ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5454/18 от 17.12.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-5454/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 17 декабря 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юмановой Е.В.,

при секретаре Малининой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Загайновой Надежды Николаевны к Департаменту государственного жилищного надзора Республики Марий Эл о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Загайнова Н.Н. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений от 14 февраля 2017 года главного государственного инспектора контроля платежей и бухгалтерского учета Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Пьянзиной М.М. от 14 февраля 2017 года, выданного ТСЖ «Кремлевское». В обоснование требований административный истец указала, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. ТСЖ «Кремлевское» является управляющей компанией многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая истцу квартира. 14 февраля
2017 года ТСЖ «Кремлевское» выдано предписание произвести перерасчет платы за тепловую энергию на цели отопления многоквартирного дома
<адрес> с 18 октября 2016 года в соответствии с формулой №3 Приложения № 2 к Правилам № 354, распределяя объем потребления тепловой энергии на цели отопления по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период на всех собственников помещений в доме пропорционально занимаемой площади до внесения изменения в Правила № 354. Загайнова Н.Н. полагает указанное предписание незаконным, ссылаясь на то, что принадлежащая ей квартира отключена от центрального отопления, потребление тепла осуществляется через газовый котел. Услуга по предоставлению тепла через центральную систему отопления административному истцу не предоставлялась с момента ввода жилого дома в эксплуатацию, в связи с чем не имеется оснований для ее оплаты.

В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца Фирсина И.Ю. административное исковое заявление поддержала.

Представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл Хлыбов Н.А. полагал действия административного органа законными, ссылался на пропуск Загайновой Н.Н. срока обращения с иском в суд. Пояснил, что жилой дом имеет центральное отопление, в доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Несмотря на то, что в принадлежащей Загайновой Н.Н. квартире установлен газовый котел, в квартире проходят трубы центрального отопления, посредством которых в квартиру административного истца поступает тепловая энергия, учет которой в настоящее время осуществляется общедомовым прибором учета. Другого расчета Правила № 354 не предусматривают.

В соответствии с приказом от 01 марта 2018 года № 10-У
Пьянзина М.М. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы главного государственного инспектора отдела контроля платежей и бухгалтерского учета Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл.

Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Кремлевское»
Чубарова О.В. полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, указав, что Загайновой Н.Н. пропущен срок обжалования предписания, поскольку о нарушении своего права административный истец должна была узнать еще в 2017 году, когда получила квитанции об оплате тепловой энергии.

Рассмотрев административное дело, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч 1. ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, Загайнова Н.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

В соответствии с пояснениями представителя истца, в принадлежащей истцу квартире установлено индивидуальное отопление с установкой газового котла. Данное обстоятельство подтверждается также и ответчиком ТСЖ «Кремлевское», указавшим в письме МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» от 01 ноября 2017 года, что собственник <адрес> перевел квартиру на индивидуальное отопление.

Собственниками многоквартирного <адрес>
<адрес> выбран способ управления многоквартирным домом –
ТСЖ «Кремлевское».

В соответствии с приказом Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл от 09 февраля 2018 года проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ «Кремлевское».

По результатам проверки ТСЖ «Кремлевское» выдано предписание от 14 февраля 2017 года № 36 об устранении нарушений. Как следует из предписания, в ходе проверки установлено, что собственниками помещений многоквартирного <адрес> выбран и реализован способ управления домом - ТСЖ «Кремлевское», являющееся исполнителем коммунальных услуг. Между ТСЖ «Кремлевское» и
МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды. Многоквартирный дом имеет централизованную систему отопления и оборудован прибором учета тепловой энергии и теплоносителя. Начисление платы за тепловую энергию на цели отопления ТСЖ «Кремлевское» производится по фактическому потреблению, исходя из снятых показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. В многоквартирном <адрес> помещений (квартир) оборудовано индивидуальной (автономной) системой отопления. Начисление платы за тепловую энергию на цели отопления помещений многоквартирного <адрес> ТСЖ «Кремлевское» производится с нарушением формулы № 3 Приложения № 2 и пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 без учета общей площади помещений в доме, оборудованных системой отопления. Следовательно, объем потребления тепловой энергии на цели отопления по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за расчетный период, и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, распределяется на всех собственников помещений в доме пропорционально занимаемой площади.

ТСЖ «Кремлевское» предписано произвести перерасчет платы за тепловую энергию на цели отопления многоквартирного <адрес> с 18 октября 2016 года (акт периодической проверки узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 18 октября
2016 года) в соответствии с формулой № 3 Приложения № 2 к Правилам
№ 354, то есть, объем потребления тепловой энергии на цели отопления по показаниям общедомового прибора учета за расчетный период распределять на всех собственников помещений в доме пропорционально занимаемой площади до внесения изменений в Правила № 354.

По результатам проверки 06 июня 2017 года установлено, что
ТСЖ «Кремлевское» выполнено предписание от 14 февраля 2016 года № 36.

Оценивая законность принятого предписания, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее- Правила № 354).

Согласно п. 42.1 указанных Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам2 и 2.1 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам3, 3.1 и 3.2 приложенияN2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Предусмотренный абз. 3 пункта 42.1 Правил № 354 порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10 июля 2018 года № 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н.Деминца», спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования (п. 3.2).

Реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй). (п. 4.2). Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.

Вместе с тем, поскольку отвечающее конституционно одобряемой цели охраны окружающей среды и задачам политики государства по энергосбережению добросовестное, законопослушное поведение собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, выражающееся в обеспечении сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их своевременной замене и надлежащей эксплуатации, требует поддержки и поощрения, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (п. 4.4).

Принимая во внимание изложенное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл о перерасчете платы за тепловую энергию по формуле № 3 и в соответствии с п. 42.1 Правил № 354 до внесения изменений в Правила № 354 является законным.

В соответствии с сообщение Волго-Вятского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 17 декабря 2018 года в техническом паспорте по состоянию на 19 января 2006 года на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>
<адрес> отражено центральное отопление. В данном случае в принадлежащей истцу квартире расположены стояки центральной системы отопления, тепловая энергия расходуется для обогрева многоквартирного дома. Поскольку иной порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета, в настоящее время не установлен, освобождение от внесения платы за отопление собственника квартиры с установленной индивидуальной системой отопления в многоквартирном жилом доме с центральным отоплением фактически приведет к освобождению такого собственника от несения обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах оснований полагать оспариваемое предписание незаконным и подлежащим отмене у суда не имеется.

Административным ответчиком доказана законность вынесенного акта.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Истец в обоснование требований о признании оспариваемого предписания незаконным ссылается на нарушение ее права в связи с возложением на нее обязанности оплачивать услугу по теплоснабжению.

Как усматривается из материалов дела, предписание ТСЖ «Кремлевское» выполнено на момент проверки Департаментом государственного жилищного надзора 06 июня 2017 года. В платежных документах, представленных административным истцом, содержатся сведения о необходимости внесения Загайновой Н.Н. платы за отопление с июня 2017 года.

Следовательно, с указанного времени после получения платежного извещения за июнь 2017 года, Загайнова Н.Н. должна была знать о нарушении ее права.

Ссылка административного истца на то обстоятельство, что о нарушении своего права она узнала 20 июня 2018 года после получения копии оспариваемого предписания, несостоятельна. Так, за получением копии представления административный истец, как следует из искового заявления, обратилась после получения ею претензии ТСЖ «Кремлевское» от 24 мая 2014 года о необходимости оплатить задолженность по коммунальным платежам. Между тем, о начислении платы за коммунальные услуги по отоплению жилого помещения Загайнова Н.Н. должна была знать с момента получения ею извещений ежемесячно, начиная с июля 2017 года.

С административным иском в суд Загайнова Н.Н. обратилась
19 сентября 2018 года с пропуском установленного законом срока. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать Загайновой Надежде Николаевне в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Юманова

в окончательной форме принято 24 декабря 2018 года