ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/2022 от 30.05.2022 Талицкого районного суда (Свердловская область)

Дело №2а-546/2022

УИД: 66RS0057-01-2022-000671-10

Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Баклановой Н.А.,

при секретаре Мукашевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова В.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании решений незаконными, обязании предоставить налоговый вычет,

у с т а н о в и л

Петров В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области о признании решения незаконным, обязании предоставить налоговый вычет, мотивируя тем, что он представил ответчику налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2020 год, по результатам которой заявлены: налоговый вычет в размере 4 535 135,43 руб., возврат излишне уплаченного налога в размере 589 567,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных вычетов.

Налоговый вычет в размере 4 535 135,43 заявлен:

1. По взаимоотношением с иностранным брокером Freedom Finance Europe LTD :207 719,84 рубля - убыток, полученный при совершении операций с ценными бумагами. Налог к возмещению 27 003,50 р.

2.По взаимоотношениям с АО «Открытие брокер»: 4 327 415,99 - убыток, полученный в связи с банкротством эмитентов ценных бумаг California Resources Corporation (тикер «CRC», ISIN US13057Q2066) и Tailored Brands (тикер «TLRD», ISIN US87403A1079). Налог к возмещению 562 564,079 p.

За 2020 год Административным истцом уплачен налог на доходы с физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 3 676 967,00 рублей, что подтверждается: Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент АО «Открытие брокер» (3 560 140) Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент ООО ИК «Фридом Финанс» (31 178 р.) Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент АО «Альфа Банк» (44 483 р.) Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент ПАО «Банк ВТБ» (28 568 р.).Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент ООО «Тюменский пивовар» (10 667 р.) Справка о доходах и суммах налога физического лица, налоговый агент АО «ННК» (1 931 р.)

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком вынесены решения , , , , , об отказе в заявлениях на зачет и возврат налога.

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком вынесен акт налоговой проверки с отказом в удовлетворении заявленных вычетов, на который Административным истцом заявлены возражения, а также ДД.ММ.ГГГГ лично даны пояснения по всем обстоятельствам, касающимся камеральной налоговой проверки налоговой декларации заместителю начальника инспекции ФИО2, налоговому инспектору П., в присутствии юриста налогового органа.

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных вычетов.

ДД.ММ.ГГГГ в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Административный истец обратился в вышестоящий налоговый орган УФНС по Свердловской области (далее - «УФНС») с апелляционной жалобой на решение от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ УФНС вынесло решение об изменении решения ИНФС №19 от ДД.ММ.ГГГГ, отменив его в части. Удовлетворены требования по взаимоотношениям с иностранным брокером Freedom Finance Europe LTD. Признаны расходы в сумме 207 719,84 рубля убытка, полеченного при совершении операций с ценными бумагами; в части налога к возмещению в сумме 27 003,50 руб. требования налогоплательщика признаны обоснованными.

В части выводов по взаимоотношениям с АО «Открытие брокер» в признании расходов в сумме 4 327 415,99 убытка, полученного в связи с банкротством эмитентов ценных бумаг California Resources Corporation (тикер «CRC», ISIN US13057Q2066) и Tailored Brands (тикер «TLRD», ISIN US87403A1079) и налога к возмещению в сумме 562 564,079 р. УФНС оставило решение ИНФС №19 от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.

Решение от 27.12.2021г получено Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании письма с идентификатором с сайта почты России.

Административный истец считает Решение ИНФС №19 от ДД.ММ.ГГГГ (без учета отмененной части) незаконным по нижеследующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 НК РФ в целях настоящей статьи операциями с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

В силу пункта 12 статьи 214.1 НК РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

Расходом в целях настоящей статьи по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (пункт 10 статьи 214.1 НК РФ).

Банкротство юридических лиц California Resources Corporation (тикер «CRC», ISIN US13057Q2066) и Tailored Brands (тикер «TLRD», ISIN US87403A1079), обесценивание и списание с учета их ценных бумаг в связи с банкротством не являются сделками по реализации ценных бумагам и не могут определяться в порядке установления финансового результата, связанного с их реализацией.

АО «Открытие брокер» (налоговый агент через которого приобретены ценные бумаги) подтверждает, что указанные расходы им не учтены при определении налоговой базы в связи с отсутствием сделки по продаже ценных бумаг, поскольку эмитенты обанкротились, ценные бумаги списаны со счета. (Отсутствие рассматриваемых расходов при расчете налоговой базы налоговым агентом подтверждается выпиской из учета налогового агента АО «Открытие Брокер» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом налогового агента АО «Открытие Брокер» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос о перерасчете налоговой базы за 2020 год на размер убытка по CRC и TLRD.)

Следовательно, к спорным отношениям не применяются подпункты 1-5 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ, устанавливающие порядок определения налоговой базы и финансового результата в результате получения дохода от реализации, в том числе с участием налогового агента (абзацы второй и третий пункта 12 статьи 214.1 НК РФ).

Однако это не означает, что налогоплательщик лишен права учитывать для целей налогообложения обоснованные и документально подтвержденные расходы, поскольку пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ прямо предусмотрена возможность отнесения расходов по приобретению ценных бумаг к расходам.

При выходе (выбытии) налогоплательщика из организации, в качестве расходов налогоплательщика, связанных с приобретением указанных ценных бумаг, признается их полная стоимость, подлежащая учету при определении в целях налогообложения доходов налогоплательщика, полученных в связи с ликвидацией организации либо выходом (выбытием) налогоплательщика из организации (пункт 13.4 статьи 214.1 НК РФ).

Организации-эмитенты ценных бумаг CRC и TLRD обанкротились, акции обесценены и списаны в связи с невозможностью их реализации брокером, что подтверждается отчетами о совершении депозитарных операций, ответом АО «Открытие брокер» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос о перерасчете налоговой базы, ответом АО «Открытие брокер» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос о реализации ценных бумаг CRC и TLRD.

В данном случае, Административный истец выбыл из акционеров в связи с банкротством организаций-эмитентов ценных бумаг CRC и TLRD, доход, полученный в связи с ликвидацией и выходом составляет ноль рублей. В силу пункта 13.4 статьи 214.1 НК РФ Административный истец имеет право полную стоимость ценных бумаг учесть в целях налогообложения в связи с иным выбытием ценных бумаг.

Согласно пункту 3 статьи 54 НК РФ налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В силу пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего кодекса.

Верховный Суд РФ (Обзор практики рассмотрения дел, связанных с применением главы 23 Налогового Кодекса РФ, утв. Президиумом ВС РФ от 21.10.2015) сделал очень важное указание на то, что возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения тем или иным налогом должны регулироваться соответствующими главами НК РФ.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, когда наличие дохода из главы 23 НК РФ прямо не следует, необходимо руководствоваться закрепленным в статье 41 НК РФ общим принципом определения дохода - оценивать наличие экономической выгоды.

Следовательно, Административный истец вправе установить доход и исчислить налоговую базу на основе собственного учета полученного нулевого дохода и сведений брокера о списании ценных бумаг вследствие невозможности их реализации и получения выгоды, за вычетом расходов, понесенных на приобретение указанных списанных ценных бумаг по их полной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Глава 25 НК РФ в качестве общего правила определяет право налогоплательщика уменьшать полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных затрат осуществленных (понесенных) налогоплательщиком, за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ.

Расходы, понесенные налогоплательщиком ценных бумаг эмитентов, которые были впоследствии ликвидированы, не определены в статье 214.1 или в статье 270 НК РФ в качестве расходов, не учитываемых в целях налогообложения.

АО «Открытие брокер» выпиской из учета от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что понесенные Административным истцом расходы на приобретение ценных бумаг CRC и TLRD документально подтверждены и фактически осуществлены, следовательно, соответствуют критерию отнесения к расходам согласно налоговому законодательству.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 280 НК РФ при ином выбытии ценных бумаг расходы, в случае ликвидации организации - эмитента ценных бумаг, определяются как расходы по реализации, в размере цены на дату принятия указанной ценной бумаги к учету.

Убыток в виде затрат на приобретение акций, эмитент которых был ликвидирован (в том числе в результате применения процедуры банкротства), учитывается в полном объеме на дату ликвидации эмитента в соответствующей налоговой базе в зависимости от категории таких ценных бумаг (пункт 25 статья 280 НК РФ).

Административный истец считает оспариваемое решение незаконным, подлежащим отмене, поскольку оно нарушает его права и законные интересы на получение налогового вычета в размере обоснованных и документально подтвержденных расходов, при исчислении и возврате налога.

Просит признать незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области предоставить гражданину Российской Федерации Петрову В.И. ИНН налоговый вычет в сумме 4 327 415,99 руб. по налоговой декларации по налогу на доходы с физических лиц за 2020 год, возместить налог на доходы с физических лиц в сумме 562 564,079 руб.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с заявлением об изменении предмета административного иска и о привлечении административного ответчика (л.д.95).

Просит привлечь к участию в деле второго административного ответчика Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, принять изменение предмета административного иска:

Признать незаконным Решение от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области и решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении налогового вычета в сумме 4 327 415,99 руб. по налоговой декларации по налогу на доходы с физических лиц за 2020 год, и возмещении налога на доходы с физических лиц в сумме 562 564,079 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области предоставить налоговый вычет в сумме 4 327 415,99 руб. по налоговой декларации по налогу на доходы с физических лиц за 2020 год, возместить налог на доходы с физических лиц в сумме 562 564,079 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области в качестве административного соответчика (л.д.98-99).

В судебном заседании представитель административного истца Борисов А.А., действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал.

Административный истец участия в судебном заседании не принимал, уведомлен надлежащим образом и в срок (л.д.103).

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области Санникова О.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду представлены письменные возражения (л.д.84-85).

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, уведомлен надлежащим образом и в срок (л.д.119), суду представлены письменные возражения, с иском не согласен (л.д.109-111).

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Петров В.И. представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (далее МИНФС №19) налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2020 год, по результатам которой заявлены: налоговый вычет в размере 4 535 135,43 руб., возврат излишне уплаченного налога в размере 589 567,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком МИНФС №19 вынесены решения , , , , , об отказе в заявлениях на зачет и возврат налога (л.д.15-20).

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком МИНФС №19 вынесен акт налоговой проверки с отказом в удовлетворении заявленных вычетов (л.д.21-26).

ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком МИНФС №19 вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных вычетов (л.д.27-35).

ДД.ММ.ГГГГ Административный истец обратился в вышестоящий налоговый орган УФНС по <адрес> с апелляционной жалобой на решение от 07.10.2021г. (л.д.36-37).

ДД.ММ.ГГГГ УФНС вынесло решение об изменении решения ИНФС №19 от ДД.ММ.ГГГГ, отменив его в части. Удовлетворены требования по взаимоотношениям с иностранным брокером Freedom Finance Europe LTD. Признаны расходы в сумме 207 719,84 рубля убытка, полученного при совершении операций с ценными бумагами; в части налога к возмещению в сумме 27 003,50 руб., требования налогоплательщика признаны обоснованными.

В части выводов по взаимоотношениям с АО «Открытие брокер» в признании расходов в сумме 4 327 415,99 убытка, полученного в связи с банкротством эмитентов ценных бумаг California Resources Corporation (тикер «CRC», ISIN US13057Q2066) и Tailored Brands (тикер «TLRD», ISIN US87403A1079) и налога к возмещению в сумме 562 564,079 р. УФНС оставило решение ИНФС №19 за от ДД.ММ.ГГГГ без изменения (л.д.39-42).

В соответствии с ст.209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

В соответствии с пп.5 п.1 ст.208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций; в Российской Федерации акций, иных ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, полученные от участия в инвестиционном товариществе; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.

В соответствии с п.1, п.2 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Не признается получением дохода или возникновением права на распоряжение доходом получение прав контроля в отношении иностранной структуры без образования юридического лица или иностранного юридического лица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, если такие права получены в результате их передачи между лицами, являющимися членами одной семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) (п.1).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п.2).

Согласно ст.214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде (п.7). Учет расходов по операциям с ценными бумагами и расходов по операциям с производными финансовыми инструментами для целей определения налоговой базы по соответствующим операциям осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей (п.11). В целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи (п.12). В целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам (п.10).

Как следует из выписки из учета от ДД.ММ.ГГГГ АО «Открытие брокер», Петровым В.И. приобретены ценные бумаги (акции обыкновенные) эмитентов California Resources Corporation (тикер «CRC», ISIN US13057Q2066) на сумму 1202910,36 руб. (даты приобретения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) и Tailored Brands (тикер «TLRD», ISIN US87403A1079) на сумму 3124505,63 руб. (даты приобретения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), всего на общую сумму 4 327 415,99 руб. (л.д.50).

Как следует из отчетов о совершенных депозитарных операциях АО «Открытие брокер», ДД.ММ.ГГГГ установлено банкротство California Resources Corporation, ДД.ММ.ГГГГ установлено банкротство Tailored Brands (л.д.52-57).

В связи с банкротством указанных организаций, сделки по продаже выпущенных ими ценных бумаг не произведены, налоговым агентом АО «Открытие брокер» финансовый результат по сделкам не определен (л.д.46).

Доводы административного иска о том, что в связи с ликвидацией указанных эмитентов и выбытием их ценных бумаг из обращения в 2020 году, Петровым В.И. получен отрицательный финансовый результат, который может уменьшить финансовый результат, полученный в налоговом периоде по совокупности всех операций, суд находит несостоятельными, поскольку до момента реализации или иного выбытия ценных бумаг налоговая база по операциям с ценными бумагами не определяется, заявителем необоснованно включены в состав расходов затраты по покупке акций California Resources Corporation и Tailored Brands в спорной сумме.

В материалы дела не представлено доказательств несения затрат в связи с осуществлением налогоплательщиком деятельности, направленной на получение дохода, в связи с чем административные ответчики пришли к правильному выводу о необоснованном включении в состав расходов затрат, связанных с приобретением акций California Resources Corporation и Tailored Brands.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При рассмотрении ходатайства представителя административного истца, уточнившего ранее заявленные требования ДД.ММ.ГГГГ, о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, полученного административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о возможности восстановления указанного срока.

Руководствуясь ст.ст.177-180,218, 226, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Петрова В.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании решений незаконными, обязании предоставить налоговый вычет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Бакланова