на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации и обязать административного ответчика предоставить ей государственную услугу по оформлению и выдаче патента на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец и ее представитель Звездилин И.В. заявленные требования в части признания действий административного ответчика незаконными поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Каджан Д.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск, просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ГУ Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве в суд не явился, извещен.

Выслушав пояснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Административный истец указывает, что 13 апреля 2022 года она обращалась в ГБУ города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» для получения государственной услуги по оформлению и выдаче патента на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации предоставив полный пакет документов, предусмотренных ч. Ч.2 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ».

Поскольку, административным истцом был нарушен 30-ти и дневный срок со дня въезда в Российскую Федерацию для представления документов для получения патента, т 07 апреля 2022 г. постановлением начальника отдела по вопросам миграции она была привлечена к административной ответственности по ст. 18.20 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб., который ею был уплачен 07 апреля 2022 года (л.д.6-7).

Административный истец указывает, что в приеме заявления о выдаче патента ей было отказано, причина отказа в приеме документов не озвучена, в подтверждение данного обращения в материалы дела административным истцом представлена копия талона на регистрацию подачи заявления (л.д.9).

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что 31.07.2022 года Махмудовой У.С. был выдан патент для осуществления трудовой деятельности на территории Московской области.

Так, согласно п. 2.1 распоряжения Правительства Москвы от 10.11.2014 № 629- РП (ред. от 28.09.2021) «О создании Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» основными целями деятельности ГБУ «Миграционный центр» являются: обеспечение получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию, документов, разрешающих им осуществлять трудовую деятельность, в том числе получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, патента для осуществления трудовой деятельности; обеспечение оказания медицинских услуг и услуг по определению уровня владения русским языком и иными знаниями в целях получения иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию, документов, разрешающих им осуществлять трудовую деятельность; обеспечение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и подведомственных им организаций при реализации мероприятий, направленных на получение иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию, документов, разрешающих им осуществлять трудовую деятельность; оказание содействия территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, и их фотографировании, а также в приеме и передаче в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел медицинских документов, подтверждающих прохождение иностранными гражданами медицинского освидетельствования, предусмотренного пунктом 18 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 Ш 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) (далее - Закон № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Закона № 115-ФЗ на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патентов, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обратившихся за получением патентов, и их фотографировании. Такое содействие не включает в себя получение дактилоскопической информации, за исключением случая, если указанная организация является подведомственным предприятием или уполномоченной организацией, указанными в пункте 14 или 15 статьи 5 настоящего Федерального закона. Такие участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета,

В соответствии с пунктом 29 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ порядок оформления, переоформления и выдачи патента, порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте, порядок выдачи дубликата патента и порядок принятия решения о приостановлении выдачи патента на территории субъекта Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу пункта 18 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ, утвержденного приказом МВД России от 05.10.2020 № 695, государственная услуга предоставляется МВД РФ. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне. Территориальные органы МВД России на районном уровне участвуют в предоставлении государственной услуги по решению руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.

В городе Москве таким территориальным органом является Главное управление МВД России по городу Москве.

В силу пункта 19 Административного регламента в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги может участвовать уполномоченная субъектом Российской Федерации организация, принимающая участие в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги на основании соглашения о взаимодействии между МВД России и субъектом Российской Федерации. Следовательно, административный ответчик в соответствии с целями своей деятельности, осуществляет информационное взаимодействие с органом исполнительной власти, оказывающим государственную услугу, посредством передачи в территориальный орган МВД России заявлений, а также иных документов, необходимых для выдачи или переоформления патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства РФ решение о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента принимается ГУ МВД России по городу Москве.

Таким образом, ГБУ «Миграционный центр» является ненадлежащим административным ответчиком.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае суд должен возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, административное судопроизводство направлено не на факт констатации незаконности оспариваемых решения или действия (бездействия), а имеет целью восстановление нарушенного права административного истца.

К моменту рассмотрения настоящего дела административному истцу уже патент для осуществления трудовой деятельности на территории Московской области, права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Махмудовой ФИО7 к ГБУ города Москвы «Многофункциональный миграционный центр» о признании незаконными действий административного ответчика по отказу в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации,– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд Московской области в апелляционном порядке.

Судья Н.Г. Разумовская