ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5481/2021 от 04.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-008168-66

2а-785/2022 (2а-5481/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 марта 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-785/2022 по административному исковому заявлению Санталовой Ирины Вячеславовны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

Санталова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование заявления указано, что заявителю принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :1493. Часть жилого дома расположена на земельном участке площадью 450 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером :22. Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2841 от 25.11.2021 истцу отказано в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка по причине его нахождения в границах II пояса (пояс ограничений) зоны санитарной охраны головного водозабора. Истец считает отказ незаконным, указывая, что действующее законодательство (ст. 39.20 ЗК РФ) прямо предусматривает предоставление земельного участка, даже ограниченного в обороте, в собственность правообладателю здания, расположенного в его пределах, без проведения торгов. Кроме того, все смежные участки находятся в собственности граждан.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2841 от 25.11.2021 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить в собственность за плату указанный земельный участок.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Маслиева Т.В. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, согласно которому просит в иске отказать, полагая, что решение об отказе в предоставлении земельного участка принято в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица ООО "Самарские коммунальные системы" не явился, извещен, представил письменный отзыв, согласно которому считает решение об отказе в предоставлении земельного участка законным, так как участок попадает в утвержденные границы 2 и 3 пояса зон санитарной охраны насосно-фильтровальной станции №1, соответственно, является ограниченным в обороте. Просит рассмотреть дело свое отсутствие.

Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Продажа земельных участков собственникам таких зданий, сооружений осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что Санталовой И.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером :1493 (л.д. 18-20).

Указанный жилой дом расположен в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами :22 и :546.

Земельный участок с кадастровым номером :546 площадью 300 кв.м принадлежит на праве собственности Санталовой И.В. (л.д. 15-16), земельный участок с кадастровым номером :22 площадью 450 кв.м с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» находится в неразграниченной собственности (л.д. 12-13).

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2841 от 25.11.2021 истцу отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером :22 на основании подп. 6 ст. 39.16, подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ по причине того, что земельный участок находится в границах II пояса (пояс ограничений) зоны санитарной охраны головного водозабора, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление на допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу подпункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ публичный земельный участок не может быть представлен в собственность физических и юридических лиц, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (г. Самара, ул. Советской Армии, 298), утв. постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304, что подтверждается выписками из ИСОГД г.о. Самара.

Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером :22, согласно которой в ЕГРН внесены сведения об ограничениях (обременении), установленные на основании постановления Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304 (л.д. 67-83).

По информации ООО «Самарские коммунальные системы» испрашиваемый земельный участок попадает в утвержденные границы 2 и 3 пояса зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1. Границы зоны санитарной охраны водозабора НФС-1, утвержденные Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304, нанесены на публичную кадастровую карту Самарской области (л.д. 60-61).

Сведения о зоне санитарной охраны водозабора НФС-1, в частности о границах второго и третьего пояса зоны охраны водозабора, внесены в ЕГРН под учетными номерами 63:01-6.1169, 63:01-6.819 как зоны с особыми условиями использования территории, с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек таких зон, то есть границы зоны установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается выписками из ЕГРН о зоне с особыми условиями территорий.

В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Такой федеральный закон в отношении земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Таким образом, земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

При указанных обстоятельствах у Департамента управления имуществом г.о.Самара имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Учитывая изложенное, оснований для признания приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара № 2841 от 25.11.2021 незаконным и возложения на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца не имеется.

То обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 16.02.2022 N 9-ФЗ "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" ограниченными в обороте являются земельные участки, расположенные только в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не является основанием для признания оспариваемого приказа незаконным, поскольку данные изменения вступили в силу с 27.02.2022, проверка же законности и обоснованности решений, действий (бездействия) органов власти и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению производится на момент их принятия, совершения (п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Учитывая изменение законодательства, административный истец не лишена права вновь обратиться в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка либо предъявить к ответчику требования о предоставлении земельного участка за плату в порядке искового судопроизводства по месту нахождения земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Санталовой Ирины Вячеславовны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2021.