дело № 2а-547/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2017 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Велюхановой Т.А.,
прокурора Макаревич Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Сити Управление Активами», действующего в качестве доверительного управляющего Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Лесные Просторы», и ООО «ЭкоПромСтрой» к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании недействующим постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года об установлении срочного публичного сервитута,
установил:
ООО «Сити Управление Активами», действующий в качестве доверительного управляющего Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Лесные Просторы», и ООО «ЭкоПромСтрой» обратились в суд с административным иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании недействующим постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года об установлении срочного публичного сервитута.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 22.04.2016 года № 972 установлен публичный сервитут сроком на 355 дней на часть земли площадью 128 237 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030417:47 общей площадью 2 927 819 кв.м., местоположение: Московская область, Пушкинский район порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; а также на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030417:48, общей площадью 350 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Нормативно-правовой акт опубликован в газете «Маяк» от 24.06.2016 г. № 46/1 (12213). Административные истцы считают, что указанный нормативный акт вынесен с нарушением действующего законодательства и создает для истцов препятствия в реализации прав и законных интересов. Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030417:47 принадлежит на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Лесные Просторы», доверительное управление которым осуществляет ООО «Сити Управление Активами». Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030417:48 принадлежит на праве собственности ООО «ЭкоПромСтрой». В тексте обжалуемого постановления отсутствуют сведения о цели установления публичного сервитута. Также не соответствует требованиям закона обстоятельства того, в чьих интересах установлен данный сервитут. Следуя букве этого постановления можно сделать вывод о том, что в отношении их земельных участков в интересах ГК «Автодор» на 355 дней установлен публичный сервитут по всем основаниям, указанным в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Согласно Протоколу общественных слушаний от 19.04.2016 г. по вопросу установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030417:47 и земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030417:48 целью такого сервитута являлось выполнение мероприятий по переустройству магистрального газопровода «Яхрома-Ногинск», магистрального газопровода «КГМО-1», магистрального нефтепровода «Ярославль-Москва» и технологических кабелей связи указанных трубопроводов. Данные сведения также содержаться в схемах действий публичного сервитута, которые являются приложением к Постановлению № 972, а также в рабочей (проектной) документации. На основании незаконного Постановления органа власти об установлении публичного сервитута, на земельном участке истцов без их согласия появится несколько объектов капитального строительства – трубопроводов. После истечения срока сервитута, эти объекты останутся на земельном участке, неся за собой серьезные ограничения в пользовании земельным участком в виде охранных зон и зон минимальных расстояний. Указанные объекты будут иметь своих собственников – ООО «Газпром Трансгаз» и АО «Транснефть-Верхняя Волга». Просят признать недействующим в полном объеме Постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 22.04.2016 г. №972 как не соответствующее законодательству Российской Федерации (том 2 л.д. 2-7).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Сити Управление Активами» на основании доверенности Мартыненко А.Ю. (том 2 л.д. 122), и представитель административного истца ООО «ЭкоПромСтрой» на основании доверенности Бабаева Я.М. (том 2 л.д. 129) административный иск и обстоятельства, изложенные в нем, поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д. 134), возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на основании доверенности Салахетдинов Р.Т. (том 2 л.д. 140,141) в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поскольку публичный сервитут установлен в соответствии с Земельным кодексом РФ. Действительно будет произведен перенос части коммуникаций, но поскольку это земли сельскохозяйственного назначения, то их перенос не помешает посадке сельскохозяйственных культур, земельный участок не потеряет своего назначения. Государственная компания изначально обращалась к собственникам участков о заключении договоров аренды, однако собственники земельных участков в большинстве случаев отказались, и им пришлось выходить с публичными слушаниями на установление сервитута. Это не делается в частных интересах, так как госкомпания действует в интересах государства.
Помощник прокурора Макаревич Л.Н. в своем заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку собственники земельных участков разрешение на строительство на их земельном участке не давали, а трубопровод после переноса останется на указанных земельных участках и после истечения срока действия сервитута. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут не может быть установлен для целей строительства. Администрация Пушкинского муниципального района Московской области при издании указанного постановления вышла за рамки своих полномочий, и оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим.
Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, заключение прокурора, исследовав материалы дела, полагает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( КАС РФ) установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 2 927 819 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево находится в общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Лесные просторы», данные о которых устанавливаются на основании данных лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев и счетов депо владельцев инвестиционных паев, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.2016 года (том 2 л.д. 63), указанный земельный участок находится в доверительном управлении ООО «Сити Управление Активами», кадастровый номер 50:13:0030417:47 (том 2 л.д. 65-87).
Собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 350 000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево является ООО «ЭкоПромСтрой», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14 февраля 2013 года (том 2 л.д. 64), участок имеет кадастровый номер 50:13:0030417:48 (л.д. 88-91).
Из протокола общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с к.н. 50:13:0030417:47 площадью 2 927 819 кв.м., и земельный участок с к.н. 50:13:0030417:48, площадью 350 000 кв.м., местоположение: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево следует, что по указанному вопросу проведены общественные слушания, порядок и процедура которых соблюдена, принято большинством голосов следующее решение: установить публичный сервитут на земельный участок с к.н. 50:13:0030417:47 площадью 2 927 819 кв.м., местоположение: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства» со сферой его действия на площадь 128 237 кв.м. в соответствии координатами характерных точек схемы 1 (правообладатель: владельцы инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Лесные просторы», доверительное управление – ООО «Сити Управление Активами») и на земельный участок с к.н. 50:13:0030417:48, площадью 350 000 кв.м., местоположение: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства» со сферой его действия на общую площадь 19 688 кв.м., состоящую из двух площадей: 17 064 кв.м., 2 624 кв.м.; в соответствии с координатами характерных точек схемы 2 (правообладатель: ООО «ЭкоПромСтрой») на срок 355 календарных дней (том 2 л.д. 14-26).
К настоящему протоколу представлены списки участников общественных слушаний, письменные предложения и замечания, правообладателей земельных участков ООО «Сити Управление Активами», ООО «ЭкоПромСтрой» (том 2 л.д. 27-57), указанные документы являются неотъемлемой частью протокола.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года установлен сроком на 355 календарных дней публичный сервитут в интересах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в отношении земельных участков с к.н. 50:13:0030417:47 и с к.н. 50:13:0030417:48, площадью 2 927 819 кв.м. и площадью 350 000 кв.м. соответственно, местоположение: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», в границах сферы действия публичного сервитута площадью 128 237 кв.м. (50:13:0030417:47/чзу1) в соответствии со схемой расположения на кадастровом плане территории (схема 1) (прилагается), и сфер действия публичного сервитута площадью 2 624 кв.м. (50:13:0030417:48/чзу1) и площадью 17 064 кв.м. (50:13:0030417:48/чзу2) в соответствии со схемой расположения на кадастровой плане территории (схема 2) (прилагается), расположенных в границах муниципального образования сельское поселение Царевское (том 2 л.д. 10-13).
Указанное постановление опубликовано в газете «Маяк» от 24.06.2016 года № 46/1 (12213) (том 2 л.д. 58-62).
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года об установлении публичного сервитута является нормативным правовым актом.
В пункте 3 статьи 23 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, в частности: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
При этом, осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (п. 5 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) предусмотрено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Таким образом, публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.
При этом, как ранее отмечалось, в силу положений ст. 23 ЗК РФ нормативным правовым актом органа местного самоуправления, может быть установлен публичный сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит сведений для обеспечения чьих интересов необходимо установление публичного сервитута. Не обоснована и необходимость установления публичного сервитута в отношении указанной площади земельных участков.
В оспариваемом постановлении вообще не содержится ссылок на ст. 23 ЗК РФ либо иные вышеуказанные нормы права. Постановление не имеет какой-либо мотивировки, не свидетельствует, для каких целей устанавливается сервитут в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков.
В соответствие со ст. 25 ч.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Доказательств того, находятся ли данные земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог и необходимо ли установление сервитута для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций ( п.10 ст. 23 ЗК РФ) не представлено. Каких-либо сведений об этом, в оспариваемом постановлении также не содержится.
По сути, из объяснений сторон и протокола общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута следует, что установление сервитута связано с необходимостью выполнения работ по переустройству магистральных газопроводов «Яхрома-Ногинск» Ду-1200мм, «КГМО-1 Ду-1200мм и магистрального нефтепровода «Ярославль-Москва» Ду-700мм на ПК 764-766 при строительстве ЦКАДа.
При этом, ГК «Российские автомобильные дороги», в интересах которой установлен сервитут, собственником указанных магистральных газопроводов и нефтепровода не является.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции ( ст. 77 п.2 ЗК РФ).
При этом, ст. 78 п.2 ЗК РФ предусматривает, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Как следует из объяснений сторон, после окончания срочного сервитута, указанные магистральные газопроводы и нефтепровод, принадлежащие совершенно другим коммерческим предприятиям, останутся на земельных участках административных истцов, что повлечет невозможность использование собственниками этой земли в полном объеме своих земель для целей сельскохозяйственного назначения и ограничивает использование части указанных земель в связи с установлением охранных зон.
Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. N 9, магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть, относятся к объектам повышенного риска, их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны - вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
В соответствии ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Публичный сервитут устанавливается для соблюдения нужд государства либо неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным образом. В связи с этим орган власти либо местного самоуправления должен доказать невозможность осуществления переноса указанных объектов другим способом, кроме обременения земельного участка истцов путем установления публичного сервитута.
Однако административный ответчик не представил доказательств того, что обеспечить переустройство магистральных газопроводов и нефтепровода иным образом, в том числе за счет государственных земель, невозможно.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установление постоянного публичного сервитута на принадлежащих административным истцам земельных участках, которые используются по назначению в соответствии с видом разрешенного использования, не является единственным возможным способом для переустройства указанных магистральных газопроводов и нефтепровода.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ООО «Сити Управление Активами», действующего в качестве доверительного управляющего Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Лесные Просторы», и ООО «ЭкоПромСтрой» к администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании недействующим постановления администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года об установлении срочного публичного сервитута, удовлетворить.
Признать недействующим в полном объеме и не подлежащим применению постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 972 от 22.04.2016 года «Об установлении срочного публичного сервитута на земельных участках с кадастровыми номерами 50:13:0030417:47 и 50:13:0030417:48, местоположение: Московская область, Пушкинский район, порядка 550 м на юг от ориентира с. Царево, в границах сфер действия».
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию администрацией Пушкинского муниципального района Московской области в газете «Маяк» и на сайте администрации Пушкинского муниципального района Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме –06 февраля 2017 года.
Судья: