РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Рязань 8 февраля 2019 года
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре Лядовой К.Э.,
с участием представителя административного ответчика администрации г.Рязани - Липаткина В.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Костенко Виталия Викторовича к администрации г.Рязани о признании незаконным отказа в принятии документов для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Костенко В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что в августе 2018 года обратился через Многофункциональный центр в администрацию г.Рязани с заявлением о признании его малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в получении жилья, но письмом Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани от 01 октября 2018 года <данные изъяты>. ему было сообщено об отказе в принятии документов по причине предоставления неполных и (или) недостоверных сведений, а именно отсутствия справки с места жительства о составе семьи и занимаемой площади. Ссылаясь на то, что все необходимые документы, в том числе такая справка с его преимущественного места жительства по адресу: <данные изъяты> были приложены к заявлению, просил суд признать нарушающий его права и интересы отказ администрации г.Рязани незаконным, а также возложить на администрацию г.Рязани обязанность по принятию от него документов для признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и по рассмотрению его заявления по существу с принятием соответствующего решения.
Определением суда от 14 января 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани.
В судебном заседании представитель административного ответчика административный иску не признал, указывая на то, что для решения вопроса о признании гражданина малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в получении жилья, определяющим является место постоянного жительства гражданина, а для определения такого места является определяющим является его постоянная регистрация, соответственно, отсутствие документов о наличии такого постоянного места жительства (регистрации) у административного истца и явилось основанием для принятия оспариваемого решения. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав объяснения стороны административного ответчика, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени, месте судебного разбирательства и об его отложении не просивших, явка которых в силу закона обязательной не является, а судом таковой не признавалась, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, обратившийся в суд с таким административным иском, обязан доказать соблюдение трехмесячного срока на обращение в суд и подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, в свою очередь, обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ст. ст. 62, 219 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признание судом своевременно оспоренных решения, действия (бездействия), соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, и о возложении обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Так, Конституция Российской Федерации каждому гражданину гарантирует право на жилище, в том числе малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем его предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, одновременно, возлагая на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность для создания условий для осуществления гражданином соответствующих прав (ст. ст. 40, 45).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим жилищные права является Жилищный кодекс Российской Федерации, которым предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в установленном настоящим Кодексом порядке (ст. 49).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в целях настоящего Кодексапризнаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В свою очередь, малоимущими гражданами в соответствующих целях являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр.
К таким заявлениям прилагаются документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (в случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия такого решения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром заявления в орган, осуществляющий принятие на учет).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Рязанской области № 138-ОЗ от 20 декабря 2005 года «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» определено, что к заявлению о признании граждан малоимущими прилагаются документы, подтверждающие состав семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении, судебное решение о признании членом семьи). Предоставление заявителями неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в принятии документов (п.п. 3,8 ч. 4).
В соответствии со ст. 1 Закона, малоимущими гражданами признаются граждане Российской Федерации, нуждающиеся в жилом помещении, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению, определенные в установленном порядке, дают право на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на условий договора социального найма, при условии его постоянного проживания на территории соответствующего муниципального образования Рязанской области.
Таким образом, по смыслу данного закона, для решения вопроса о признании гражданина малоимущим, и, как следствие, для принятия решения о принятии его соответствующего заявления к рассмотрению, определяющим является наличие в прилагаемом им пакете документов, документов, подтверждающих его постоянное проживание на территории муниципального образования.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, участвуя в жилищных правоотношениях, не должны предпринимать действий, нарушающих права других граждан; граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства России от 17 июля 1995 года № 713, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, устанавливается регистрационный учет по месту жительства.
Таким образом, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или месту жительства.
Между тем, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
Действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Место жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина, в таком случае определяются комплексом норм, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации, законах, других нормативных актах и в каждом конкретном случае устанавливаются на основе различных юридических фактов.
Аналогичные правовые позиции выражены в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П и от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 2 июня 2011 года № 11-П; определения от 5 октября 2000 года № 199-О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года № 1597-О-О, от 5 июня 2012 года № 1059-О и др.).
Так, положениями ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом пребывания гражданина является - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации к законным основаниям использования жилого помещения для проживания относится договор безвозмездного пользования таким помещением, по условиям которого одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо указано на то, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
В судебном заседании установлено:
Согласно договору от 15 июля 2016 года, заключенному между, как собственником и наймодателем, и Костенко В.В., как нанимателем, последнему было предоставлено право постоянного (преимущественного) проживания с правом регистрации постоянного места жительства или места пребывания на условиях безвозмездного пользования жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, сроки действия которого не оговаривались.
26 июля 2016 года, Костенко В.В., не имевшей постоянной регистрации по месту жительства с 20 августа 1966 года по 26 июля 2016 года по г.Рязани и Рязанской области, а с 12 октября 2011 года по 26 июля 2016 года и по всей территории Российской Федерации, был зарегистрирован по месту жительства по вышеуказанному адресу, сведения о чем отражены в паспорте гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>, выданном <данные изъяты> Отделением УФМС России по Рязанской области в <данные изъяты> районе, сведениях Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области от 14 ноября 2016 года, свидетельстве о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> от 30 мая 2018 года, справке ООО «Управляющая Компания «Сервис СК» о месте жительства и составе семьи.
25 мая 2018 года Костенко В.В. снялся с постоянного регистрационного учета, а с 30 мая 2018 года зарегистрирован по тому же адресу, как по месту пребывания на срок по 30 мая 2023 года.
24 августа 2018 года Костенко В.В. через Многофункциональный центр предоставления услуг обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о признании его малоимущим в целях принятия на учет, нуждающихся и права на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В рамках рассмотрения заявления Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани был разработан проект постановления о признании Костенко В.В. малоимущим в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако, проект постановления Правовым управлением администрации г.Рязани согласован не был и решением администрации г.Рязани в лице Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, оформленным письмом от 1 октября 2018 года <данные изъяты>, в принятии заявления Костенко В.В. было отказано по основанию невозможности рассмотрения вопроса о признании его малоимущим по существу до предоставления справки с места жительства о составе семьи и занимаемой площади.
Разрешая при таком положении дела административный иск Костенко В.В. в части признания незаконным решения (отказа) администрации г.Рязани, направленный в суд 27 декабря 2018 года, то есть в пределах установленного законом срока, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для его удовлетворения.
Из материалов дела бесспорно усматривается, что к заявлению Костенко В.В. о признании его малоимущим в целях принятия на учет, нуждающихся и права на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, была приложена справка ООО Управляющая компания «Сервис СК» о составе семьи и занимаемой площади с места его временной регистрации по адресу: <данные изъяты>.
При этом, анализ совокупности всех представленных им и дополнительно истребованных администрацией г.Рязани документальных доказательства свидетельствуют о том, что именно данное жилое помещение являлось местом постоянного проживания Костенко В.В. с 2016 года, и иного, ни места регистрации, ни места жительства, ни тем более иных жилых помещений в собственности либо на ином вещном праве, он на момент обращения по спорному вопросу, не имел.
Таким образом, сам по себе факт временности регистрации Костенко В.В. по данному адресу не могло и не должно являться основанием ограничения или условием реализации его конституционных жилищных прав.
При таких обстоятельствах, решение администрации г.Рязани, оформленное письмом от 1 октября 2018 года <данные изъяты>, при отсутствии в нем ссылок на иные препятствия к принятию заявления Костенко В.В. к рассмотрению, нельзя признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного, требования Костенко В.В. в этой части подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, из смысла закона следует, что признание граждан малоимущими в целях принятия на учет, нуждающихся и права на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, и, как следствие, решение вопроса о принятии соответствующего заявления к рассмотрению, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Определяя при таком положении дела способ восстановления нарушенных прав административного истца, суд ограничивается возложением на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Костенко В.В. от 24 августа 2018 года с приложенными к нему документами и принять по нему решение относительно принятия такого заявления к рассмотрению по существу.
В свою очередь, в удовлетворении требований административного истца о возложении на администрацию г.Рязани обязанности принять от него документы для признания малоимущим и рассмотрении его заявления по существу с принятием соответствующего решения, выходит за пределы полномочий суда в рамках рассматриваемого дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Костенко Виталия Викторовича - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации г.Рязани, оформленное письмом от 01 октября 2018 года <данные изъяты>., выразившееся в отказе в принятии от Костенко Виталия Викторовича документов для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Обязать администрацию г.Рязани рассмотреть заявление Костенко Виталия Викторовича от 24 августа 2018 года о признании гражданина малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с приложенными к нему документами и принять по нему решение относительно принятия такого заявления к рассмотрению по существу.
В удовлетворении административного иска Костенко Виталия Викторовича в остальной части, касающейся возложения на администрацию г.Рязани обязанности принять от него документы для признания малоимущим и рассмотреть его заявления по существу с принятием соответствующего решения, выходит за пределы полномочий суда в рамках рассматриваемого дела - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья