Дело № 2а-546/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.п. Залукокоаже 29 июня 2016 года
Судья Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики Абидов М.Г.,
при секретаре Думанове А.А.,
с участием административного истца - ФИО1,
представителя административного истца - ФИО2, действующего на основании доверенности о ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок по причине того что при проведении правовой экспертизы установлено что не представлены правоустанавливающие документы на вышеуказанный земельный участок.
Это обстоятельство, по мнению ответчика, противоречит требованиям земельного законодательства и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по этому не может быть зарегистрировано право собственности в органах Росреестра.
Истец с ответчиком категорически не согласен по следующим основаниям:
Согласно п.1 статьи 25 Земельного кодекса РФ, права на земельныеучастки, предусмотренные главами IIIи IVнастоящего Кодекса, возникают пооснованиям, установленным гражданским законодательством, федеральнымизаконами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно п.9.1 ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Данный земельный участок был выделен истцуна основании постановления главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, с этого момента он является пользователем земельного участка категории земель сельхозназначения, общей площадью №.м. расположенного по адресу: КБР, <адрес>».
Таким образом, истец полагает, что он подпадает под категорию лиц, кому по закону допускается переоформление права пожизненного наследуемого владения в собственность.
Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №. В настоящее время его границы и местоположение уточнены в соответствии с требованиями закона.
Как указано в иске, в органы РосреестраФИО1 был предоставлен весь пакет документов необходимых для проведения госрегистрации объекта недвижимости, и онсчитает их отказ незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих лгав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, истец считает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в государственнойрегистрации права собственности, на спорный земельный участок незаконным и нарушающим его конституционные права. На основании изложенного просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в государственной регистрации право собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>» и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР провести государственную регистрацию право собственности за ним на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>
В возражении, направленном в адрес суда представителем ответчика указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим вместе издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход ограничение (обременение) прав.
В соответствии с п. 9.1 ст. З Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) ( п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Необходимо отметить, что в упрощенном порядке, без ограничения срока переоформить право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности могут только граждане, которым такие земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства ( ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, такого права не предусмотрено.
Данный земельный участок (категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенный вид использования: для сельскохозяйственного использования) был предоставлен гр. ФИО1 для организации крестьянского хозяйства на основании постановления главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГг. в пожизненное наследуемое владения.
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, на бесплатной основе,указанный земельный участок не подпадает под п.9.1 ст. З Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации прав оснований для отказа в государственной регистрации прав.
На основании изложенного и руководствуясь вышеперечисленными нормами Законодательства, ответчик считает необоснованным и неподтвержденным никакими фактами исковое заявление и просит отказать в удовлетворении искового заявления об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Административный ответчик- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, извещенное надлежащим образом представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило и не просило суд об отложении судебного заседания.
На основании п.6 ст.226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившегося административного ответчика.
Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы правоустанавливающего дела, представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1, 2) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствие с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров..
В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственный регистратор является федеральным государственным служащим.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Согласно ст. 20 абзац 3 и 8 пункт 1 Федерального закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, когда: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из представленного заявителем в суд уведомления о приостановлении государственной регистрации усматривается, что ФИО1 не представлены правоустанавливающие документы на государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок, необходимые для регистрации права собственности. По истечении срока приостановления, истцу, ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации права.
В представленной заявителем в суд кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что правообладателем земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: КБР, <адрес> является ФИО1, вид права - пожизненное наследуемое владение.
Аналогичные сведения содержатся в свидетельстве о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ года. Основанием в нм указано Постановление главы администрации <адрес> КБР от ДД.ММ.ГГГГ№
Указанное Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес> КБР, на котором собственно заявитель основывает свои требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, считая, что указанное Постановление является надлежащим документом, удостоверяющим его право на земельный участок, представлено в суд.
Как следует из обозревавшегося в судебном заседании Постановления, его невозможно отнести к категории документов, устанавливающих или удостоверяющих право заявителя на данный объект недвижимости.
В Постановлении от 25 мая 2000 года озаглавленном «О предоставлении земельного участка гражданину ФИО1 для организации крестьянского хозяйства» поименованы 34 граждан, являющихся членами хозяйства.
Кроме того, по смыслу абзаца пятого п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представляемый документ должен подтверждать право заявителя именно на тот земельный участок, за регистрацией права собственности на который он обращается. Между тем, вышеназванным Постановлением не было зафиксировано ни одно, установленное законом обязательное положение для выделения земельного участка.
Далее, В соответствии с п. 9.1 ст. З Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки, или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) ( п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения"). При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Необходимо отметить, что в упрощенном порядке, без ограничения срока переоформить право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности могут только граждане, которым такие земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства ( ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, такого права не предусмотрено.
Данный земельный участок (категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенный вид использования: для сельскохозяйственного использования) был предоставлен гр. ФИО1, для организации крестьянского хозяйства на основании постановления главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГг. в пожизненное наследуемое владения.
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, на бесплатной основе, указанный земельный участок не подпадает под п.9.1 ст. З Федерального закона от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации прав оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Таким образом, следует признать отказ ответчика в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 51 га., расположенный по адресу: КБР, <адрес> с кадастровым №, законным, а также его отказ осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Зольский районный суд КБР.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2016 года.
Судья Зольского
районного суда КБР М.Г. Абидов
Согласовано: М.Г. Абидов