ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-545/20 от 10.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-545/2020

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,

при секретаре Сахаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации г. Костромы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об оспаривании предостережения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Костромы обратилась в суд с иском, в котором просит суд признать незаконным предостережение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о недопустимости нарушения обязательных требований от 12.08.2019г. № 1; обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, выраженные в принятии в отношении истца предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 12.08.2019г. №1.

Свои требования истец мотивировал тем, что в Администрацию города Костромы от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области поступило предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 12.08.2019 № 1. Предостережение обусловлено тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:27:040301:469, расположенного по адресу: <...>, площадью 1262 кв. м с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, сведения о правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Должностными лицами Росреестра по результатам визуального осмотра земельного участка установлено, что земельный участок огражден, на данном земельном участке размещен одноэтажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 44:27:040301:227 с отдельными входами в квартиры. Поскольку сведения о виде разрешенного использования земельного участка не соответствуют фактическому использованию земельного участка, со ссылкой на пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации должностными лицами Росреестра усматривается нарушение Администрацией статьи 42 ЗК РФ. Дополнительно указано, что несоблюдение Администрацией положений статьи 42 ЗК РФ может повлечь административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Администрации предложено в срок до 27.12.2019 направить в адрес Росреестра уведомление об исполнении Предостережения. Администрация с вынесенным в отношении нее Предостережением не согласна по следующим основаниям. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые в разграничена, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок в ЕГРН и содержатся. Отдельно следует отметить, что земельный участок не принадлежит Муниципальном образованию городской округ город Кострома на праве собственности. При этом, на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номера 44:27:040301:227, сведения о правах на жилой дом в ЕГРН также не содержатся. Согласно информации, представленной в письме областного государственного бюджетного учреждения «Костромаоблкадастр - областное БТИ» от 10.09.2019 № 351 жилой дом принадлежит на праве долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5. Данные лица также обладают правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, что подтверждается свидетельствами на право пожизненного наследуемого владения от dd/mm/yy № В-6069, выданным ФИО1, от dd/mm/yy № В-3721, выданным ФИО2, с dd/mm/yy б/н, выданным ФИО3, от dd/mm/yy № В-376 выданным ФИО4, от dd/mm/yy № В-4644, выданным ФИО5. В Предостережении не указаны конкретные действия (бездействие) Администрации, которые приводят к нарушению положений статьи 42 ЗК РФ. Земельный участок не используется Администрацией в нарушение его целевого назначения, ввиду нахождения на таком земельном участке объекта недвижимости (жилого дома) находящегося в частной собственности третьих лиц. Права владения и пользования земельным участком на сегодняшний день принадлежат физическим лицам, данные лица осуществляют фактическое пользование земельным участком, в свою очередь у Администрации такие права отсутствуют. Администрацией также и не используется жилой дом. Какие-либо действия, связанные с эксплуатацией жилого дома, Администрацией не осуществляются. Земельный участок принадлежит вышеназванным лицам на праве пожизненного наследуемого владения, данные лица обладают исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, что также опровергает факт использования Администрацией земельного участка не по целевому назначению. Администрация не осуществляет действий, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований закона, поскольку не обладает правами владения и пользования земельным участком. Таким образом, Администрация не является лицом, нарушающим положения статьи 42 ЗК РФ, а также не относится к числу субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ, в связи с чем, Предостережение направлено ненадлежащему лицу. Сведений о том, что данный дом является многоквартирным письмо областного государственного бюджетного учреждения «Костромаоблкадастр - областное БТИ» в содержит. Напротив, данный объект характеризуется как индивидуальный жилой дом. При имеющихся обстоятельствах нет оснований полагать, что жилой дом является многоквартирным. Администрацией в адрес Росреестра направлены мотивированные возражения на Предостережение от 25.09.2019г. № 89исх-4465/19. Однако, Росреестр указал, что Предостережение в адрес Администрации направлено правомерно. Вместе с тем, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований направлено и гражданам (правообладателям земельного участка и собственникам жилого дома). Поскольку Предостережение Росреестром не отозвано в отношении Администрации, то оно нарушает права и законные интересы Администрации по вышеуказанным обстоятельствам. Предостережением нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации, на Администрацию незаконно возложена обязанность по устранению нарушения обязательных требований.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО5 умерла dd/mm/yy

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 поддержал исковые требования, по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО7 исковые требования не признала. Пояснила, что предостережение, выданное в адрес Администрации является законным и состоятельным. 14 июня 2019 года в Управление Росреестра по Костромской области поступил материал муниципального земельного контроля в отношении граждан проживающих по адресу: <...>, у которых также в использовании находится земельный участок с кадастровым номером на конце - 469. Согласно материалам муниципального земельного контроля, который они обязаны рассмотреть, устанавливалось, что по результатам проверки муниципального земельного контроля, должностное лицо Администрации усмотрело в действиях проживающих по данному адресу граждан нарушение требований земельного законодательства ответственность за которое устанавливалось ст. 7.1 ЗК РФ, то есть самовольное занятие земельного участка и использование его без предусмотренных прав и нарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, нецелевое использование земельного участка. Документов о том, что данным физическим лицам на каком-либо праве принадлежат как квартиры, так и земельный участок не имелось. Для них в первую очередь руководством является Федеральная государственная программа Единый реестр недвижимости, которым они руководствуются в своей деятельности. Проанализировав ЕГРН было установлено, что данный дом является многоквартирным, права на земельный участок не за каким физическим лицом не зарегистрированы. Если не имеется подтверждений о том, что конкретному физическому лицу на каком-либо праве предоставлен земельный участок, у них нет оснований для того, чтобы его привлечь к ответственности за нецелевое использование. Специалисты Администрации усмотрели в действиях физических граждан, проживающих в этом доме, нарушения в нецелевом использовании земельного участка, поскольку характеристики земельного участка разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. По законодательству если права на земельный участок не оформлены, то распорядителем не разграниченных земель является Администрация. Предположили, что эти люди проживают в доме по договору социального найма и поэтому субъектом в данном случае является Администрация, поэтому в адрес Администрации было направлено предостережение. Необходимо отметить, что с декабря 2017 года на Управление Росреестра по Костромской области возложены такие полномочия, когда многоквартирные жилые дома расположены на земельных участка не предназначены для размещения, и в этом случае Росреестр должен принимать какие-либо меры, должны предостеречь чтобы документы были приведены в соответствие. Поскольку было представлено недостаточно материалов по муниципальной проверке, было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 20 июня 2019 года в отношении субъекта проверки и направлено в адрес Администрации. Также должностным лицом управления Росреестра был совершен выезд в адрес, совершен визуальный осмотр, произведено административное обследование данного земельного участка. По результатам обследования было установлено, что на данном земельном участке расположен многоквартирный дом, в связи с чем, в адрес Администрации было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ст. 42 ЗК РФ. Данная статья содержит нарушение не только нецелевое использование. Перечень нарушений не является исчерпывающим, там есть оговорка и иные нарушения. Поскольку нахождение многоквартирного дома на земельном участке не предназначено для размещения многоквартирного дома, в адрес Администрации было направлено предостережение. В адрес Управления Росреестра поступили 30 сентября 2019 года возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. К данным возражениями Администрация прикладывала документы, которые подтверждали права как на квартиры, так и на земельные участки. По документам, свидетельствам о пожизненном наследуемом владении от 1993 года, выдавались документы для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства по указанному адресу. Администрация, когда вышла на проверку муниципального земельного контроля сама не изучила ситуацию, не рассмотрела полностью все документы и вменила нарушения физическим лицам ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Согласно сведений ФГИС ЕГРН у земельного участка границы установлены, предполагается, что межеванием занималась Администрация, каким-образом на кадастровый учет поставлен дом как многоквартирный необходимо спросить у Администрации, поскольку при постановке на кадастровый учет все сведения БТИ согласовывает только с Администрацией. В Росреестр сведения попадают из кадастрового учета, которые предоставляются Администрацией, органами которые проводят всю изначальную работу. Документы из БТИ истцом были запрошены ни к проверке муниципального контроля июня 2019 года, а именно после того как получили предостережение. После того как они получили предостережение, истец стал изучать судьбу как земельного участка, так и дома. Рассмотрев возражения истца, они направили в адрес физических лиц, которые проживают по данному адресу, предостережение. Изначально это был жилой дом, возможно в нем проживала одни или две семьи. Потом к этому дому начали пристраивать помещения, присваивались литеры. По заключению БТИ этот дом стал многоквартирным, а земля как была так и осталась для ЛПХ и ИЖС. В любом случае, Администрация должна принять меры, чтобы упорядочить документы по данному адресу. Если Администрация выносит свое распоряжение о смене разрешенного использования, то только потом субъект может идти и подавать документы в МФЦ, чтобы сменили разрешенное использование земельного участка. Предостережение, выдаваемое Управлением Росреестра по Костромской области в соответствии с требования 294 ФЗ, выдаются и носят профилактический характер, оно имеет рекомендательный срок. Если по истечению срока в Росреестр не поступает никакого ответа, о том, что предостережение исполнено, у них нет полномочий привлекать к какой-либо ответственности. Никаким нормативным актом не предусмотрен отзыв или отмена предостережения. Данным предостережением Управление Росреестра не нарушило никаких прав Администрации. Они хотели призвать Администрацию к тому, что при проведении муниципальных проверок необходимо проверять документы и рассматривать судьбу объектов недвижимости и земельного участка, поскольку подобный случай не является единичным.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в судебном заседании не присутствуют, о времени и месте рассмотрения дела извещались, причина неявки неизвестна, ходатайств не представлено.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 14.06.2019г. в Управление Росреестра по Костромской области из Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с сопроводительным письмом от 07.06.2019 № 13-01-21исх-74/19-1 поступили материалы проверки муниципального земельного контроля в отношении ФИО4. Согласно материалам проверки, на основании распоряжения Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы, консультантом отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления ФИО8, ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления ФИО9 в отношении ФИО2. ФИО3, ФИО4 проведена плановая, выездная проверка на земельном участке с КН 44:27:040301:469, расположенном по адресу: <...>.

Из представленных Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы материалов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:040301:469. расположен по адресу: <...>, площадью 1262 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При проведении надзорных мероприятий специалистами отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы ФИО8 и ФИО9, проводился обмер земельного участка. В ходе обмера было установлено, что ЗУ с кадастровым номером 44:27:040301:469 находится в ограждении, ограждение со стороны дома 53 по улице Пятницкой расположено за юридическими границами, определенными при межевании. Специалистам был усмотрен факт самовольного занятия земельного участка примерной площадью 20 кв.м. Самовольно занятый земельный участок относится к землям государственная собственность на которые не разграничена на территории города Костромы. Согласно акту проверки земельного участка «в действиях ФИО4 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ». Кроме того, согласно Акту проверки от 05.06.2019г. № 24 на земельном участке, расположен многоквартирный жилой дом. В связи с тем, что земельный участок имеет разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, а фактически на нем расположен многоквартирный жилой дом, усматривается нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8?8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно использование земельного участка не по целевому назначению.

При рассмотрении представленных материалов проверки должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), сведения о правообладателях или арендаторах земельного участка с кадастровым номером 44:27:040301:469 отсутствуют. Согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 44:27:040301:469, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет 22.05.2008г. Дом, расположенный на указанном земельном участке, зарегистрирован как многоквартирный дом, общей площадью 249,1 кв.м., разделенный на 5 помещений (квартир) с кадастровыми номерами: - кв. № 1, - кв. № 2, - кв. № 3, - кв. № 4, -кв. № 5, - кв. № 6. Сведения о правообладателях или арендаторах указанных квартир в ФГИС ЕГРН отсутствуют.

Согласно представленным административному ответчику материалам проверки, а именно: распоряжению Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы о проведении плановой документарной, выездной проверки от 15.05.2019г. № 267-р, проведение плановой, выездной проверки назначено в отношении граждан: ФИО2, ФИО3, ФИО4 Права указанных граждан на земельный участок с КН 44:27:040301:469 не зарегистрированы, на каком-либо праве земельный участок по указанному адресу данным гражданам не предоставлялся.

В связи с отсутствием у ФИО4 документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на земельный участок, не усмотрев состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, 20.06.2019г. в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано. Также, в связи с недоказанностью умысла у ФИО4 по использованию земельного участка не по целевому назначению, не усмотрев состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ, 20.06.2019г. в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано.

12.08.2019г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям: г. Кострома, Костромской муниципальный район, Красносельский муниципальный район, Судиславский муниципальный район, главным специалистом –экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Костромской области ФИО10 был составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений № 9, согласно которому проведено административное обследование объекта земельных отношений - земельный участок с КН 44:27:040301:469, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, общей площадью 1262 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <...>, путем проведения анализа полученной информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах; информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, а так же путем проведения визуального осмотра территории и осуществления фотофиксации. По итогам проведения административного обследования усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, предусмотренного статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

12.08.2019г. заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям: г. Кострома, Костромской муниципальный район, Красносельский муниципальный район, Судиславский муниципальный район, главным специалистом –экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Костромской области ФИО10 вынесено Предостережение Администрации городского округа город Кострома Костромской области о недопустимости нарушений закона, где указано на несоответствие вида разрешенного земельного участка фактическому использованию участка, что является нарушением ст. 42 ЗК РФ.

Предостережение обусловлено тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:27:040301:469, расположенного по адресу: <...>, площадью 1262 кв. м с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, сведения о правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Должностными лицами Росреестра по результатам визуального осмотра земельного участка установлено, что земельный участок огражден, на данном земельном участке размещен одноэтажный многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 44:27:040301:227 с отдельными входами в квартиры. Поскольку сведения о виде разрешенного использования земельного участка не соответствуют фактическому использованию земельного участка, со ссылкой на пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации должностными лицами Росреестра усматривается нарушение Администрацией статьи 42 ЗК РФ.

Не согласившись с данным Предостережением, Администрацией г. Костромы в адрес Росреестра направлены мотивированные возражения от 25.09.2019 № 89исх-4465/19.

Рассмотрев данные возражения, ответчик в письменном ответе указал, что Предостережение в адрес Администрации направлено правомерно, указав, что согласно ФГИС ЕГРН земельный участок связан с объектом недвижимости – многоквартирный дом, информация о правообладателях на момент рассмотрения материалов проверки у ответчика отсутствовала. Дополнительно указано, что с учетом выявленных обстоятельств, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований направлено гражданам (правообладателям земельного участка и собственникам жилого дома).

Судом установлено, что оспариваемое Предостережение от 12.08.2019г. выдано Управлением Росреестра по Костромской области в соответствии с требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч. 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Правилами определен порядок составления и направления органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережение), порядок подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение (далее - возражения) и их рассмотрения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, порядок уведомления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об исполнении предостережения.

Согласно п. 7 Правил по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения.

В возражениях указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица,

индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований,

требований, установленных муниципальными правовыми актами (п.8 Правил).

Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами (п.9 Правил).

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзрра), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.10 Правил).

При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения (п.11 Правил).

Оценив представленные доказательства, учитывая изложенные выше обстоятельства и нормы закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предостережения незаконным.

Вопреки доводам административного истца, по сведениям ФГИС ЕГРН указанный земельный участок связан с объектом недвижимости - «многоквартирный жилой дом» с КН 44:27-.040301:227, общей площадью 249,1 кв.м., расположенным по адресу: <...>. Многоквартирный жилой дом состоит из 5 помещений (квартир) с кадастровыми номерами: - кв. № 1; - кв. № 2; - кв. № 3; - кв. № 4; - кв. № 5; - кв. № 6. При этом сведений о правообладателях или арендаторах указанных квартир в ФГИС ЕГРН не имеется.

По сведениям ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ», представленным по запросу суда, дом, расположенный по адресу: <...> является многоквартирным.

Данные доказательства в ходе рассмотрения дела не были опровергнуты. Таким образом, выводы должностного лица административного ответчика в Предостережении о статусе спорного дома - «многоквартирный», являются верными.

Из пояснений представителя ответчика следует, что Предостережение в адрес административного истца выдано на основании анализа представленного материала проверки, из которого в частности следует, что права граждан, в отношении которых проводилась проверка: ФИО2, ФИО3, ФИО4 на земельный участок с КН 44:27:040301:469 не зарегистрированы, на каком-либо праве земельный участок по указанному адресу данным гражданам не предоставлялся, что подтверждается распоряжением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы о проведении плановой документарной, выездной проверки от 15.05.2019г. № 267-р.

Административным истцом не оспаривалось, что информация о правообладателях квартир из Областного государственного бюджетного учреждения «Костромаоблкадастр - областное БТИ» от 10.09.2019 № 3516 запрошена после получения Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 12.08.2019 № 1 и на момент рассмотрения материалов проверки и выдачи Предостережения она отсутствовала, также как и сведения о собственниках земельного участка и документы, подтверждающие данное обстоятельство.

Согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) сведения о правообладателях и арендаторах квартир многоквартирного жилого дома и земельного участка с КН 44:27:040301:469 отсутствуют.

Сведения о принадлежности на праве общей долевой собственности дома и о лицах, обладающих правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, были представлены административному ответчику вместе с возражениями на Предостережение.

Следует отметить, что согласно пункту 4.6 Соглашения о взаимодействии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области и Администрации города Кострома от 29.12.2017 «Материалы проверки муниципального земельного контроля должны содержать, в том числе, сведения о земельном участке, на котором проводится проверка, сведения о лице, использующем проверяемый земельный участок. В целях укрепления доказательной базы и подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений, в случае выявления признаков, указывающих на наличие признаков события нарушения земельного законодательства, к акту проверки прилагаются: фототаблица с нумерацией фотоснимков, обмер площади земельного участка и иная информация, подтверждающая наличие нарушения земельного законодательства».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности Предостережения на момент его выдачи административному истцу.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд в случае отсутствия совокупности: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца, отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, при этом права, либо свободы административного истца не были нарушены.

Анализируя вышеперечисленные положения закона, суд приходит к выводу о том, что предостережение выдается органами государственного контроля (надзора) с целью профилактики нарушений обязательных требований законодательства. Предостережение не носит распорядительно-властный характер, содержит предложения по принятию мер, направленных на соблюдение обязательных требований закона. При этом невыполнение предложений, содержащихся в предостережении, не влечет для лица каких-либо негативных последствий, поскольку законом не предусмотрена ответственность за невыполнение предложений, содержащихся в предостережении.

В рассматриваемом деле, предусмотренной законом совокупности оснований, влекущих удовлетворение требований административного истца, не установлено.

Судом установлено, что административный ответчик действовал в рамках предоставленных полномочий. При этом указанное предостережение не обязывало административного истца к совершению в обязательном порядке конкретных действий. Не выполнение предложений, содержащихся в предостережении, не влечет для Администрации г. Костромы каких-либо последствий. Не согласившись с Предостережением, административный истец воспользовался своим правом принести свои возражения. После принесенных возражений и установленных обстоятельств административным ответчиком выданы предостережения в адрес правообладателей земельного участка. Механизм отзыва или отмены предостережения не предусмотрен законодательством. При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов административного истца действиями административного ответчика, выразившимися во внесении в адрес истца предостережения от 12.08.2019г.

Установив, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области соответствуют требованиям закона и не нарушают прав истца, суд на основании п.2. ч. 2 ст. 227 КАС РФ приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Администрации г. Костромы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об оспаривании предостережения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Костромской областной суд через Ленинский суд города Костромы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В. Гуляева

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2020г.