ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-547/20 от 31.07.2020 Кущевского районного суда (Краснодарский край)

дело № 2а-547/2020

УИД 23RS0026-01-2020-001303-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кущёвский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Бондарь Д.О.,

при секретаре Ященко К.В.,

с участием представителя

административного истца Чивга ИП

действующей на основании доверенности <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО1,

действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным принятого решения,

установил:

ФИО2 обратился в Кущевский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным принятого решения. В котором просит суд, признать незаконным уведомление о внесении изменений в ЕГРП от 19.03.2020 №1 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Кущевский отдел) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , площадь 11000 кв.м. Описание изменения: На государственную регистрацию Договора № аренды земельного участка от 11.03.2020 г. не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ: для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Так же заявитель просит восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением. Срок был пропущен в связи с осложнением эпидемиологической ситуации в РФ и возникновением угрозы распространения коронавирусной инфекции, которые затруднили своевременную подготовку текста административного искового заявления и его подачу в суд. В заявлении административный истец указывает, что 11.03.2020 года между Управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район и ФИО2 заключен Договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности в отношении земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый , площадью 11 000 кв.м., вид разрешенного использования: объекты складского назначения различного профиля, по адресу: <адрес> аренды зарегистрирован в ЕГРН 19.03.2020 года. ФИО2 состоит в зарегистрированном браке с ТЕАДД.ММ.ГГГГ от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Кущевский отдел) получено Уведомление о внесении изменений в ЕГРН: «На государственную регистрацию Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ: для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга». Не согласившись с тем, что в ЕГРН внесена запись об отсутствии согласия супруги, ФИО2 подал заявление об исправлении ошибки в записях ЕГРН и 24.03.2020 года получено Сообщение об отказе в исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости: «В ходе проведения правовой экспертизы установлено, на государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 11.03.2020 г. не представлено согласие супруги ФИО2, при этом в заявлении от ФИО2 внес сведения о браке. На основании изложенного, техническая ошибка не выявлена, принято решение об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в дополнительных сведениях о правах на земельный участок с кадастровым номером , по основаниям, указанным в части 1,4 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г.». Однако согласие супруга требуется только при совершении другим супругом подлежащей государственной регистрации сделки по распоряжению общим имуществом. Внесение в ЕГРН сведений о том, что на государственную регистрацию Договора аренды земельного участка не предоставлено нотариально удостоверенное согласие супруга, нарушает права ФИО2, поскольку при заключении договора Аренды распоряжение общим имуществом не происходит и предоставление согласия супруги для государственной регистрации договора аренды не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Административный истец ФИО2, в судебное заседание не явился, от истца поступило письменное заявление в котором он просил рассмотреть данное дело в его отсутствии.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании выданной доверенности, в судебном заседании настояла на заявленных требованиях, просила суд удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю ВЕЕ, действующий на основании выданной доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, указав, что оснований для удовлетворения исковых требований по иску нет.

Представители заинтересованного лица ТЕА в судебное заседание не явилась, в суд поступило письменное заявление в котором ТЕА просила рассмотреть данное административное дело в её отсутствии суду доверяет.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Кущевский район, в судебное заседание не явился, в суд поступило возражение на административные исковые требования в котором, представитель администрации МО Кущевский район просили в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает следующее.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.12 ст. 62 и ч.12 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, а также приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.

При этом нормами Закона о недвижимости не предусмотрено обжалования, вынесенного регистрирующим органом уведомления о внесении изменений в ЕГРН.

17.03.2020 года ФИО2 обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации сделки (аренды) в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> на основании представленного договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 11.03.2020 года, заключенного с УМИ администрации МО Кущевский район. Кроме того, в представленном заявлении содержалась информация о наличии зарегистрированного брака.

В соответствии со ст. 131, 164 ГК РФ, а также нормами Закона о недвижимости договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В ходе проведения правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации сделки документов, регистрирующим органом установлено отсутствие нотариального согласия супруги ФИО2 на подлежащую обязательной государственной регистрации сделки (аренды).

В силу положений ч. 3 ст. 35 СК РФ для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Орган регистрации прав не вправе требовать предоставления согласия супруга для проведения государственной регистрации сделки и отсутствие такого согласия не является основанием для приостановления и, соответственно, отказа в государственной регистрации прав.

Однако, в случае, если именно на государственную регистрацию сделки заявителями не было представлено такое согласие, органом регистрации прав вносится в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) запись о том, что сделка совершена без необходимого в силу закона согласия третьего лица, с указанием нормы и реквизитов федерального закона, которым предусмотрено получение согласия на совершение сделки (ч.5 ст. 38 Закона о недвижимости).

Кроме того, п. 58 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» установлен порядок внесения в ЕГРН сведения об осуществлении государственной регистрации сделки или государственной регистрации прав на основании сделки, за исключением нотариально удостоверенных сделок, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

По результатам оказания данной государственной услуги заявителю выдается (направляется) договор или иной документ, выражающий содержание сделки, совершенной в простой письменной форме, с регистрационной надписью, иные документы, ранее представленные на государственную регистрацию и подлежащие выдаче после ее проведения, а также уведомления, сформированные по результатам проведенной государственной регистрации сделки.

Информация об отсутствии согласия супруга отражается в выписках из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющих проведенную государственную регистрацию сделки. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки по отчуждению недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

При таких обстоятельствах, наличие нотариально удостоверенного согласия другого супруга на заключение договора по отчуждению, является дополнительной гарантией действительности сделки и исключения в дальнейшем неблагоприятных последствий по ее оспариванию в судебном порядке.

Также, суд принимает к вниманию, что согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что 19.03.2020 года от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Кущевский отдел) ФИО2, получено Уведомление о внесении изменений в ЕГРН: «На государственную регистрацию Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не представлено согласие супруги ФИО2, необходимое в силу пункта 3 статьи 35 Семейного кодекса РФ: для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга».

Согласно ч. 1.1. ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Согласно Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, а решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Таким образом, вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Пропуск без уважительных причин срока на подачу заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований (статьи 219 КАС РФ).

Настоящее административное исковое заявление подано в суд 13.07.2020 года, следовательно, по истечению сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.

ФИО2 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, в качестве указания уважительных причин пропуска такового указано на осложнение эпидемиологической обстановки в РФ и возникновением угрозы распространения короновирусной инфекции.

Данные в судебном заседании пояснения представителя административного истца о пропуске процессуального срока для подачи административного искового заявления в связи с осложнением эпидемиологической обстановки в РФ и возникновением угрозы распространения короновирусной инфекции, суд не может принять к вниманию, поскольку доверенность представителю административным истцом выдана 17.05.2019 г., в период объявления на территории Краснодарского края режима повышенной готовности, карантина, в то время суды общей юрисдикции продолжали свою работу в ограниченном режиме, что не мешало, как представителю, так и административному истцу обратиться в суд, как посредством отделений почтовой связи РФ, которые в указанные периоды работали без ограничений, так и посредством электронного обращения и документа оборота, порядок подачи в Федеральные суды общей юрисдикции которых определен Приказом № 251 от 27.12.2016 г. Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Поскольку судом установлен факт пропуска административным истцом процессуального срока для подачи административного искового заявления без уважительной причины, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

На сновании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 227 КАС РФ, судья,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об обжаловании действий государственного регистратора, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Кущёвский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля года.

Судья Кущёвского районного суда Д.О. Бондарь

Решение не вступило в законную силу