ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5461/2017 от 15.01.2018 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-668/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мишиной Т.В.,

при секретаре Ляпота Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Янтарьэнерго» к Территориальному управлению Росимущества в Калининградской области, заинтересованные лица: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, об обязании предварительно согласовать схему расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

АО «Янтарьэнерго» обратилось в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просит обязать ТУ Росимущества в Калининградской области согласовать части земельного участка с кадастровым номером согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером ; часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером ; часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером ). В обоснование иска ссылается на то, что АО «Янтарьэнерго» осуществляет разработку проектной документации по объектам схем выдачи мощности новых объектов генерации на территории Калининградской области в рамках распоряжения Правительства РФ от < Дата >-р в силу технологического отделения энергосистем государств Прибалтики. АО «Янтарьэнерго» организованы работы по оформлению земельных участков для строительства и дальнейшей эксплуатации ВЛ 110 кВ по титулу «< ИЗЪЯТО >». Строительство данной воздушной линии электропередачи предполагает обеспечение энергетической безопасности, обеспечение бесперебойного и надёжного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами энергетики и т.д. Таким образом, АО «Янтарьэнерго» осуществляет публично-значимые функции по обеспечению энергетической безопасности Северо-Запада России, делегированные Правительством РФ. 01.09.2017 АО «Янтарьэнерго» обратилось с ТУ Росимущества по Калининградской области с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием условных частей земельного участка с кадастровым номером в целях заключения в дальнейшем договора аренды части земельного участка. Цель использования испрашиваемых частей земельного участка – для размещения и дальнейшей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства Калининградской области – опор линий электропередачи «< ИЗЪЯТО >)». < Дата > ТУ Росимущества по Калининградской области в своем ответе отказало в утверждении данных схем, указав на необходимость обращения в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Истец находит данный отказ незаконным в силу следующего. Согласно выписки из ЕГРН от < Дата > земельный участок с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. расположен по адресу: < адрес >, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для нужд Министерства обороны РФ; правообладатель: Российская Федерация, вид номер и дата государственной регистрации права: собственность, от < Дата >; правообладатель (правообладатели): ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Таким образом, земельный участок находится в собственности Российской Федерации. Уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным имуществом является Росимущество, а на территории Калининградской области – ТУ Росимущества в Калининградской области. Согласно действующему законодательству ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ не правомочно заключать договоры аренды земельных участков с юридическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у Учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представитель АО «Янтарьэнерго» по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ТУ Росимущества в Калининградской области по доверенности ФИО2 против удовлетворения иска возражала, пояснив, что у ТУ Росимущества в Калининградской области отсутствуют полномочия по вопросу согласования схем размещения частей земельного участка с кадастровым номером , поскольку данный земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ. Более того в соответствии с п. 4.1.14 Положения о ТУ Росимущества в Калининградской области Теруправление вправе предоставлять в аренду земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью равной либо меньше десяти гектаров.

Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ своих представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Правительства РФ от < Дата >-р утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Об обеспечении энергоснабжения Калининградской области и объединенной энергетической системы Северо-Запада России».

Приказом Министерства энергетики РФ от < Дата > утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории, содержащей проект межевания территории) для размещения объектов «< ИЗЪЯТО >)».

< Дата > АО «Янтарьэнерго» Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области выдано разрешение на строительство линейного объекта – схема выдачи мощности в электрические сети АО «Янтарьэнерго» Талаховской ТЭЦ. Строительство заходов: < ИЗЪЯТО >

< Дата > АО «Янтарьэнерго» обратилось в ТУ Росимущества в Калининградской области с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием условных частей земельного участка с кадастровым номером , предусматривающей образование частей земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. и площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. в целях заключения в дальнейшем договора аренды этих частей земельного участка для размещения и дальнейшей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства Калининградской области – опор линий электропередачи «< ИЗЪЯТО >

< Дата > ТУ Росимущества в Калининградской области в своем ответе отказало в утверждении данных схем, указав на необходимость обращения в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, поскольку земельный участок с кадастровым номером является федеральной собственностью, имеет разрешенное использование: для нужд Министерства обороны РФ и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.

< Дата > АО «Янтарьэнерго» повторно обратилось в ТУ Росимущества в Калининградской области с заявлением о согласовании схем размещения земельных участков.

Письмом от < Дата > ТУ Росимущества в Калининградской области также отказало АО «Янтарьэнерго» в согласовании схем, сославшись на то, что полномочия собственника при управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в пользовании Министерства обороны РФ и подведомственных МО РФ организаций, осуществляет Министерство обороны РФ.

Согласно выписки из ЕГРН от < Дата > земельный участок с кадастровым номером площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. расположен по адресу: < адрес >, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для нужд Министерства обороны РФ; правообладатель: Российская Федерация, вид номер и дата государственной регистрации права: собственность, от < Дата >; земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ ( от < Дата >).

Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьями 9, 39.2 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса РФ, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (в редакции от 15.11.2017) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), согласно п. 1 которого Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочиям Росимущество отнесены, по мимо прочего, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принятие решений о реализации высвобождаемого военного недвижимого имущества (за исключением имущества, не подлежащего приватизации, имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций); принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно Административного регламента по предоставлению Росимуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2017 № 166, данная государственная услуга предоставляется Росимуществом, а также его территориальными органами.

Территориальным органом Росимущества на территории Калининградской области является Территориальное управление Росимущества в Калининградской области (Положение о ТУ Росимущества в Калининградской области, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2009 « 278).

Полномочия Министерства обороны РФ, определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (в редакции от 27.12.2017) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", согласно которому Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с п/п 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. Вместе с тем, к компетенции Минобороны России не отнесен вопрос о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Как было установлено выше испрашиваемые части земельного участка с кадастровым номером предназначены для размещения опор линий электропередачи «< ИЗЪЯТО >

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Единая энергетическая система России – это электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России.

Электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Поскольку испрашиваемые части земельного участка с кадастровым номером предназначены для размещения объектов электросетевого хозяйства, приказом Министерства энергетики РФ от < Дата > утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории, содержащей проект межевания территории) для размещения объектов «< ИЗЪЯТО > данные части земельного участка в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью, полномочия по распоряжению которыми предоставлены Росимуществу, функции которого на территории Калининградской области осуществляет ТУ Росимущества в Калининградской области.

Доводы представителя ответчика о том, что ТУ Росимущества в Калининградской области вправе предоставлять в аренду земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью равной либо меньше десяти гектаров, суд находит несостоятельными, поскольку испрашиваемые части земельного участка с кадастровым номером площадью менее десяти гектар.

При изложенных обстоятельствах, основываясь на приведенных нормах права, суд находит исковые требования АО «Янтарьэнерго» подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования АО «Янтарьэнерго» удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Калининградской области согласовать и утвердить части земельного участка с кадастровым номером согласно Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером ; часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером ; часть земельного участка площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., образуемой в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 01 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 22.01.2018.

Судья Т.В. Мишина