Дело № 2а-909/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2019 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Гусевой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Смоленска к старшему государственному инспектору Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании незаконным предписания,
установил:
Администрация г. Смоленска обратилась в суд с административным иском к старшему государственному инспектору Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Департамент) о признании незаконным предписания старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента об устранении экологического правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ№. В обоснование требований административный истец указал, что требования, изложенные в предписании не соответствуют критериям исполнимости и определенности, в предписании неверно определены нормы законодательства, на которых основываются требования, а именно указано на исполнение обязательств, которые не отнесены действующим законодательством к компетенции Администрации г. Смоленска.
Представитель Администрации г. Смоленска ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по указанным в административном иске основаниям.
Старший государственный инспектор Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, указав на законность и обоснованность вынесенного предписания.
Представитель Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО3 в судебном заседании административный иск не признал, указав на законность и обоснованность вынесенного предписания по итогам проведения внеплановой документарной проверки Администрации г. Смоленска на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу п. 1, 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями незаконным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
На основании приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 16 октября 2018 года № 0098/0105 в отношении Администрации г. Смоленска Департаментом проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В процессе проведения проверки изучена документация, подтверждающая факт очистки земель г. Смоленска от захламления отходами, включая твердые коммунальные отходы, мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, нанесенных на открытом сетевом ресурсе «интерактивная карта свалок» (л.д. 13-14).
Согласно акту проверки Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки запрашиваемые документы, подтверждающие факт очистки земель г. Смоленска от захламления отходами мест несанкционированного размещения отходов, нанесенных на «Интерактивную карту свалок» с указанием адресов размещения свалок - открытый сетевой ресурс, от Администрации г. Смоленска не поступали, ввиду чего был сделан вывод о нарушении административным истцом обязательных требований законодательства об охране окружающей среды (л.д. 16).
При этом, как следует из объяснения представителя административного ответчика, выездные мероприятия для проведения проверки по адресам, обозначенным на «Интерактивной карте свалок», не совершались.
Как установлено в судебном заседании, по адресам, указанным на открытом сетевом ресурсе «интерактивная карта свалок» существует только четыре свалки (ул. Верхняя Слобода-Садки (территория Гурьевского кладбища), ул. Верхнее-Мопровская, ул. Верхнее-Лермонтовская, перекресток ул. Чернышевского и ул. Велижская). При этом свалка по ул. Верхняя Слобода-Садки расположена на земельном участке, обслуживаемом МБУ «Зеленстрой», а остальные расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Указанная информация предоставлялась административным истцом в адрес Департамента.
Предписанием главного государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации г. Смоленска предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по очистке земель г. Смоленска от захламления отходами, включая твердые коммунальные отходы, мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, нанесенных на открытом сетевом ресурсе «интерактивная карта свалок»; представить в адрес Департамента документацию, подтверждающую факт очистки земель г. Смоленска от захламления отходами, включая твердые коммунальные отходы, мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, нанесенных на открытом сетевом ресурсе «интерактивная карта свалок» (л.д. 12).
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Кроме того в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7.2 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на субъекты Российской Федерации.
Положением о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 09 июля 2012 года N 427 числе функций Департамента предусмотрена организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Департаментом не было установлено лицо, виновное в организации несанкционированной свалки, или лицо, на чьей территории организована такая свалка, не было подтверждено наличие отмеченных в открытом сетевом доступе «Интерактивной карте свалок». Вывод о виновности Администрации г.Смоленска в непринятии мер по очистке земель г. Смоленска от захламления отходами мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления сделан на основании непредставления органом местного самоуправления запрошенных в ходе проверки документов.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной определение от 22 мая 2017 года № 309-КГ17-4669 по делу N А07-6666/2016 предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Предписание Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не содержит данных о нарушении Администрацией г. Смоленска конкретных норм действующего законодательства, выявленных в ходе проверки, данных о виновных в нарушениях законодательства лицах, требования предписания являются неопределенными.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» была проведена в отношении Администрации г. Смоленска Департаментом по правилам Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Однако Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусматривает координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления.
При таких установленных судом обстоятельствах исковые требования Администрации г. Смоленска о признании незаконным предписания старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента об устранении экологического правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
иск Администрации г.Смоленска к старшему государственному инспектору Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО2, Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании незаконным предписания удовлетворить.
Предписание Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении Администрации г.Смоленска признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова