УИД: 47RS0008-01-2022-000353-59
Дело № 2а-545/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2022 года г. Кириши
Ленинградской области
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, об обязании произвести внесение информации о плановой проверке в Единый реестр проверок на интернет-сайте,
установил:
Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, об обязании произвести внесение информации о плановой проверке в Единый реестр проверок на интернет-сайте, ссылаясь на то, что Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.4.1 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов Ленинградской области по борьбе с преступностью от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства о муниципальном контроле в отношении администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, в ходе которой установлено, что администрацией ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки муниципального жилищного контроля на территории Пчевжинского сельского поселения №. ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки жилищным контролем составлен акт проверки №. Вместе с тем, в нарушение ст. 13.3 Федерального закона №294-ФЗ и п.13 Правил, сведения о проводимых проверках в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru в установленный срок информация об указанной плановой проверке администрацией не внесена. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки прокурором Киришского городского прокуратуры в адрес главы Администрации муниципального образования Пчевжинского сельского поселение Киришского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворено, однако нарушения не устранены ввиду невозможности входа в личный кабинет. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области своих обязанностей, возложенных федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку неразмещение необходимой информации снижает возможность общественного контроля гражданского общества за законностью деятельности администрации поселения, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на беспрепятственное получение информации о проведенных в отношении них контрольных мероприятий, свидетельствует о бездействии администрации МО Пчевжинское сельское поселение по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию федеральным законодательством, что также нарушает основные права и свободы, как жителей, так и иных граждан, находящихся на территории поселения, на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Административный истец просит признать бездействие администрации муниципального образования Пчевжинское сельское Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по принятию мер, направленных на внесение информации о проводимых проверках в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru, незаконным; обязать администрацию муниципального образования Пчевжинское сельское поселения Киришского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести внесение информации о плановой проверке МП «ККП п. Пчевжа МО Пчевжинское сельское поселение» (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ) в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru.
Административный истец надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, при подаче административного иска в просительной части иска ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик – администрация муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание представитель не явился, направил в адрес суда отзыв на иск, согласно которому против удовлетворения иска и рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства не возражает (л.д. 90).
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о слушании дела уведомлены надлежащим образом, их явка в настоящее судебное заседание не является обязательной и не признана судом обязательной, данное административное дело не относится к категориям дел, указанным в главах 24, 28 - 31.1 КАС РФ (часть 2 статьи 291 КАС РФ), в связи с чем судебное заседание по делу проведено с соблюдением требований ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании изложенного, обращаясь в суд с указанным административным иском, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ вопрос соблюдения срока обращения в суд относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела, его обсуждение в ходе судебного разбирательства в открытом судебном заседании, прямо предусмотрено процессуальным законом.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое бездействие было установлено при поведении проверки ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным исковым заявлением прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, административным истцом соблюден срок для обращения в суд (л.д.7).
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с требованиями статьи 13.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок; порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки; состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр; состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления; состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок, которые устанавливают порядок формирования и ведения единого реестра проверок (далее также ЕРП) при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации (далее Правила).
Правилами установлен состав информации единого реестра проверок и порядок включения в него информации (пункты 13 - 22 Правил).
Согласно пункту 13 указанных Правил, единый реестр проверок включает в себя в отношении проверок, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, - информацию о составе и сроках внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного Приложения определены сроки внесения информации в ФГИС "ЕРП". Указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 1 Приложения N 1 информация подлежит внесению в ЕРП уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, если иное не указано в пункте 3 данного документа.
Как установлено судом и следует из материалов дела Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п.4.1 постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов Ленинградской области по борьбе с преступностью от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства о муниципальном контроле в отношении администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, в ходе которой установлено, что администрацией ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки муниципального жилищного контроля на территории Пчевжинского сельского поселения №. ДД.ММ.ГГГГ по результатам плановой выездной проверки жилищным контролем составлен акт проверки № (л.д.13-38).
Вместе с тем, в нарушение ст. 13.3 Федерального закона №294-ФЗ и п.13 Правил, сведения о проводимых проверках в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru в установленный срок информация об указанной плановой проверке администрацией не внесена.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки прокурором Киришского городского прокуратуры в адрес главы Администрации муниципального образования Пчевжинского сельского поселение Киришского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.74-76).
Согласно ответу администрации муниципального образования Пчевжинского сельского поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления, в целях устранения нарушений требований законодательства, представление признано обоснованным и будут приняты меры к устранению нарушений (л.д.77), что подтверждается также протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78).
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются положениями Федерального закона от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона об обеспечении доступа к информации, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует обязанность органов местного самоуправления размещать информацию для возможности контроля гражданским обществом за законностью деятельности администрации поселения, неразмещение необходимой информации нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на беспрепятственное получение информации о проведенных в отношении них контрольных мероприятий.
Учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации административным ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные Киришским городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, действий, подлежащих совершению, суд считает возможным установить срок для исполнения административным ответчиком решения суда – в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
требования Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, об обязании произвести внесение информации о плановой проверке в Единый реестр проверок на интернет-сайте удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пчевжинское сельское Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по принятию мер, направленных на внесение информации о проводимых проверках в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru.
Обязать администрацию муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в срок в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда по административному делу произвести внесение информации о плановой проверке МП «ККП п. Пчевжа МО Пчевжинское сельское поселение» (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ) в Единый реестр проверок на интернет-сайте www.proverki.gov.ru., сообщив об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья