ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-544/2021 от 18.11.2021 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-544/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 18 ноября 2021 года

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.А. Шумилиной,

с участием прокурора Лукьяновой О.Ш.

при секретаре судебного заседания Бушуевой И.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте

УСТАНОВИЛ:

Называевский межрайонный прокурор обратился в Называевский городской суд Омской области с указанным административным иском к ответчику, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района, в результате которой установлено, что план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.

В связи с указанным, в нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Лорис-Меликовского сельского поселения в 2020 году вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.

Вместе с тем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Лорис-Меликовского сельского поселения незаконным. Однако, указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети «Интернет» не размещалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения, не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Лорис-Меликовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из ответа на представление следует, что администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.

Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственным за данное направление работником, а также ослабленного контроля со стороны главы сельского поселения. Просит признать незаконным бездействие администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практике на официальном сайте администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте.

В судебном заседании прокурор Лукьянова О.Ш. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще уведомлен, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Выслушав заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу п. 38 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с п. 4.1 ст. 36 и п. 9.1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно п.п. «а» п.1 ст. 1 ФЗ № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

В п.2.1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения одной из мер - рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

В соответствии с п. 20 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Аналогичные обязанности по профилактике коррупции закреплены Законом Омской области от 29.06.2017 № 1983-ОЗ «О противодействии коррупции в Омской области.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона № 1983-ОЗ одной из мер по профилактике коррупции является рассмотрение в государственных органах Омской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) данных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулируются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1, 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В силу ч.2.1 ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

На основании п. 7 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, план противодействия коррупции в сельском поселении такого мероприятия как рассмотрение в администрации сельского поселения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления сельского поселения и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не предусматривает.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в администрации Лорис-Меликовского сельского поселения в 2020 году вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматривались, результаты проверок и анализа правоприменительной практики на официальном сайте администрации не публиковались.

Вместе с тем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются 7 вступивших в законную силу решений Называевского городского суда Омской области о признании бездействия администрации Лорис-Меликовского сельского поселения незаконным. Однако, указанная правоприменительная судебная практика в установленном законом порядке не анализировалась, на официальном сайте в сети «Интернет» не размещалась.

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения, не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Лорис-Меликовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из ответа на представление следует, что администрацией Лорис-Меликовского сельского поселения до настоящего времени указанная информация не размещена.

При указанных обстоятельствах исковые требования Называевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.3 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.16 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, поскольку административный ответчик в лице администрации сельского поселения освобожден от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Называевского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по проведению анализа правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, а также не размещении результатов анализа правоприменительной судебной практике на официальном сайте администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области провести анализ правоприменительной судебной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и разместить результаты проведенного анализа правоприменительной судебной практики администрации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте.

Освободить администрацию Лорис-Меликовского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22.11.2021 на 6 стр.

Судья В.А. Шумилина