ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-545/17 от 07.11.2017 Губкинского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 ноября 2017 года Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Гондельевой Т.С.,

при секретаре судебного заседания Стадничук Е. В.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-545\2017 по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ямало- Ненецкого автономного округа о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным иском к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий в части проведения расчета норматива потребления холодной, горячей воды, а также норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Также просил суд обязать ответчика произвести перерасчет указанных нормативов по муниципальному образованию г. Губкинский.

В обоснование требований указал, что порядок определения указанных нормативов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Административный ответчик, на которого согласно п. 2.3.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года №1081 –П «О департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» возложены обязанности по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в Ямало-Ненецком автономном округе, а также обязанность представления на утверждение Правительству округа нормативов потребления холодной, горячей воды, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, неверно произвел их расчет. Впоследствии, указанные нормативы были утверждены Постановлением Правительства ЯНАО от 22 мая 2017 года №468 – П «Об утверждении нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало –Ненецком автономном округе».

Тем самым полагает, что по вине административного ответчика были утверждены недействительные нормативы, вследствие чего Постановление Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа от 22 мая 2017 года №468-П «Об утверждении нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало –Ненецком автономном округе» противоречит федеральному законодательству, а именно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", имеющему большую юридическую силу.

Также указал, что в 2016 году действовали нормативы, предусматривающие расход потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории г. Губкинского – 0,02 кубических метров на квадратный метр общей площади, а после утверждения новых нормативов в 2017 году Постановлением Правительства Ямало – Ненецкого автономного округа от 22 мая 2017 года №468-П, расход воды на холодное и горячее водоснабжение предусмотрен как 0,03 кубических метра на квадратный метр общей площади.

Действиями административного ответчика в части проведения расчетов норматива на общедомовые нужды в г. Губкинском, нарушены его права как потребителя, поскольку он вынужден будет оплачивать в повышенном размере коммунальные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставляемых управляющей организацией.

В судебное заседание административный истец не явился, направил заявление о рассмотрении требований в его отсутствие (л.д.32, 41).

Административный ответчик направил ходатайство о рассмотрении дела с участием его представителя в порядке видеоконференцсвязи, которое удовлетворено.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск(л.д.38-39).

Выслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Устава Ямало- Ненецкого автономного округа систему исполнительных органов государственной власти автономного округа составляют Правительство автономного округа - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти автономного округа, возглавляемый Губернатором автономного округа и иные исполнительные органы государственной власти автономного округа, образованные в соответствии с Законом автономного округа.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, частью 2 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2010 года N 56-ЗАО «Об исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено постановление №1081-П от 25 декабря 2013 года, которым утверждено Положение о Департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту Положение).

Согласно п.1.1. указанного Положения, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа.

В полномочия Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО входит представление на утверждение Правительству автономного округа нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.2.11.2 Положения).

Таким образом, расчет нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, относится к полномочиям административного ответчика.

Доводы административного истца о том, что действия по перерасчету административным ответчиком нормативов норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, произведенные в 2017 году, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», также не могут быть признанны обоснованными.

В соответствии с п.п. б, п.16 Правил №306 изменение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в случае внесения изменений в Правила №306 в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в п.11 раздела II «Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг» Правил №306 были внесены изменения, которые заключались в установлении дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов в соответствии с приложениями №2 к Правилам №306.

Исходя из требований п.п. б п.16 Правил №306 административный ответчик обязан был произвести расчет нормативов коммунальных услуг в соответствии с дифференциацией по категориям домов, указанных в приложении №2 к Правилам №306.

Правомочность действий Департамента по составлению расчета нормативов, подтверждалась принятием Правительством Ямало- Ненецкого автономного округа 22 мая 2017 года Постановления №468-П, утвердившего нормативы потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало –Ненецком автономном округе.

Кроме того, Постановлением Правительства автономного округа от 18 сентября 2017 года №982-П утверждены единые нормативы потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало – Ненецком автономном округе, где нормативы имеют сходные значения с обжалуемыми. При этом, пунктом 2 указанного Постановления признано утратившим силу постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 мая 2017 года N 468-П "Об утверждении нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало-Ненецком автономном округе».

Тем самым подтверждается, что действия административного ответчика по расчету нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало – Ненецком автономном округе являются правомерными и направлены на приведение нормативов коммунальных услуг на общедомовые нужды в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствие с Правилами №306.

Также из материалов дела следует, что на обращение административного истца в Правительство Ямало – Ненецкого автономного округа по вопросу о нормативах потребления холодной, горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 22 мая 2017 №468 «Об утверждении нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало – Ненецком автономном округе, административным ответчиком были даны подробные разъяснения по расчету нормативов на общедомовые нужды, приведены ссылки на Правила №306, указан расчетный метод с использованием формулы 26 Приложения №1 к Правилам №306. Также разъяснено, что при расчете нормативов на общедомовые нужды были применены данные, предоставленные муниципальным образованием в автономном округе, в том числе муниципальном образованием города Губкинского (л.д.8).

Таким образом, учитывая, что административный ответчик правомочен производить расчет нормативов на общедомовые нужды, затем представлять их на утверждение Правительству Ямало – Ненецкого автономного округа, кроме того, административным ответчиком направлен ответ на обращение административного истца по вопросу начисления нормативов на общедомовые нужды, суд не находит оснований для признания действий административного ответчика незаконными.

Также отсутствуют у суда, какие либо основания для возложения на административного ответчика по перерасчету указанных нормативов по муниципальному образованию г. Губкинский.

Доводы административного ответчика о том, что административным истцом был пропущен срок обращения в суд, не нашел своего подтверждения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ямало- Ненецкого автономного округа о признании действий незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в Губкинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Гондельева Т. С.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2017 года.