Дело №2а-5467/28-2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2018 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Найденовой О.Н.,
при секретаре Абрамовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к прокуратуре Курской области, и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдение законов при исполнении уголовных наказаний ФИО2 о признании незаконными действий, бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска к прокуратуре Курской области с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия (бездействие), выраженные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за подписью должностного лица ФИО2 и обязать административного ответчика исполнить его требование о предоставлении ему прокурорского представления № от ДД.ММ.ГГГГ с целью ознакомления с ним и дальнейшего правового использования. В обоснование заявленных требований указал, что по его обращению Курской областной прокуратурой была проведена проверка № по вопросам ненадлежащей деятельности сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком ему было представлено уведомление о том, что в ходе проверки были выявлены нарушения его прав, что и послужило основанием для вынесения прокурорского представления, которое должно было быть ему направлено, поскольку он вправе частично либо в полном объеме не согласиться с результатом проверки. Однако до настоящего времени вынесенное по результатам проверки представление ему представлено не было. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ в Курскую областную прокуратору с требованием представить прокурорское представление № от ДД.ММ.ГГГГ., однако согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на его обращение ему было указано, что закон не обязывает предоставлять административному истцу указанное представление, что противоречит закону и создает препятствия в доступе к обжалованию и защите прав.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО2
О слушании дела административный истец ФИО1, содержащийся в ФКУ ИК-29 ОИК-5 УФСИН России по Кировской области извещен надлежащим образом, правом участия в рассмотрении дела через представителя не воспользовался.
В судебном заседании заместитель начальника по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области ФИО3 заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в представленных ею письменных возражениях на административное исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание не явился административный ответчик и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО2, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. То есть закон устанавливает императивность наличия совокупности одновременно двух условий.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Также данным Федеральным законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу положений ч.ч. 1, 2, 3 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно положениям ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона и в целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан была утверждена Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45 Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Данная Инструкция была разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.
Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
Подпунктом 5.1 пункта 5 Инструкции установлено, что обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В силу п. 6.1 Инструкции ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Согласно п. 4.15 указанной Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств.
При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в прокуратуру Курской области с заявлением, в котором просил выслать ему копию представления Курской областной прокуратуры, вынесенного в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ№.
На указанное обращение ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО2 был дан ответ, которым ФИО1 было сообщено, что его обращение было рассмотрено и разъяснено, что он или его представитель вправе ознакомиться с представленным, внесенным в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области, в прокуратуре Курской области в рабочие дни в любое удобное время. Направление копий указанных документов не предусмотрено законом. Оснований для внесения актов прокурорского реагирования в настоящее время не имеется. В случае несогласия с принятым решением он имеет право обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд.
Таким образом, обращение административного истца ФИО1 было рассмотрено в установленном законом порядке, ответ заявителю дан уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий в установленные законом сроки по результатам рассмотрения такого обращения.
Учитывая изложенное, на основании установленных по делу обстоятельств, имеющейся совокупности доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии незаконности в действиях (бездействии) прокуратуры Курской области и ее должностных лиц по рассмотрению обращения ФИО1
Само по себе несогласие ФИО1 с данным ответом на его обращение не свидетельствует о незаконности действий или бездействия прокуратуры Курской области, и о наличии оснований для возложения на сторону административного ответчика по направлению ФИО4 копии внесенного в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курской области представления.
Утверждение ФИО1 об обязанности административного истца по направлению ему копии указанного документа (представления) не основан на нормах закона, поскольку предусматривая возможность ознакомления заявителя с материалами проверки, действующее законодательство не закрепляет положений, которые возлагали бы обязанность и предписывали предоставлять заявителю по его просьбе копии материалов проверки, в том числе представления.
Обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении прокуратурой Курской области обязанностей, возложенных на нее нормативными правовыми и иными актами, при рассмотрении дела судом не установлены.
При указанных обстоятельствах, незаконности действий, бездействия прокуратуры Курской области, выразившегося в ненаправлении (непредставлении) ФИО1 копии представления, вынесенного по результатам проведенной проверки, не установлено, как и не установлено нарушений прав, законных интересов административного истца ФИО1 оспариваемыми действиями (бездействием), а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к прокуратуре Курской области, и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдение законов при исполнении уголовных наказаний ФИО5 о признании незаконными действий, бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья