ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5481/17 от 01.12.2017 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-5481/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2017 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Шибанова К.Б.,

при секретаре Иванове К.В.,

с участием представителя административного истца Бычкова А.Д. – Шнеерова М.Г., представителя заинтересованного лица Виноградова Р.И. – Кириллова А.А., представителя административного ответчика Администрации Великого Новгорода Матюшкиной М.Н., представителя заинтересованного лица Управления государственной охраны культурного наследования Новгородской области Пасецкой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бычкова А.Д. к Администрации Великого Новгорода и заместителю Главы Администрации Великого Новгорода Матюнину А.В. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Бычков А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю Главы Администрации Великого Новгорода Матюнину А.В. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> и обязании Администрацию Великого Новгорода выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является участником общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенный по адресу: Великий <адрес> Данный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенный вид использования – под индивидуальную жилую застройку. ДД.ММ.ГГГГ года Бычков А.Д. обратился в Администрацию Великого Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на строительство на вышеуказанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. Однако в выдаче испрашиваемого разрешения административному истцу было отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне историко-культурных заповедников (Р.1). Данное решение является незаконным, поскольку отнесение принадлежащего административному истцу земельного участка к указанной зоне не подтверждается сведениями, содержащимися в Государственном кадастре недвижимости.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация Великого Новгорода (далее также – Администрация).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее также – Управление).

Административный истец Бычков А.Д., административный ответчик заместитель Главы Администрации Великого Новгорода Матюнин А.В., заинтересованные лица Виноградов Р.И. и Казаков А.А., представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Новгородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Представитель административного истца Бычкова А.Д. – Шнееров М.Г. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Виноградова Р.И. – Кириллов А.А. в судебном заседании счел административный иск обоснованными подлежащим удовлетворению судом.

Представитель административного ответчика Администрации Великого Новгорода Матюшкина М.Н. в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Управления государственной охраны культурного наследования Новгородской области Пасецкая Ю.Н. в судебном заседании полагала административные исковые требования Бычкова А.Д. не подлежащими удовлетворению, сославшись в объяснениях на обстоятельства, приведенные в приобщенном к материалам дела письменном отзыве на административный иск.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что административному истцу Бычкову А.Д. и заинтересованным лицам Виноградову Р.И. и Казакову А.А. на праве общей долевой собственности - по <данные изъяты> доле в праве каждому – принадлежит земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности Бычкова А.Д., Виноградова Р.И. и Казакова А.А. на поименованный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенный вид использования – под индивидуальную жилу застройку, на земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером

Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года утвержден градостроительный план указанного земельного участка согласно которому земельный участок расположен в квартале <данные изъяты> (зона историко-культурных заповедников). К основным видам разрешенного использования земельного участка относятся сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры, аварийно-диспетчерские службы, объекты ГО и ЧС, к условно-разрешенным видам использования – лесопарки, лугопарки, парки, скверы, бульвары, локальные очистные сооружения, лодочные и спасательные станции, речные пассажирские павильоны, причалы, пристани. Градостроительный план содержит требования к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером , согласно которым назначение объекта капитального строительства должно соответствовать основным или условно-разрешенным видам использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ года Бычков А.Д., Виноградов Р.И. и Казаков А.А. обратились в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство на поименованном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства – двухэтажного жилого дома общей площадью <данные изъяты>

По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией принято решение об отказе в выдаче заявителям испрашиваемого разрешения на строительство в связи с несоблюдением требований к строительству объекта капитального строительства, установленных на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а именно в связи с тем, что индивидуальные жилые дома не входят в разрешенные виды использования недвижимости в зоне <данные изъяты> (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При оценке законности оспариваемого решения, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1).

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч.3).

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (ч.8).

Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч.9).

В силу ст.ст. 30, 32 ГрК РФ карта градостроительного зонирования с границами территориальных зон и градостроительные регламенты утверждаются представительным органом местного самоуправления в составе Правил землепользования и застройки.

Статьей 57.3 ГрК РФ предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), содержащих сведения об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Ранее аналогичные требования содержались в ст. 44 ГрК РФ, утратившей силу с 01 июля 2017 года.

По смыслу приведенных выше положений закона градостроительный план земельного участка по существу воспроизводит сведения, содержащиеся в правилах землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленном акте в отношении территории, на которой расположен данный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Установленный ст. 51 ГрК РФ порядок выдачи разрешения в целях строительства предусматривает, что застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство должен приложить градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Решение Новгородской городской Думы от 19.12.1996 N 36 утверждены Правила землепользования и застройки в г. Великом Новгороде.

Согласно ст.ст. 33, 38 вышеназванных Правил к рекреационной зоне, выделенной на карте градостроительного зонирования, относится зона <данные изъяты> зона историко-культурных заповедников.

Виды разрешенного использования, а также параметры разрешенного строительного изменения земельных участков, иных объектов недвижимости, расположенных в зоне <данные изъяты> устанавливаются в индивидуальном порядке (применительно к каждому земельному участку, объекту) органами охраны культурного наследия в порядке, установленном законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.

К основным видам разрешенного использования недвижимости в зоне <данные изъяты> относятся сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры; аварийно-диспетчерские службы, объекты ГО и ЧС, к условно разрешенным видам использования - лесопарки, лугопарки, парки, скверы, бульвары, локальные очистные сооружения, лодочные и спасательные станции, речные пассажирские павильоны, причалы, пристани.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.

Установленный данным Классификатором вид разрешенного использования земельного участка, имеющий наименование «Отдых (рекреация)», допускает обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за парками, городскими лесами, садами и скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них. Содержание данного вида разрешенного использования также включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5 («Спорт», «Природно-познавательный туризм» «Туристическое обслуживание» «Охота и рыбалка» «Причалы для маломерных судов» «Поля для гольфа или конных прогулок»).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что строительство индивидуальных жилых домов на земельных участках, расположенных в рекреационной зоне <данные изъяты> не допускается.

При этом в силу ч.ч. 8, 9 ст. 36 ГрК РФ изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, установленными градостроительным регламентом, а реконструкция расположенных на них объектов капитального строительства - только путем их приведения в соответствие с градостроительным регламентом.

Как отмечалось судом выше и достоверно следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером расположен в квартале <данные изъяты>

Данное обстоятельство отражено в градостроительном плане земельного участка , утвержденном постановлением Администрации Великого Новгорода от 08 июня 2016 года № 2680, и представленном Бычковым А.Д. при обращении к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Указанные в градостроительном плане земельного участка виды его разрешенного использования соответствуют требованиям Правил землепользования и застройки в г. Великом Новгороде, установленным применительно к территориальной зоне Р.1.

Согласно ч. 3 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, поскольку градостроительный план земельного участка с кадастровым номером не предусматривает такой вид его разрешенного использования, как индивидуальное жилищное строительство, оспариваемое решение Администрации об отказе выдаче административному истцу разрешения на строительство на поименованном земельном участке двухэтажного жилого дома соответствует приведенным выше требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

При этом несоответствие сведений относительно разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером , содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, градостроительному регламенту правого значения для разрешения административного спора не имеет и не влечет выдачу административному истцу испрашиваемого разрешения на строительство, поскольку в силу ст. 36 ГрК РФ разрешенные виды использования земельного участка определяются не сведениями поименованного реестра, а градостроительным регламентом.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований Бычкова А.Д. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Бычкова А.Д. к Администрации Великого Новгорода и заместителю Главы Администрации Великого Новгорода Матюнину А.В. – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий К.Б. Шибанов

Мотивированное решение составлено 11 декабря 2017 года.