ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-544/18 от 28.09.2018 Катав-ивановского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-544/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катав-Ивановск 28 сентября 2018 года

Челябинской области

Катав-Ивановский городской суд Челябинской области, в составе

председательствующего судьи Меркуловой Ю.С.,

при секретаре Плешивцевой С.А.,

с участием административного истца Китав Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Китав Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" из ЕГРЮЛ и действий по внесению в реестр записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из реестра как недействующего юридического лица, обязании восстановить в ЕГРЮЛ как действующее юридическое лицо,

установил:

Китав Н.В. обратилась с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области, в котором просила признать незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" из ЕГРЮЛ, действий по внесению в реестр записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из реестра как недействующего юридического лица, обязать восстановить в ЕГРЮЛ как действующее юридическое лицо.

В обоснование заявленных требований указав, что является взыскателем по сводному исполнительному производству о взыскании задолженности по заработной плате с должника Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Катав-Ивановскому району и г.Усть-Катаву уведомило ее, что должник исключен из ЕГРЮЛ. На официальном сайте ФНС России она обнаружила информацию об исключении указанного отделения из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ как недействующего юридического лица на основании решения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением и действиями налогового органа не согласна, поскольку для этого необходимо наличие совокупности признаков - непредоставление документов отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах, неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету в течение 12 месяцев. Также, данная совокупность влечет не императивно исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, а действия налогового органа направлены на исключение лиц, фактически прекративших свою деятельность. Между тем должник являлся действующим, имел имущество на балансе, в отношении него велось сводное исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГСвидетель №1 присутствовал при совершении исполнительских действий, ДД.ММ.ГГГГ предоставлял ответ на требования судебного пристава-исполнителя. В ДД.ММ.ГГГГ местным отделением ДОСААФ сдана налоговая отчетность за ДД.ММ.ГГГГ по НДФЛ. Наличие банковского счета и осуществление операций по нему является правом некоммерческой организации. Налоговый орган не является органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и принятия решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ. В результате исключения взыскатель лишена возможности получить причитающуюся ей заработную плату по судебным приказам. При этом у должника имеется имущество, арестованное судебным приставом-исполнителем.

Административный истец Китав Н.В. в суде поддержала исковые требования в полном объеме.

Его представить Буяльская Т.В. в суд не явилась, извещена. В предыдущем судебном заседании поддержала требования доверителя в полном объеме.

Административный ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области Елистратова Н.Г. в судебном заседании возражала против исковых требований. Предоставлены письменные возражения по делу, согласно которых истцом не приведены доказательства нарушения Управлением порядка исключения ДОСААФ из ЕГРЮЛ, не предоставлены доказательства того, что организация являлась действующим юридическим лицом, довод о предоставлении отчетности за ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ противоречит имеющейся у налогового органа информации.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области, в суд не явился, извещен.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.137 НК РФ, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно ст.142 НК РФ, жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Как достоверно установлено в судебном заседании, и подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" <адрес> из ЕГРЮЛ, ГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно этих же сведений, первоначально ДД.ММ.ГГГГ было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ.

Документами послужили - справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов от ДД.ММ.ГГГГ (дата последней операции ДД.ММ.ГГГГ), справка о непредоставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности от ДД.ММ.ГГГГ (последняя дата предоставления документов отчетности ДД.ММ.ГГГГ - расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом форма 6-НДФЛ). Указанные обстоятельства подтверждаются также самими справками и информацией налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным налогового органа, информация о принятом решении была опубликована ДД.ММ.ГГГГ в журнале "Вестник государственной регистрации" .

Каких-либо заявлений от Китав Н.В. и иных заинтересованных лиц в установленный срок в регистрирующий орган не поступало.

Довод административного истца о том, что Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ на Китав Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которой ею ДД.ММ.ГГГГ была сдана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2016 года, судом отклоняется по нижеизложенным основаниям.

Сторонами не оспаривалось обстоятельство неосуществления с ДД.ММ.ГГГГ операций по счетам Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".

Действительно, в соответствии со ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, необходимо им в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлять документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу ст.80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу. Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно ст.229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (3-НДФЛ).

Таким образом, как следует из вышеизложенного, последняя отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в смысле ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" была сдана ДД.ММ.ГГГГ в виде расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом форма 6-НДФЛ, справка же от ДД.ММ.ГГГГ 2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ на Китав Н.В. такой отчетностью в силу норм Налогового кодекса РФ не является.

Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком был соблюден установленный законом порядок ликвидации недействующего юридического лица, соответствующего установленным критериям, из ЕГРЮЛ.

При это административный ответчик, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением местного отделения ДОСААФ, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением Общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы совершению регистрационных действий.

В силу определения Конституционного суда РФ от 26 мая 2016 г. N1033-О, правовое регулирование, установленное данной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра. Взыскатель по исполнительному производству, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Постановлением ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство о взыскании выплат по трудовым правоотношениям на сумму 69 007 руб. 33 коп., от ДД.ММ.ГГГГ - на сумму 92 992 руб. в пользу взыскателя Китав Н.В., должник - Местное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" г.Катав-Ивановска Челябинской области.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен акт передачи взыскателю самостоятельно не реализованного должником имущества в счет погашения долга - ноутбук и принтер-сканер на сумму 14000 руб..

При этом, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Челябинской области транспортные средства ЗИЛ, ВАЗ, ММВЗ были закреплены за Местным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" <адрес> и Региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Челябинской области.

Доводы иска о том, что должник фактически не прекратил свою деятельность, поскольку в отношении него велось сводное исполнительное производство, не имеет, по мнению суда, правового значения по делу, так как проверка данных обстоятельств не относится к компетенции налогового органа и в силу ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не подлежит проверке, не является обстоятельством, имеющим значение по делу.

Также судом учтено, что в силу п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.

В силу п.5.2 ст.64 ГК РФ, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

В связи с этим, доводы административного иска о нарушении ее прав в виде лишения возможности получить причитающуюся ей заработную плату по судебным приказам, по мнению суда не лишает ее права воспользоваться иными правами для восстановления своих нарушенных прав.

В силу п.13 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденных HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=EF90B3379A7F607972331116470CE4D6F66E6799E102CE06C02CEB9DE75CEADC3005A9F1AF3ECD5DP8Z0O", исключение некоммерческих организаций, прекративших свою деятельность, из государственного реестра по основаниям, предусмотренным статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, осуществляется налоговыми органами. После исключения некоммерческой организации из государственного реестра в порядке, установленном статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, налоговый орган с сопроводительным письмом (приложение N 2) направляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра в отношении данной некоммерческой организации. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.

В связи с вышеизложенным, довод административного истца о том, что налоговый орган не является органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и принятия решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ, признается судом несостоятельным и несоответствующим положениям действующего законодательства.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым административное исковое заявление Китав Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" из ЕГРЮЛ и действий по внесению в реестр записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из реестра как недействующего юридического лица, обязании восстановить в ЕГРЮЛ как действующее юридическое лицо, оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Китав Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" из ЕГРЮЛ и действий по внесению в реестр записи ГРН от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из реестра как недействующего юридического лица, обязании восстановить в ЕГРЮЛ как действующее юридическое лицо, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда.

Судья: подпись Ю.С. Меркулова

Копия верна:

Судья: Ю.С.Меркулова

Секретарь С.А.Плешивцева