ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-547/2022 от 04.04.2022 Чегемского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №2а-547/2022

 УИД 07RS0004-01-2022-000754-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чегем 04 апреля 2022 года

Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – судьи Кумыковой Ж.Б.,

при секретаре судебного заседания – Шереужевой Л.Ж.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Чегемского нотариального округа КБР КАМ, зарегистрированной в реестре под а также на основании диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бабугоевой И..Х. в интересах несовершеннолетнего А-Р. О.Д.Д. к начальнику отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3, ОМВД России по Чегемскому району о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО1 в интересах своего несовершеннолетнего сына – А- Р. О.Д.Д. обратилась в Чегемский районный суд КБР с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3 и возложении на нее обязанности заменить несовершеннолетнему А- Р. О.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>) паспорт гражданина РФ , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ отделением по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району), указав его отчество как «А.».

Требования мотивированны тем, что ФИО1 состояла в браке с гражданином <адрес>О. А.Д.Д.-Р От брака имеет троих общих детей: дочь – А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновей – А- Р. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А- Р. О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По достижении О 14 лет, отделением по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району КБР ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан паспорт , в котором было неправильно указано его отчество – «А. Д.Д.» вместо правильного «А.». Д.Д. – имя дедушки О, а не часть имени его отца О. А.. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отделение по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району с заявлением об исправлении в оформленном ее несовершеннолетнему сыну А- Р. О. паспорте ошибки в написании отчества О. Которое следует писать: «А.», а не «А. Д.Д.». К данному заявлению были приложены копия свидетельства о рождении О и копия ранее выданного СНИСЛ. С момента подачи ФИО1 заявления об исправлении ошибки прошло более двух с половиной месяцев, однако до настоящего времени, ни положительный, ни отрицательный ответ административным истцом не получен из ОВМ ОМВД России по Чегемскому району. Считая, что данные действия нарушают права и законные интересы ее несовершеннолетнего сына, а именно право на достоверное имя, которое включает в себя фамилию, имя и отчество, обратилась с настоящим административным иском.

В судебном заседании, ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по мотивам, изложенным в иске, просили удовлетворить требования в полном объеме.

Административный ответчик – начальник отделения по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> ФИО3, а также ОМВД России по Чегемскому району, участие в судебном заседании своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся административных ответчиков по правилам статьи 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца ФИО1 и ее представителя, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указания на гражданство лица. виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Так, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года №232 «Об основном документе, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года №828 основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Порядок оформления, выдачи, замены паспорта гражданина Российской Федерации определен Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года №828.

В соответствии с пунктом 10 названного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами МВД России по месту жительства, по месту пребывания или месту обращения граждан в порядке, определяемом МВД России.

Как следует из абзаца 8 подпункта 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года №699, выдача и замена гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации, относятся к полномочиям МВД России.

Полномочия МВД России по разработке и утверждению административного регламента, устанавливающего сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами, предоставляющими государственные услуги, в процессе предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определены Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года №373 (ред. от 20.07.2021г.).

Порядок выдачи и замены паспортов определен Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 16 ноября 2020 года №773.

Данный Административный регламент принят в развитие названного Положения о паспорте и конкретизирует порядок обращения за заменой паспорта и перечень документов, необходимых для замены паспорта.

Указанным Административным регламентом также определен и порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в данных в документах в результате предоставления государственной услуги.

Пунктом 232 Административного регламента, указано, что основанием для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в паспорте, является личное обращение гражданина в подразделение по вопросам миграции с заявлением об исправлении опечаток и (или) ошибок и документами, предусмотренными пунктом 29 Административного регламента.

В соответствии с пунктом 233 Административного регламента, сотрудник, ответственный за прием и регистрацию заявлений об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в день обращения заявителя регистрирует заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок, предусмотренное подпунктом 29.1 пункта 29 Административного регламента, в Журнале учета заявлений об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах. Выдает заявителю справку о приеме заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок. В срок, не превышающий одного рабочего дня с даты регистрации заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок устанавливает факт наличия (отсутствия) технического брака, опечаток и (или) ошибок или необоснованно внесенных отметок и сведений в документе, выданном в результате предоставления государственного услуги, путем проверки сведений, указанных в заявлении об исправлении опечаток и (или) ошибок.

Приобщает к заявлению об исправлении опечаток и (или) ошибок заявление о выдаче (замене) паспорта, на основании которого был оформлен подлежащий замене документ, и передает их начальнику для принятия решения об оформлении нового паспорта либо принятия решения об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

Согласно пункту 234 Административного регламента, на основании предоставленных документов начальник не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления к нему заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок, принимает решение об оформлении нового паспорта либо об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в паспорте. В случае выявления технического брака, опечаток и (или) ошибок или необоснованно внесенных отметок и (или) сведений в оформленном паспорте (в течение одного рабочего дня после выдачи паспорта заявителю) по вине должностных лиц подразделения по вопросам миграции, паспорт подлежит замене без повторного предоставления заявления о выдаче (замене) паспорта и взимания государственной пошлины за выдачу паспорта. В случае выявления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, кроме случаев, предусмотренных подпунктом 234.1 пункта 234, заявитель приглашается в подразделение по вопросам миграции для подачи заявления о выдаче (замене) паспорта в связи с обнаружением неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей, в срок, установленный пунктом 22 Административного регламента без взимания государственной пошлины за выдачу паспорта. В случае, если выявленные опечатки и (или) ошибки допущены в подлежащем замене паспорте вследствие предоставления заявителем недостоверных либо неточных сведений, содержащихся в заявлении о выдаче (замене) паспорта и (или) документах, на основании которых был оформлен паспорт, заявителю отказывается в исправлении опечаток и (или) ошибок, допущенных в паспорте и способом, указанным в заявлении об исправлении опечаток и (или) ошибок, направляется сообщение об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок в выданном паспорте гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации с предложением подать новое заявление о выдаче (замене) паспорта в порядке, установленном Административным регламентом.

Если в паспорте не выявлены опечатки и (или) ошибки начальником принимается решение об отсутствии оснований для оформления нового паспорта. Заявителю в срок, не превышающий 3 рабочих ней с момента регистрации заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок, способом, указанным им в таком заявлении, направляется сообщение об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок в выданном паспорте, и возвращается представленный в соответствии с подпунктом 29.2 пункта 29 Административного регламента паспорт в день его обращения в подразделение по вопросам миграции.

Решение об оформлении нового паспорта, принятое в соответствии с подпунктами 234.1 и 234.2 пункта 234, или решение об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок, принятое в соответствии с подпунктами 234.3 и 234.4 пункта 234, оформляется путем проставления соответствующей резолюции на свободной части заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок.

Результатом административной процедуры является выдача заявителю паспорта, взамен ранее выданного паспорта, являющегося результатом предоставления государственной услуги, или направление заявителю сообщения об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок в выданном паспорте.

Способом фиксации результата административной процедуры является проставление заявителем на заявлении о выдаче (замене) паспорта подписи и даты получения паспорта или регистрация сообщения об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок в выданном паспорте.

Таким образом, в соответствии с Административным регламентом максимальный срок рассмотрения заявления об исправлении составляет 10 дней.

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей, производится замена паспорта.

Как следует из материалов административного дела ФИО1 в интересах несовершеннолетнего А- Р. О.ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление начальнику Отдела по вопросам Миграции ОМВД России по Чегемскому району об исправлении отчества О, так как указанное отчество, в выданном несовершеннолетнему О указано как «А. Д.Д.», тогда как «Д.Д.» является именем дедушки несовершеннолетнего О, а не частью имени его отца «О. А.».

Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что на данное заявление ФИО1 получила какой-либо ответ, как отрицательный, так и положительный.

Согласно представленным административным истцом копии свидетельства о рождении О, родителями последнего являются: ФИО1 И и А. Д.Д.Д.Д.-Р

В страховом свидетельстве, выданном на имя О. А. его отчество указано, как «А.».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие должностных лиц, выразившееся в непринятии мер по заявлению ФИО1 нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего О. А. на получение удостоверения личности гражданина. Правильно оформленного на основании достоверных сведений, указанных в акте гражданского состояния.

Кроме того, данное бездействие нарушает права О. А. на достоверное имя, которое включает в себя фамилию, имя и отчество.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административный иск, признав бездействие начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3 незаконным.

Н основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление ФИО1 в интересах несовершеннолетнего О. А.Д.Д. к начальнику отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3, ОМВД России по Чегемскому району о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3, выразившееся в непринятии мер по заявлению ФИО1 об исправлении ошибки в паспорте.

Возложить обязанность на начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Чегемскому району ФИО3 обязанность заменить А.А.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>) паспорт гражданина Российской Федерации , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ МВД по КБР), указав его отчество как «А.».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР в апелляционном порядке через Чегемский районный суд КБР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2022 года.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна:

Судья - Ж.Б. Кумыкова