Копия дело № 2а-5458/19г.
УИД: 16RS0050-01-2019-007691-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2019 года г.Казань
Приволжский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Егоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю главы Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2 об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка за плату в собственность и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – административный истец) обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее – ИКМО г.Казани), Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани») о признании незаконным отказа от 26.07.2019 исх. № 2713/16 и возложении на ИКМО г.Казани обязанности предоставить административному истцу в собственность за плату земельный участок, площадью 705 кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником дома <адрес>. Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, уточненной площадью 705 кв. м, участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – индивидуальный дом. Намереваясь приобрести указанный земельный участок в собственность за плату, административный истец обратился в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» с заявлением, приложив также координаты проектных красных линий, выданные 19.06.2019 МУП «Центр подготовки исходной документации». 26.07.2019 органом местного самоуправления принято решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанием на то, что его границы пересекают красные линии территории общего пользования, а территория общего пользования приватизации не принадлежит. Однако, как полагает административный истец, заявленный земельный участок не является участком общего пользования, улицей, проездом и т.д. Кроме того, рядом с ним расположены смежные земельные участки с кадастровыми номерами № и №, имеющие вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, на которых располагаются жилые дома. Улиц, проездов, мест общего пользования на смежных земельных участках также не имеется. То обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером № не пересекают проектных красных линий, подтверждается также информационным письмом кадастрового инженера. По мнению административного истца, поскольку право собственности на жилой дом признано за ним решением суда, то данное решение косвенно подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером № не является участком общего пользования, не подлежащим приватизации.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика заместитель главы Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2; в качестве заинтересованного лица - МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани».
В судебном заседании административный истец, его представитель заявленные требования поддержали.
Представитель административных соответчиков – ИКМО г.Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» в судебном заседании до объявления перерыва с административными исковыми требованиями не согласился, после перерыва в судебное заседание не явился, был извещён.
Представитель заинтересованного лица – МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» в суд не явился, был извещён.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 194,1 кв. м, по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано за ФИО1 на основании вступившего в законную силу решения Приволжского районного суда г.Казани от 25.04.2013 по делу № 2-3159/13г.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 705 кв. м. Данный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – индивидуальный дом.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (пункт 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
08.07.2019 в МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» от ФИО1 как от собственника дома, расположенного на земельном участке, площадью 705 кв. м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, поступило заявление о предоставлении данного участка в собственность за плату.
Письмом от 25.07.2019 № 91083-ПСП заместителя начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» ФИО9 в ответ на обращение администрации о подготовке градостроительного намерения в отношении заявленного земельного участка и о возможности его предоставления на праве собственности сообщено, что Управлением осуществлена посадка земельного участка в рабочую карту Управления по координатам, содержащимся в выписке из ЕГРН от 03.07.2019 № 99/2019/270449330. По состоянию на 24.07.2019 границы земельного участка пересекают красные линии территории общего пользования. Территория общего пользования приватизации не подлежит (л.д. 48-49).
Решением заместителя главы МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани» ФИО2 от 26.07.2019 исх. № 2713/16 административному истцу сообщено о невозможности предоставления земельного участка в собственность. В данном решении заместитель главы администрации ссылается на вышеуказанное заключение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» и указывает, что при таких обстоятельствах предоставление земельного участка в существующих границах возможно в аренду (л.д. 46-47).
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Как разъяснено в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 (в редакции от 26.04.2017), по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (пункт 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что красные линии, пересекающиеся с земельным участком административного истца, являются проектными и не отражены в Генеральном плане муниципального образования города Казани, утвержденном решением Казанской городской Думы от 28.12.2007 N 23-26, не является основанием для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно ответу начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» ФИО5 от 24.09.2019 № 15/02-ИСХ/13693 на запрос суда, проектные красные линии нанесены для закрепления территории общего пользования, которой может пользоваться неограниченный круг лиц, под организацию проезда и технического коридора, проложенных и перспективных магистральных инженерных коммуникаций. В соответствии с дежурным планом красных линий кадастровые границы запрашиваемого земельного участка в границы проектных красных линий не попадают. Однако, согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта утвержденного Генерального плана г.Казани по <адрес> запланировано строительство улицы общегородского значения с координированным светофорным движением «по зеленой волне». В настоящее время разработан проект нового Генерального плана городского округа г.Казани, согласно которому значительная часть данного земельного участка расположена в границах планируемой по <адрес> магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения. В Генеральном плане отображаются только направления и категории дорог. Точное расположение красных линий <адрес> должно быть определено при разработке проекта планировки территории (л.д. 102-103).
Дополнительно в письме от 28.09.2019 № 15/02-ИСХ/14006 начальником МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИКМО г.Казани» ФИО5 сообщено, что поскольку в соответствии со схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта утвержденного Генерального плана г.Казани по <адрес> предусмотрено размещение автомобильной дороги общегородского значения с координированным движением в режиме «зеленой волны», в дежурный план красных линий были внесены проектные красные линии данной автомобильной дороги. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в проектных красных линиях вышеуказанной автодороги. В материалах проекта нового Генерального плана г.Казани также предусмотрено размещение автодороги по <адрес> (л.д. 108).
Градостроительный устав г.Казани утвержден решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 N 51-19.
Градостроительное законодательство не содержит понятия «проектные красные линии».
Согласно частям 3-6 статьи 41 Устава, красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ земельных участков.
Красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в документации по планировке территории; в проектной документации объектов капитального строительства, проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при установлении границ территориальных зон; в проектах территориального землеустройства; при установлении границ земельных участков.
Исполнительный комитет обеспечивает ведение дежурного плана красных линий.
В дежурном плане красных линий отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи планов красных линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям.
В соответствии с Положением о МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО г.Казани», утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 26-3, Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани. К полномочиям Управления относятся, в том числе: осуществление планирования застройки, территориального зонирования земель города; организация разработки проекта Генерального плана города, плана реализации Генерального плана города, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в Генеральный план города, в план реализации Генерального плана города, проектов инженерных сооружений и благоустройства города (пункты 3.1.1, 3.1.2).
Исходя из положений действующего законодательства, предоставление в собственность земельного участка, расположенного в пределах перспективных (планируемых) линий, недопустимо.
Таким образом, поскольку, согласно схеме общегородской улично-дорожной сети и транспорта действующего Генерального плана г.Казани и проекту нового Генерального плана г.Казани, по <адрес> запланировано строительство магистральной улицы общегородского значения, размещение автомобильной дороги, а часть спорного земельного участка расположена в границах планируемой территории, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе исх. № 2713/16 от 26.07.2019 принято органом местного самоуправления обоснованно и законно, соответственно оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», заместителю главы Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» ФИО2 о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 705 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изложенные в письме исх. № 2713/16 от 26.07.2019 и обязании предоставить в собственность указанный земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Д.И. Галяутдинова
Мотивированное решение изготовлено 18.10.2019.