Дело № 2а-5456/2023
УИД 51RS0001-01-2023-004975-60
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Квас О.С.
с участием помощника прокурора Кольского района Мурманской области Мазнева Д.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в интересах Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о признании незаконным бездействия в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта и реконструкции автоподъезда, возложении обязанности принять меры по осуществлению строительного контроля,
установил:
Прокурор Кольского района Мурманской области, действующий в интересах Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области о признании незаконным бездействия в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта и реконструкции автоподъезда, возложении обязанности принять меры по осуществлению строительного контроля.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области при осуществлении мониторинга реализации национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» выявлены нарушения в деятельности Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее – ГОКУ Мурманскавтодор), требующие принятия мер реагирования.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ГОКУ Мурманскавтодор осуществляется капитальный ремонт автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 и реконструкция автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20.
Ссылаясь на части 1, 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 200.4.2022 № 712, указывает, что строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.
В Российской Федерации единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление строительного контроля, является Федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (далее – ФАУ «Росдорнии»).
В целях капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 между ГОКУ Мурманскавтодор и ООО «Север Строй» заключен государственный контракт от 04.05.2022 № 35, цена которого составила 1 367 520 362 рубля.
В целях реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 между ГОКУ Мурманскавтодор и ООО «Север Строй» заключен государственный контракт от 01.04.2022 № 25, цена которого составила 1 218 434 607 рублей.
Финансирование указанных работ по строительству объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, сметная стоимость которого превышает 500 млн. рублей, осуществляется с участием средств федерального бюджета.
Вместе с тем, в нарушение статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль за капитальным ремонтом автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 и реконструкцией автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 не организован, договор на оказание строительного контроля ГОКУ Мурманскавтодор с ФАУ «Росдорнии» не заключен, мероприятия в рамках строительного контроля не проводятся.
Длительное невыполнение обязанности по заключению контракта на осуществление строительного контроля влечет невозможность осуществления строительных работ по государственным контрактам и риск неисполнение мероприятий национального проекта.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой Кольского района Мурманской области 20.03.2023 и.о. начальника ГОКУ Мурманскавтодор внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства при реализации национального проекта. Представление рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, предоставлены пояснения, что ГОКУ Мурманскавтодор в ФАУ «Росдорнии» направлен проект контракта на осуществление строительного контроля, который до настоящего времени не заключен.
В случае выполнения капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 и реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20, введения указанных автодорог в эксплуатацию в отсутствие строительного контроля невозможно подтвердить качество выполненных работ и соответствие их требованиям законодательства, нормативно-технической документации, определить возможные последствия, что может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит суд признать незаконным бездействие Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04 мая 2022 года № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01 апреля 2022 года № 35 в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусмотренного пунктом 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области принять меры по осуществлению строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04 мая 2022 года № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01 апреля 2022 года № 35 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Кольского района Мурманской области на удовлетворении административных исковых требований настаивал, пояснил, что Градостроительным кодексом РФ предусмотрено проведение строительного контроля до начала производства строительных работ по капитальному ремонту и реконструкции автоподъезда и в течение всего периода строительных работ.
В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым в соответствии с частью 8 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам ведения субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.
В Мурманской области отсутствует единый закон, в котором перечислены все виды регионального государственного надзора (контроля). Действующим нормативными актами Мурманской области также не предусмотрено осуществление органами исполнительной власти Мурманской области, либо передача указанных полномочий некоммерческой организации, учредителем которой является Мурманская область, осуществление строительного контроля как вида государственного контроля (надзора).
Исходя из предмета строительного контроля, он осуществляется посредством работ, выполняемых путем заключения договора (контракта) на оказание услуг (выполнение работ), поэтому не относится к публичным полномочиям, не обладает признаками публичности, в связи с этим нормы главы 22 КАС РФ не подлежат применению. Полагает, что административные исковые требования прокурора подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Указывает, что прокурор не сообщает, в чем заключается принятие мер для осуществления строительного контроля при выполнении капитального ремонта и реконструкции автоподъезда к селу Териберка.
ГОКУ Мурманскавтодор являясь казенным учреждением, осуществляет свои функции только посредством заключения государственных контрактов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 712, в который внесены изменения постановлением Правительства РФ от 17.03.2023 № 408, действующие с 28.03.2023, строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется ФАУ «Росдорнии», а не Мурманскавтодором.
Реализация положений абзаца 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 712 осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному дорожному агентству в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанного федерального органа исполнительной власти.
Строительный контроль может быть осуществлен ФАУ «Росдорнии» только при наличии финансового обеспечения исполнения в виде бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному дорожному агентству в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Прокурор не обосновывает 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого просит возложить на ГОКУ Мурманскавтодор обязанность осуществить строительный контроль по государственным контрактам от 04.05.2022 № 35 и от 01.04.2022 № 25, не учитывает, что строительный контроль осуществляется в течение всего периода осуществления строительных работ по контрактам, что может затруднить исполнение решения суда.
До обращения прокурором с административным исковым заявлением ГОКУ Мурманскавтодор 16.11.2022 размещалось извещение о проведении электронного аукциона для заключения государственного контракта о выполнении работ по осуществлению строительного контроля.
Управлением федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в адрес ГОКУ Мурманскавтодор внесено предписание от 01.12.2022 № 05/06/106-693/2022 об отмене аукциона, которое обжаловано ГОКУ Мурманскавтодор в судебном порядке с указанием о том, что ГОКУ Мурманскавтодор применялись положения постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712 в редакции, действовавшей на дату размещения извещения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.078.2023 по делу № А42-12066/2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023, в удовлетворении заявления ГОКУ Мурманскавтодор отказано.
Указывает, что ГОКУ Мурманскавтодор до настоящего времени не было организовано выполнение работ по осуществлению строительного контроля по указанным контрактам, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения судебного спора в связи с неясностью порядка применения постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель административного истца Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, в которых указал, что в целях организации строительного контроля при исполнении государственных контрактов от 04.05.2022 № 35 и от 01.04.2022 № 25 ГОКУ Мурманскавтодор проводятся в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20 (государственный контракт от 01.04.2022 № 25).
В отношении указанной закупки Управлением ФАС по Мурманской области в адрес ГОКУ Мурманскавтодор было вынесено предписание о нарушении части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое было обжаловано Мурманскавтодором в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.07.2023 по делу № А42-12066/2022 в удовлетворении заявления ГОКУ Мурманскавтодор отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.07.2023 по делу № А42-12066/2022 оставлено без изменения.
Таким образом, ГОКУ Мурманскавтодор до настоящего времени не организовано выполнение работ по осуществлению строительного контроля по государственным контрактам от 01.04.2022 № 25 и от 04.05.2022 № 35, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом судебного спора в связи с неясностью порядка применения постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712 «Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В период рассмотрения судебного спора постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2023 № 408 внесены изменения в абзац 2 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2022 № 712, согласно которым строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «Росдорнии»).
В настоящее время между ГОКУ Мурманскавтодор и ФАУ «Росдорнии» решается вопрос о заключении государственных контрактов по осуществлению строительного контроля при исполнении заключенных с ООО «Север Строй» государственных контрактов от 04.05.2022 № 35 на выполнение капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20-км 35 и от 01.04.2022 № 25 на выполнение работ по реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федерального автономного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» и Северо-Западного филиала Федерального автономного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представили.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей административного истца и заинтересованных лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 3 статьи 22 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Министерством транспорта РФ утвержден Национальный проект «Безопасные качественные дороги».
В соответствии с частью 1 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712 «Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2023 № 408) предусмотрено, что строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Федеральному дорожному агентству федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей и в отношении такого объекта получено положительное заключение экспертизы проектной документации применительно ко всем этапам (очередям) его строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу пункта 2 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее - Порядок проведения строительного контроля), предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Как установлено в судебном заседании, прокурором Кольского района Мурманской области в ходе мониторинга реализации национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» выявлены нарушения в деятельности ГОКУ Мурманскавтодор.
В целях капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 между ГОКУ Мурманскавтодор и ООО «Север Строй» заключен государственный контракт от 04.05.2022 № 35, цена которого составила 1 367 520 362 рубля.
В целях реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 между ГОКУ Мурманскавтодор и ООО «Север Строй» заключен государственный контракт от 01.04.2022 № 25, цена которого составила 1 218 434 607 рублей.
Данные работы осуществляются ГОКУ Мурманскавтодор в рамках национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги / Региональный проект: дорожная сеть», финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджета Мурманской области.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712 (в редакции постановления Правительства РФ от 17.03.2023 № 408) строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (далее – ФАУ «Росдорнии») в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.
Учитывая, что сметная стоимость строительных работ по государственным контрактам от 04.05.2022 № 35 и от 01.04.2022 № 25 превышает 500 млн. рублей, финансирование государственных контрактов предусмотрено за счет федерального бюджета, государственные контракты исполняются, строительные работы по ним осуществляются ООО «Север Строй», ГОКУ Мурманскавтодор следовало заключить с ФАУ «Росдорнии» государственный контракт на осуществление строительного контроля.
Действительно, внесенные изменения в абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712, предусматривающие осуществление строительного контроля ФАУ «Росдорнии», вступили в силу с 28.03.2023.
До этого в абзаце 2 пункта 1 указанного постановления Правительства РФ было предусмотрено, что строительный контроль осуществляется подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением, но не было указано каким именно.
Вместе с тем, судом установлено, что ГОКУ Мурманскавтодор не приняты достаточные и своевременные меры по осуществлению строительного контроля при исполнении государственных контрактов от 04.05.2022 № 35 и от 01.04.2022 № 25, а именно: по заключению с ФАУ «Росдорнии» государственного контракта на проведение строительного контроля по данным объектам.
Суд не может согласиться с административным ответчиком ГОКУ Мурманскавтодор и административным истцом Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в том, что меры по заключению государственного контракта на проведение строительного контроля при исполнении государственных контрактов от 04.05.2022 № 35 и от 01.04.2022 № 25 были приняты путем размещения 16.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20 по государственному контракту от 01.04.2022 № 25.
В отношении указанной закупки Управлением ФАС по Мурманской области в адрес ГОКУ Мурманскавтодор было вынесено предписание о нарушении части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое было обжаловано ГОКУ Мурманскавтодор в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.07.2023 по делу № А42-12066/2022 в удовлетворении заявления ГОКУ Мурманскавтодор отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.07.2023 по делу № А42-12066/2022 оставлено без изменения.
Размещение извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20, оспаривание предписания УФАС по Мурманской области, неясность порядка применения постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны ГОКУ Мурманскавтодор по заключению государственного контракта с единственным уполномоченным учреждением ФАУ «Росдорнии».
В обоснование принятых мер по заключению такого государственного контракта ГОКУ Мурманскавтодор в материалы дела представлены переписка с Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области, Комитетом по конкурентной политике Мурманской области, сведения о направлении проекта государственного контракта на согласование в ФАУ «Росдорнии», проведение переписки по согласованию условий государственного контракта в части цены государственного контракта.
Так, ГОКУ Мурманскавтодор 05.10.2023 обратилось в Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области с запросом о правомерности заключения с ФАУ «Росдорнии» государственного контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35.
В ответе от 20.11.2023 Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области сообщил, что при заключении государственных контрактов государственным заказчикам следует руководствоваться, в том числе постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 712.
ГОКУ Мурманскавтодор 05.10.2023 обратилось в ФАУ «Росдорнии» с запросом о правомерности заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35.
ГОКУ Мурманскавтодор 10.10.2023 обратилось в Комитет по конкурентной политике Мурманской области с запросом о том, с каким подведомственным Министерству транспорта РФ государственным (бюджетным или автономным) учреждением необходимо заключить государственный контракт на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35.
В ответе от 10.11.2023 Комитет по конкурентной политике Мурманской области сообщил, что закупка должна быть осуществлена у единственного поставщика в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 712.
Обоснование цены контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35 утверждено начальником ГОКУ Мурманскавтодор 15.10.2023.
Обоснование цены контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 -км 20 утверждено начальником ГОКУ Мурманскавтодор 29.11.2023.
ГОКУ Мурманскавтодор 06.06.2023 обратилось в ФАУ «Росдорнии» с просьбой направить проект государственного контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35.
ГОКУ Мурманскавтодор 15.06.2023, 12.10.2023, 29.11.2023 направило в ФАУ «Росдорнии» проект государственного контракта на осуществление строительного контроля по объекту – капитальный ремонт автоподъезда к селу Териберка км 20 – км 35 с протоколом разногласий.
ФАУ «Росдорнии» в письмах от 20.10.2023, 15.11.2023 не согласилось с отдельными пунктами протокола разногласий.
Суд учитывает, что письмом от 30.09.2022 ФАУ «Росдорнии» направило на рассмотрение и согласование в ГОКУ Мурманскавтодор проект государственного контракта на осуществление строительного контроля по объекту – реконструкция автоподъезда к селу Териберка км 10 – км 20 в целях дальнейшего его подписания.
Письмом от 17.10.2022 Северо-Западный филиал ФАУ «Росдорнии» поставил в известность ГОКУ Мурманскавтодор о прекращении оказания услуг на осуществление строительного контроля по объекту – реконструкция автоподъезда к селу Териберка км 10 – км 20 в связи с окончанием услуг 17.09.2022.
Каких-либо мер по заключению государственного контракта с ФАУ «Росдорнии» административный ответчик не принял, разместив 16.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20.
В ответе от 18.07.2023 ФАУ «Росдорнии» сообщило прокурору Кольского района Мурманской области о том, что проект контракта на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20 из ГОКУ Мурманскавтодор не поступал.
Из представленных документов следует, что переписка по заключению государственного контракта на осуществление строительного контроля велась между ГОКУ Мурманскавтодор и ФАУ «Росдорнии» по объекту - капитальный ремонт автоподъезда к селу Териберка, км 20 - км 35. Сведений о мерах, которые предприняты ГОКУ Мурманскавтодор по заключению государственного контракта на осуществление строительного контроля по объекту – реконструкция автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20, в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, данные обстоятельства не исключают наличие бездействия со стороны ГОКУ Мурманскавтодор по заключению с ФАУ «Росдорнии» государственного контракта на осуществление строительного контроля по двум указанным объектам, которое суд признает незаконным.
Наличие длительной переписки между ГОКУ Мурманскавтодор и ФАУ «Росдорнии» по согласованию проекта разногласий указывает на отсутствие прямой заинтересованности административного ответчика по заключению государственного контракта на оказание услуг по строительному контролю.
Вопреки доводам представителя административного ответчика какой-либо неясности в толковании и применении положений постановления Правительства РФ от 20.04.2022 № 712 в части определения уполномоченного учреждения по осуществлению строительного контроля судом не установлено.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой Кольского района Мурманской области 20.03.2023 в адрес и.о. начальника ГОКУ Мурманскавтодор внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства при реализации национального проекта. Представление рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, предоставлены пояснения, что ГОКУ Мурманскавтодор в ФАУ «Росдорнии» направлен проект контракта на осуществление строительного контроля, который до настоящего времени не заключен.
Суд учитывает, что длительное невыполнение обязанности по заключению государственного контракта на осуществление строительного контроля влечет невозможность его осуществления на всех этапах строительных работ по государственным контрактам по капитальному ремонту автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 и реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20, введения указанных автодорог в эксплуатацию в отсутствие строительного контроля качества выполненных работ и соответствия их требованиям законодательства, нормативно-технической документации, что может создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам представителя административного ответчика административные исковые требования рассмотрены в порядке административного судопроизводства, поскольку ГОКУ Мурманскавтодор, учредителем которого является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, обладает публичными полномочиями.
С учетом изложенного суд полагает, что имеются основания признать незаконным бездействие ГОКУ Мурманскавтодор в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04.05.2022 № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01.04.2022 № 35 в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусмотренного пунктом 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На ГОКУ Мурманскавтодор следует возложить обязанность принять меры по осуществлению строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04.05.2022 № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01.04.2022 № 35 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Вопреки доводам представителя административного ответчика мерами по осуществлению строительного контроля являются действия ГОКУ Мурманскавтодор, конечным результатом которого будет заключенный с ФАУ «Росдорнии» государственный контракт по осуществлению строительного контроля по двум вышеуказанным объектам села Териберка.
В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером требований.
Срок, на который прокурор просит возложить на административного ответчика обязанность по принятию мер по осуществлению строительного контроля, суд признает разумным, обоснованным, соответствующим балансу прав и законных интересов ГОКУ Мурманскавтодор и ФАУ «Росдорнии».
При этом суд учитывает длительность бездействия, степень заинтересованности административного ответчика ГОКУ Мурманскавтодор в заключении государственного контракта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с административного ответчика судом не рассматривается, поскольку стороны освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в интересах Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, к Государственному областному казенному учреждению по управлению автомобильными дорогами Мурманской области, о признании незаконным бездействия в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта и реконструкции автоподъезда, возложении обязанности принять меры по осуществлению строительного контроля – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области в неосуществлении строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04 мая 2022 года № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01 апреля 2022 года № 35 в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предусмотренного пунктом 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области принять меры по осуществлению строительного контроля при выполнении капитального ремонта автоподъезда к селу Териберка, км 20 – км 35 на основании заключенного государственного контракта от 04 мая 2022 года № 35 и при реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 – км 20 на основании заключенного государственного контракта от 01 апреля 2022 года № 35 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева