Дело № 2а-5483/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре судебного заседания Ходуновой А.С.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю, Управлению МВД России по Камчатскому краю о признании незаконными действий по выдаче водительского удостоверения без указания разрешенных категорий «DE», «D1E», возложении обязанности произвести замену водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю о признании незаконными действий по выдаче водительского удостоверения без указания разрешенных категорий «А», «А1», «DE», «D1E», возложении обязанности произвести замену водительского удостоверения. В обоснование иска указано на то, что он 10 января 2020 года обратился в МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю с заявлением о замене выданного ранее водительского удостоверения серии №, которое содержало указание на право управления транспортными средствами категории «В», «С», «D», «Е». При этом в выданном 10 января 2020 года водительском удостоверении серии № отсутствует разрешение на право управления транспортными средствами категорий «А», «А1», «DE», «D1E». С таким решением он не согласен по следующим основаниям. Согласно свидетельству серии № он прошел обучение на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», выдано водительское удостоверение серии №. Согласно свидетельству № он прошел обучение на право управления транспортными средствами категории «Е», 04 февраля 1987 года выдано водительское удостоверение серии №. Как следует из свидетельства серии № он также прошел обучение на право управления транспортными средствами категории «D», 30 января 1993 года выдано водительское удостоверение серии №. Согласно сведениям, содержащимся в карточке водителя, в 1987 и 1992 годах ему выдавались водительские удостоверения, содержащие разрешение на право управления транспортными средствами категории «В», «С», «Е», в 1993 – «В», «С», «D», «Е». Водительское удостоверение серии №, выданное 21 января 2010 года, также содержало право на управление транспортными средствами указанных категорий. Отсутствие в выданном 10 января 2020 года водительском удостоверении категорий «А», «А1», «DE», «D1E» нарушает его права, поскольку он сдавал соответствующие экзамены на право управления каждой из данных категорий. 21 сентября 2020 года он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю с заявлением, в котором просил разъяснить, по какой причине во вновь выданном водительством удостоверении отсутствует разрешение на право управления транспортными средствами категорий «А», «А1», «DE», «D1E», а также произвести замену водительского удостоверения с указанием указанных категорий. Как следует из ответа МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю от 08 октября 2020 года, права управления транспортными средствами категории «А» у заявителя не имелось никогда; категории «Е» – возникло к уже имеющимся категориям «В» и «С», в связи с чем были открыты категории «ВЕ» и «СЕ»; категория «D» открыта после получения категории «Е», что не влечет за собой открытие категорий «DЕ» и «D1Е». С приведенными в решении доводами истец не согласен, поскольку они противоречат пунктам 29 и 31 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержали в части признания незаконными действий административных ответчиков по выдаче водительского удостоверения без указания разрешенных категорий «DE», «D1E». Доводы о незаконности действий по выдаче водительского удостоверения без указании категорий «А», «А1» не поддержали, указав, что ФИО1 не сдавал экзамен по данным категориям, согласен с тем, что они не должны быть указаны в удостоверении. На вопросы суда пояснили, что срок предъявления административного искового заявления не пропущен, поскольку о нарушении права ФИО1 узнал из ответа начальника МРЭО ГИБДД от 08 октября 2020 года на обращение представителя истца ФИО4, в котором было изложено обоснование действий по невключению категорий «DE», «D1E» в водительское удостоверение.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 в судебном заседании иск не признал, поддержал письменный отзыв на иск. Заявил о пропуске административным истцом срока на обращение с настоящим иском в суд.
Административный ответчик МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, причины неявки не сообщил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 10 января 2020 года ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю с заявлением о замене водительского удостоверения серии № в связи с окончанием срока действия. В этот же день ему было выдано водительское удостоверение серии № с разрешенными категориями «В», «В1», «С», «C1», «D», «D1», «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «М». Во вновь выданном водительском удостоверении №, отметки, дающие заявителю право на управление транспортными средствами категорий «DE», «D1E», отсутствовали.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 11 ноября 2020 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, то есть по истечению срока, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В обоснование довода о соблюдении процессуального срока для обращения в суд ФИО1 указал на обращение 21 сентября 2020 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю с заявлением, в котором просил разъяснить отсутствие в выданном удостоверении разрешения на управление транспортными средствами категорий «А», «А1», «DЕ», «D1Е», также просил заменить выданное ему водительское удостоверение на иное, содержащее указанные категории.
Ответом начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю от 08 октября 2020 года заявителю сообщено, что должностное лицо МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю, выдавшее 10.01.2020 водительское удостоверение серии №, без отметок, разрешающих управлять транспортными средствами категории «А», «А1», «DЕ», «D1Е», действовало в рамках возложенных на него полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вопреки доводам административного истца, обращение в МРЭО ГИБДД с заявлением о разъяснении действий сотрудников подразделения и о замене водительского удостоверения не продлевает срок обжалования действий по выдаче водительского удостоверения, совершенных 10 января 2020 года. О данных действиях истцу стало известно непосредственно 10 января 2020 года при получении удостоверения.
Указанные истцом доводы могли бы быть предметом исследования при обсуждении уважительности причин пропуска процессуального срока обращения за судебной защитой в случае заявления соответствующего ходатайства о его восстановлении, однако в ходе рассмотрения административного дела такое ходатайство ФИО1 и его представителем не заявлялось.
Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года №2494-О, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (части 5 и 7 статьи 219 КАС Российской Федерации) (определения Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 года № 2599-О и от 28 февраля 2017 года № 360-О).
Учитывая отсутствие ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд не рассматривает вопрос о восстановлении срока по собственной инициативе, в связи с чем полагает срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенным без уважительных причин.
Как следует из материалов дела, ФИО1 выдавались водительские удостоверения: 28 января 1984 году – серии № с разрешенными категориями «В», «С»; 04 февраля 1987 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е»; 28 февраля 1992 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е»; 30 января 1993 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е», также открыта категория «D»; 19 января 1999 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е», «D»; 20 ноября 2003 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е», «D»; 21 января 2010 года – серии № с разрешенными категориями «В», «С», «Е», «D».
Разрешая заявленные административным истцом требования о незаконном ограничении его права управления транспортными средствами категорий «DE» и «D1E», суд руководствуется следующим.
Правоотношения, связанные с допуском лиц к управлению транспортными средствами являются предметом правового регулирования Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»).
На момент выдачи ФИО1 водительского удостоверения от 21 января 2010 года, дающего право на управление транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е», часть 2 статьи 25 указанного Закона предусматривала, что право на управление транспортными средствами предоставляется, в том числе автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «B»); автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «D»); составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «D», - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев.
На момент выдачи ФИО1 последнего водительского удостоверения, а именно 10 января 2020 года, статья 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изложена в новой редакции с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 07.05.2013 №92-ФЗ. В частности, категория «D» стала предусматривать право на управление автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющих более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, а также автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «DE» - автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочлененными автобусами; подкатегория «D1» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория ««D1E»» - автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Согласно части 2 статьи 25 указанного Федерального закона в действующей редакции, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Часть 2 статьи 26 этого же Федерального закона предусматривает, что право на управление составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев; составами транспортных средств подкатегорий «C1E», ««D1E»» - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.
По смыслу приведенных положений закона право на управление транспортным средством возникает у лица при наличии совокупности обстоятельств, прямо указанных в законе, в том числе при прохождении им в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, истечение срока действия водительского удостоверения.
Порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений урегулирован на момент выдачи водительского удостоверения (10 января 2020 года) Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года №1097 (далее – Правила №1097).
Согласно пункту 29 Правил №1097 выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов, в том числе, при истечении срока действия водительского удостоверения.
В соответствии с пунктом 31 Правил №1097 при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.
Образец водительского удостоверения утвержден Приказом МВД России от 13.05.2009 №365. В соответствии с приложением №3 к данному Приказу в разделе 9 водительского удостоверения указываются разрешенные категории и подкатегории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения. Указанные категории и подкатегории печатаются в отдельных рамках, которые располагаются в одну строку с соблюдением следующей последовательности: «A», «А1», «B», «В1», «C», «С1», «D», «D1», «BE», «CE», «C1E», «DE», ««D1E»», «M», «Tm», «Tb».
Из материалов дела следует, что 10 января 2020 года взамен водительского удостоверения с истекшим сроком действия ФИО1 получил новое водительское удостоверение серии №, согласно которому ему разрешено управлять транспортными средствами категорий «В», «B1», «C», «C1», «D», «D1», «ВЕ», «СE», «С1E», «М», однако, не разрешено управлять транспортными средствами категорий «DЕ» и «D1Е».
Сведений о прохождении ФИО1 обучения на управление транспортными средствами категории «DE» и подкатегории «D1E» материалы дела не содержат.
Согласно свидетельству № ФИО1 проходил обучение на категорию «D» в период с 25.11.1992 по 20.01.1993, при этом обучение по программе подготовки водителей категории «Е» проходил в период с 01.10.1986 по 07.11.1986. То есть, на момент прохождения обучения по программе подготовки на категорию «Е», право управления транспортными средствами категории «D» у ФИО1 отсутствовало.
Анализ исследованных доказательств в их совокупности прямо указывает на то, что административный истец не сдавал квалификационный экзамен на право управления транспортными средствами категории «DE» и «D1E».
Доказывающих противоположное данных стороной административного истца в нарушение статьи 62 КАС РФ суду не представлено.
При таких данных ФИО1 не приобрел право управления транспортными средствами категории «DE» и «D1E».
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку в установленном порядке оспариваемое право у административного истца не возникло.
С учетом того, что право на управление транспортным средством является специальным, а не безусловным, порядок реализации которого определяется Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», осуществляя замену водительского удостоверения, ответчик обоснованно указал категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми у истца имеется специальное право, подтвержденное соответствующими документами.
Утверждение заявителя об имевшейся возможности управления транспортными средствами всех категорий до замены водительского удостоверения, не свидетельствует о возникновении у него права на управление транспортными средствами категорий «DE» и «D1E» на основании вновь выданного водительского удостоверения, поскольку такое право возникает в силу иных, прямо предусмотренных законодателем, условий.
При таких данных суд находит оспариваемое решение административного органа законным и обоснованным, поскольку оно принято в пределах предоставленных органу полномочий, при наличии к тому оснований, в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих сложившиеся правоотношения.
На основании изложенного, а также с учетом пропуска административным истцом процессуального срока обращения в суд, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Камчатскому краю, Управлению МВД России по Камчатскому краю о признании незаконными действий по выдаче водительского удостоверения без указания разрешенных категорий «DE», «D1E», возложении обязанности произвести замену водительского удостоверения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2020 года.
УИД: 41RS0001-01-2020-010601-68