Дело № 2а-547/2022 64RS0004-01-2022-000308-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ефремовой Т.С.,
при секретаре судебного заседания Хижниковой В.И.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административных ответчиков ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возврате из бюджета
суммы налога, доначисления налога на доходы, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором просила признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России № 2) от 15 сентября 2021 года № 443
«Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части отказа в возврате из бюджета за 2019 года суммы налога в размере 52 290 рублей, от 15 сентября 2021 года № 444 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» по доначислению налога на доходы в размере 103 710 рублей; обязать МРИ ФНС России № 2 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, в том числе по выплате суммы налога на доходы физических лиц, согласно налоговой декларации за 2019 года в размере 52 290 рублей, по возврату ФИО1 суммы налога на доходы физических лиц за 2020 год, согласно налоговой декларации за
2020 год, в размере 103 710 рублей, уплаченную налогоплательщиком 15 июля
2021 года, согласно расчету МРИ ФНС № 2 в решении от 15 сентября 2021 года
№ 444 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Требования мотивированы тем, что ФИО1 были предоставлены
МРИ ФНС России № 2 налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 и 2020 годы, по итогам которых, согласно статье 220 НК РФ, налогоплательщиком был заявлен имущественный налоговый вычет, подлежащий возврату из бюджета в размере 52 290 рублей. Административным ответчиком была проведена камеральная проверка и составлены акты налоговых проверок № 1742 от 21 июня 2021 года - налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ от 22 июня 2021 года и № 130 от 22 июня 2021 года - налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ. ФИО1 в ходе рассмотрения материалов проверки
12 августа 2021 года устно заявила, что не согласна с выводами, изложенными в актах налоговой проверки, поскольку считает, что имеет право на получение имущественного налогового вычета, и предоставила оригиналы документов, подтверждающих ее доводы. МРИ ФНС России № 2 не приняло ее доводы и вынесла решения от 15 сентября 2021 года № 443 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 15 сентября 2021 года № 444
«Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». ФИО1 подана апелляционная жалоба от 13 октября
2021 года на указанные решения в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области), в удовлетворении которой решением УФНС России по Саратовской области
от 17 ноября 2021 года отказано. ФИО1 считает доводы административного ответчика, изложенные в решениях от 15 сентября 2021 года неправомерными, так как решение № 443 об отказе в возврате из бюджета заявленной суммы налог на имущество согласно налоговой декларации за 2019 год в размере 52 290 рублей противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Исключив факт получения налоговой льготы административным истцом по приобретению квартиры в рамках НК РФ (в редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших
до 01 января 2001 года), МРИ ФНС России № 2 своим решением № 444 доначислил налог на доходы в размере 103 710 рублей, который был уплачен заявителем 15 июля 2021 года. Данное решение нарушает право административного истца на получение налоговой льготы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ. При проведении налоговой проверки МРИ ФНС России № 2 не учтены документы, представленные ФИО1, которые подтверждают само событие возникновения налоговых правоотношений, дату наступления налоговых правоотношений между административным ответчиком и административным
истцом - 09 февраля 1999 года, объект налоговых правоотношений - льгота по подоходному налогу с физических лиц; содержание налоговых правоотношений обязанность по предоставлению льготы по подоходному налогу с физических лиц. Данные налоговые правоотношения были регламентированы в 1999 году Законом Российской Федерации № 1998-1 от 07 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон РФ № 1998-1) - в подпункте «в» пункте 6 статьи 3. Льгота предоставлялась ФИО1 в период с января 1999 года по декабрь
2000 года. Административный ответчик в своих доводах указывает, что
ФИО1 использует свое право на получение налогового вычета повторно, ссылаясь на подпункт 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Однако льгота по подоходному налогу не была полностью закрыта в 2000 году, поэтому образовался остаток в сумме
8 699 рублей, который выплачен административному истцу в 2002 году согласно поданной налоговой декларации за 2001 год. В акте налоговой проверки № 130
МРИ ФНС России № 2 не отрицает, что налогоплательщик воспользовался льготой до введения в действие НК РФ, то есть налоговые правоотношения возникли до введения его в действие (до 01 января 2001 года). В приложении 3 к налоговой декларации за 2001 год указана сумма расходов на приобретение жилья, как перешедшая с предыдущего года. В соответствии со статьей 31 Закона № 118-ФЗ часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, то есть после 01 января 2001 года. Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона
№ 212-ФЗ, положения статьи 220 НК РФ применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу указанного Федерального закона. УФНС России по Саратовской области в своем решении ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года № 311-О-О, которое МРИ ФНС России № 2 при вынесении решений от 15 сентября 2021 года № 443 и № 444 не учитывает.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13 февраля 2014 года указано, что имущественный налоговый вычет не может рассматриваться как повторный, если ранее налогоплательщику предоставлялось право на уменьшение совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом РФ № 1998-1. Согласно письму ФНС России № БС-3-11/379 от 20 января 2017 года, часть 2 НК РФ применяется по правоотношениям, которые возникли после ее введения, то есть после 01 января 2001 года. В данном случае правоотношения возникли в 1999 году. На основании изложенного административный истец полагает, что предоставление вычета по подоходному налогу с физических лиц при покупке квартиры в соответствии с Законом РФ
№ 1998-1, не является основанием для отказа в предоставлении имущественного налогового вычета, установленного статьей 220 НК РФ, при приобретении другого жилого объекта.
От административного ответчика МРИ ФНС России № 2 поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что по результатам проведенных камеральных проверок налоговых деклараций за 2019 год и 2020 год, представленных ФИО1, МРИ ФНС России № 2 пришла к выводу о нарушении заявителем пункта 11 статьи 220 НК РФ, неправомерности заявленного имущественного налогового вычета при покупке жилого объекта, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, <адрес>. В ходе проведения камеральных налоговых проверок установлено, что ФИО1 ранее пользовалась имущественным налоговым вычетом на покупку квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Сумма заявленных расходов на приобретение данного жилого объекта составила 67 618 рублей 67 копеек. Посредством подачи налоговой декларации за 2001 год налогоплательщиком в
2002 году заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением указанного объекта недвижимости; общая сумма к возврату по данным налоговой декларации составила 8 699 рублей, в соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ указанная сумма излишне уплаченного налога НДФЛ возвращена ФИО1 в полном объеме. В соответствии с тем, что административный истец воспользовался имущественным налоговым вычетом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, МРИ ФНС России № 2 сделан вывод об отсутствии у нее оснований для получения имущественных налоговых вычетов в связи с приобретением квартиры в 2019 году. Повторное предоставление налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, по вновь приобретенному (построенному) после 01 января 2001 года жилому дому или квартире в силу пункта 11 статьи 220 НК РФ не допускается. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 апреля 2008 года № 311-О-О разъяснил, что положение абзаца 20 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ распространяется в равной мере на всех налогоплательщиков, которые самостоятельно решают вопрос о том, когда им выгоднее использовать право на налоговый вычет. При этом,
по буквальному смыслу данного законоположения, имущественный налоговый вычет не может рассматриваться как повторный, если ранее налогоплательщику предоставлялось право на уменьшение совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом РФ № 1998-1. Вместе с тем указанное положение применимо только к тем случаям, когда предусмотренный Законом РФ № 1998-1 вычет был использован физическим лицом полностью
до вступления в силу главы 23 НК РФ. Налогоплательщики, полностью воспользовавшиеся налоговой льготой на основании подпункта «в» пункта 6 статьи 3 Закона РФ № 1998-1 до 01 января 2001 года, имеют право получать имущественный налоговый вычет на жилой дом или квартиру, приобретенные или построенные после 01 января 2001 года в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Налогоплательщики, начавшие пользоваться налоговой льготой на основании Закона РФ № 1998-1 и не полностью ею воспользовавшиеся до 01 января 2001 года на условиях, предусмотренных данным Законом, имеют право на предоставление имущественного налогового вычета по этому же объекту (квартире и жилому дому) в установленном подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, с зачетом суммы расходов по строительству (приобретению) квартиры или жилого дома, ранее отнесенных на уменьшение совокупного дохода такого налогоплательщика. В данном случае налогоплательщик ФИО1 реализовала право на применения вычета, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в 2001 году. Повторное предоставление вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, по вновь приобретенному (построенному) после 01 января 2001 года жилому дому или квартире в силу пункта 11 статьи 220 НК РФ не допускается. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
От административного ответчика УФНС России по Саратовской области также поступили письменные возражения на административное исковое заявление ФИО1, в котором он просит отказать в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям. В связи с тем, что ФИО1 ранее воспользовалась имущественным налоговым вычетом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, МРИ ФНС России № 2 сделан вывод об отсутствии у нее оснований для получения имущественных налоговых вычетов в связи с приобретением квартиры в 2019 году. ФИО1 29 января
1999 года приобрела квартиру по адресу: <адрес>, по цене 250 000 рублей. Право на уменьшение совокупного дохода ФИО1 реализовано по месту основной работы
с 1999 года по 2000 год в порядке, предусмотренном подпунктом «в» пункта 6
статьи 3 Закона РФ № 1998-1. Налогоплательщиком представлены документы с места работы, согласно которым с ФИО1 не удерживался подоходный налог. Неиспользованный в 2000 году остаток вычета в размере 66 918 рублей 67 копеек, налогоплательщиком перенесен на 2001 год и заявлен в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, представленной в налоговый орган 05 марта 2002 года. По результатам камеральной налоговой проверки данной декларации налогоплательщику был предоставлен имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в сумме 66 918 рублей 67 копеек и подтверждена сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в размере 8 699 рублей. Согласно имеющимся сведениям, 20сентября
2002 года на расчетный счет налогоплательщика перечислена сумма излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 8 699 рублей. Получение имущественного налогового вычета за 2001 год налогоплательщиком не оспаривается. В налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год ФИО1 заявлен имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов в размере 1 200 000 рублей на приобретение квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (договор уступки права требования от 19 августа 2019 года). Год начала использования налогового вычета - 2019; сумма заявленного вычета по декларации - 402 227 рублей 71 копейка. Сумма, подлежащая возврату из бюджета, согласно указанной декларации составила 52 290 рублей. В налоговой декларации за 2020 год налогоплательщиком указан доход от продажи недвижимого имущества в сумме 2 000 000 рублей, расположенного по адресу: <адрес>, находившегося в собственности ФИО1 менее минимального предельного срока владения, установленного статьей 217.1 НК РФ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ в представленной налоговой декларации налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов в сумме 1 200 000 рублей на приобретение недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес>. Год начала использования имущественного вычета - 2019 год. Переходящий остаток имущественного налогового вычета по декларации на 2020 год - 797 772 рублей 29 копеек (сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета по данным декларации, составила 0 рублей). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по данным налоговой декларации, составила
290 рублей. В рассматриваемой ситуации налогоплательщик реализовал право на применение вычета, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ
(в редакции, действующей до 01 января 2014 года), в 2001 году. Повторное предоставление вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, по вновь приобретенному (построенному) после 01 января 2001 года жилому дому или квартире в силу пункта 11 статьи 220 НК РФ не допускается. Следовательно, имущественный вычет в отношении приобретенной ФИО1 в 2019 году квартиры предоставлен быть не может.
В судебном заседании административный истец ФИО1 просила удовлетворить административное исковое заявление по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административный иск, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 НК РФ.
До 01 января 2001 года порядок предоставления имущественного налогового вычета регулировался Законом РФ № 1998-1.
Федеральным законом от 05 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
с 01 января 2001 года введена в действие глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ; Закон РФ № 1998-1 утратил силу.
Согласно статье 31 Федерального закона от 05 августа 2000 года № 118-ФЗ
«О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие (часть первая), а по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (часть вторая).
При этом, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 22 марта 2002 года № СА-6-04/341 разъяснялось следующее: налогоплательщики, полностью воспользовавшиеся налоговой льготой на основании подпункта «в» пункта 6 статьи 3 Закона РФ № 1998-1 до 01 января 2001 года, имеют право получить имущественный налоговый вычет на жилой дом или квартиру, приобретенные или построенные после 01 января 2001 года в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. Налогоплательщики, начавшие пользоваться налоговой льготой на основании Закона РФ № 1998-1 и не полностью ею воспользовавшиеся до 01 января 2001 года на условиях, предусмотренных названным Законом, имеют право на предоставление имущественного налогового вычета по этому же объекту (квартире или жилому дому) в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, с зачетом суммы расходов по строительству (приобретению) квартиры или жилого дома, ранее отнесенных на уменьшение совокупного дохода такого налогоплательщика. По вновь приобретенному (построенному) после 01 января 2001 года жилому дому или квартире такие налогоплательщики в соответствии с абзацем 6 подпункта 2 пункта 1 указанной выше статьи воспользоваться льготой не могут.
В целях стимулирования граждан к улучшению жилищных условий федеральный законодатель закрепил в статье 220 НК РФ право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты (с 01 января 2007 года) или доли (долей) в них и определил основания вычета, порядок его предоставления и размер.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение
на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов
имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 упомянутой статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной названным подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23 июля 2013 года
№ 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения статьи 220 Кодекса в редакции данного закона применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу этого закона (пункт 2).
Указанным федеральным законом расширены права налогоплательщиков в связи с получением ими имущественного налогового вычета, в том числе налогоплательщикам предоставлена возможность получения остатка имущественного налогового вычета в случае, если ранее такой вычет был предоставлен им не в полном размере.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Абзацем 27 подпункта 2 пункта 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений) установлено, что повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не допускается.
Аналогичная норма закреплена в пункте 11 статьи 220 НК РФ в редакции, действующей после 01 января 2014 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 апреля
2008 года № 311-О-О обратил внимание на то, что налогоплательщики самостоятельно решают вопрос, когда и по какому объекту им выгоднее заявить право на налоговый вычет.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты им денежных средств по произведенным расходам (абзац двадцать четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в редакции до 01 января 2014 года).
Возникновение правоотношений по предоставлению имущественного налогового вычета связано исключительно с моментом подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих факт несения расходов.
В силу закрепленных в статье 3 НК РФ основных начал налогового законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01 марта 2021 года ФИО1 в МРИ ФНС России № 2 представлена налоговая декларация по налогам на доходы физических лиц за 2019 год в которой она заявила о предоставлении в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ налогового вычета в размере фактически произведенных расходов 1 200 000 рублей на приобретение недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес>. сумма заявленного вычета по декларации за 2019 год - 402 227 рублей 71 копейка, сумма подлежащая возврату из бюджета - 52 290 рублей.
21 июня 2021 года МРИ ФНС России № 2 в отношении ФИО1 составлен акт налоговой проверки № 1742 по налоговой декларации по налогам на доходы физических лиц за 2019 год, согласно которому в ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что ФИО1 ранее пользовалась имущественным налоговым вычетом на покупку квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.
Сумма заявленных расходов на приобретение жилого объекта составила
67 618 рублей 67 копеек. Налогоплательщиком был заявлен вычет в 2002 году посредством подачи налоговой декларации за 2001 год (общая сумма к возврату по данным налоговой декларации составила 8 699 рублей). В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ налогоплательщику был произведен возврат излишне уплаченного НДФЛ в полном объеме. В этой связи, поскольку ФИО1 ранее воспользовалась имущественным налоговым вычетом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, оснований для получения имущественных налоговых вычетов в связи с приобретение в 2019 году квартиры не имеется. Проверкой установлено, что ФИО1 неправомерно заявлен имущественный налоговый вычет при покупке жилого объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
12 августа 2021 года составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки, в котором указано, что ФИО1 не согласна с актом, считает, что имеет право на получение льготы.
15 сентября 2021 года МРИ ФНС России № 2 вынесено решение № 443
«Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым установлено, что ФИО1 неправомерно заявлена сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2019 год в сумме 52 290 рублей, в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Также 01 марта 2021 года ФИО1 в МРИ ФНС России № 2 представлена налоговая декларация по налогам на доходы физических лиц
за 2020 год, в которой указан доход в сумме 2 000 000 рублей от продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
22 июня 2021 года МРИ ФНС России № 2 в отношении ФИО1 составлен акт налоговой проверки № 130 по налоговой декларации по налогам на доходы физических лиц за 2020 год, согласно которому ФИО1 занижена налоговая база от реализации в 2020 году недвижимого имущества, в результате чего с учетом положений статьи 217.1 НК РФ налогоплательщику доначислена сумма налога к уплате в размере 103 710 рублей по сроку оплаты 15 июля 2021 года.
12 августа 2021 года составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки, в котором указано, что ФИО1 не согласна с актом, считает, что имеет право на получение льготы.
15 сентября 2021 года МРИ ФНС России № 2 вынесено решение № 444
«Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в котором предложено уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения недоимку и пени (в размере 103 710 рублей), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения отказано в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
На указанные решения ФИО1 в УФНС России по Саратовской области была подана апелляционная жалоба.
Решением УФНС России по Саратовской области от 17 ноября 2021 года в удовлетворении апелляционной жалобы ФИО1 отказано.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 29 января
1999 года между ФИО1 и <данные изъяты>. заключен договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 01 февраля 1999 года зарегистрировано право собственности ФИО1 на данную квартиру.
09 февраля 1999 года административный истец обратилась к своему работодателю - директору <данные изъяты> с заявлением о предоставлении льготы по подоходному налогу в связи с приобретением квартиры стоимостью 250 000 рублей.
Согласно реестрам сведений о доходах физических лиц с ФИО1 не удерживались налоги за 1999 год и 2000 год.
Из копии налоговой декларации о доходах ФИО1 за 2001 год, предоставленной в налоговый орган 05 марта 2002 года, следует, что ей заявлено о предоставлении имущественного налогового вычета в сумме 8 699 рублей, которая
27 сентября 2002 года выплачена налогоплательщику, что подтверждается скриншотами лицевой карточки и административным истцом не оспаривается.
Таким образом, несмотря на то, что с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета ФИО1 обратилась до 01 января
2001 года, основная часть имущественного налогового вычета была получена ей в период с 1999 года по 2000 год, вместе с тем по состоянию на 2002 год оставшаяся часть налогового имущественного вычета была выплачена налогоплательщику на основании ее заявления в 2002 году, то есть право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, было реализовано ФИО1 в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,
в полном объеме, в связи с чем административный истец в силу пункта 11 статьи 220 НК РФ не вправе повторно претендовать на получение имущественного налогового вычета после приобретения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение
МРИ ФНС России № 2 от 15 сентября 2021 года № 443 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части отказа в возврате из бюджета за 2019 года суммы налога в размере 52 290 рублей, и решение МРИ ФНС России № 2 от 15 сентября 2021 года № 444 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» по доначислению налога на доходы в размере 103 710 рублей, вынесены в рамках предоставленных полномочий, соответствуют требованиям закона, не нарушают законные права и интересы административного истца, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании незаконными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возврате из бюджета суммы налога, доначисления налога на доходы, возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказать.
В течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья Т.С. Ефремова
Мотивированное решение составлено 18 марта 2022 года.
Судья Т.С. Ефремова