ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/16Г от 27.04.2016 Новоусманского районного суда (Воронежская область)

Дело №2а-548/16 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2016 года Новоусманский районный суд Воронежской области в составе: председательствующей судьи Самойловой Л.В.,

при секретаре Ельшиной С.П.,

с участием административного истца Яковлева И.Н.,

представителя административного ответчика Бокова С.И.,

заинтересованных лиц - заведующей МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» ФИО6 и заведующей МКДОУ «Детский сад №1» ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному иску Яковлева Игоря Николаевича к администрации Новоусманского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении организовать для несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения доступ к бесплатному дошкольному образованию,

у с т а н о в и л :

Яковлев И.Н. обратился в суд с административным иском к администрации Новоусманского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении организовать для несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения доступ к бесплатному дошкольному образованию, в котором указал, что является отцом несовершеннолетнего ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вместе с супругой и ребенком проживают в селе Новая Усмань, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ поставил сына на учет для приема в МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» с целью получения им дошкольного образования, так как данное образовательное учреждение наиболее близко расположено к дому.

При этом, в селе Новая Усмань имеются два муниципальных дошкольных образовательных учреждения: вышеуказанное, а также МКДОУ «Новоусманский детский сад №1».

На неоднократные обращения к заведующей детским са<адрес> было отказано на включение сына в списки на комплектование детского сада из-за отсутствия свободных мест.

Ввиду постоянного невключения сына в списки воспитанников детского сада, он (истец) ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Новоусманского муниципального района <адрес> с просьбой предоставить сыну место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, в 1-Усманском поселении, на предоставлении места именно МКДОУ детский сад он не настаивал.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Новоусманского муниципального района сообщил, что группы МКДОУ «ЦРР - детский сад №3» переполнены, в 2016 году планируется набрать детей 2011-2012 годов рождения и льготную категорию детей 2013 года рождения. Для решения проблемы с устройством детей дошкольного возраста в детские сады, в районе в 2016 году планируется строительство детских садов в <адрес>, в <адрес> и в <адрес>. Также его (истцу) ребенку предложили место в МКДОУ «Никольский детский сад», расположенному в пос.1-го отделения совхоза «Масловсикй» и МКДОУ «Тимирязевский детский сад», расположенному в <адрес>, а при комплектовании в 2016 году его (истца) сын будет переведен в МКДОУ «ЦРР - детский сад №3».

Таким образом, указывает, что его сыну место на 2015/2016 год в МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» не предоставлено и не будет предоставлено ввиду нехватки свободных мест. Следовательно, по месту жительства ребенка в <адрес> предоставление доступного и бесплатного дошкольного образования не организовано по не зависящим от его родителей причинам - в виду отсутствия свободных мест в детских садах, несмотря на заблаговременную постановку на учет для определения в образовательное учреждение.

При этом, указывает, что его (истца) сын не может получить бесплатное дошкольное образование, хотя находится в соответствующем возрасте, состоит на соответствующем учете, имеется соответствующее заявление от него (истца) в администрацию о возможности получении им дошкольного образования в любом образовательном учреждении по месту жительства.

Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание муниципальных дошкольных образовательных учреждений в силу действующего законодательства относится к полномочиям органов местного самоуправления, которым является администрация Новоусманского муниципального района.

Согласно ФЗ «Об образовании» получение дошкольного образования может начинаться до достижения детьми возраста двух месяцев.

Нарушение его (истца) права, как законного представителя своего ребенка, выразилось в бездействии администрации по организации и предоставлению нового свободного места в группе полного дня МДОУ для сына по месту его жительства в <адрес> в 2015/2016 учебному году в условиях нехватки мест в детских садах по его месту жительства, т.е. в уклонении от своевременного увеличения вместимости и расширения сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории села Новая Усмань в 2015/2016 учебному году для приема его (истца) сына в муниципальный детский сад на 2015/2016 учебный год, в уклонении от принятия мер по устройству его сына в другое муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории села Новая Усмань на 2015/2016 учебный год после получения соответствующего заявления.

Ввиду того, что МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» наиболее близко расположен к его (истца) месту жительства, считает данное учреждение наиболее подходящим территориально для получения его (истца) сыном дошкольного образования.

В связи с вышеизложенным, просит суд признать незаконным бездействие администрации выразившееся в необеспечении для его (истца) сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на 2015 - 2016 учебный год свободного места в группе полного дня муниципальной дошкольной образовательной организации на территории села Новая <адрес> и обязать администрацию Новоусманского муниципального района <адрес> организовать для ребенка доступ к бесплатному дошкольному образованию путем создания свободного места в соответствующей возрастной группе полного дня муниципальной дошкольной образовательной организации, расположенной на территории села Новая Усмань и предоставить ему это место, с сохранением его в списке очередников в МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» до предоставления ему там свободного места

В судебном заседании административный истец Яковлев И.Н. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, а также предоставив дополнительные письменные объяснения, приобщенные к материалам дела, которые также поддержал.

Представитель административного ответчика - администрации Новоусманского муниципального района ФИО7 исковые требования не признал и суду показал, что ребенок истца не был зачислен в детский сад в 2015 году, поскольку отсутствовали свободные места. При этом, зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения Новоусманского муниципального района производятся один раз в год: с 1 июня по 31 августа. В настоящее время сформированы списки детей, которые будут зачислены в детский сад в 2016 году, и ребенок истца - ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в данные списки и будет зачислен в детский сад до ДД.ММ.ГГГГ года.

На территории села Новая Усмань также существует и другое дошкольное образовательное учреждение МКДОУ «Детский сад №1», в котором в указанный истцом период также отсутствовали свободные места.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: представители дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории села Новая Усмань - заведующая МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» ФИО8 и МКДОУ детский сад ФИО9 исковые требования считают необоснованными.

При этом ФИО8 суду показала, что ребенок истца - ФИО2 состоит на очереди в МКДОУ «ЦРР - детский сад №3» среди детей 2012 года рождения под №55. Списки на зачисление в детский сад формируются заведующими детскими садами по заявительному принципу, а затем согласовываются с отделом образования администрации района.

Яковлев И.Н. обращался к ней в 2015 году для принятия ребенка в детский сад №3, но свободных мест не было. В настоящее время после выпуска детей из детского сада, с ДД.ММ.ГГГГ комплектуются новые группы, и ребенок истца включен в список детей на зачисление в детский сад в 2016 году, которое будет происходить с июня по август 2016 года включительно. При этом, принятие детей в группы происходит поэтапно, по несколько человек, чтобы дети привыкали к обстановке.

ФИО9 дала суду аналогичные показания, при этом пояснив, что истец к ней, как к заведующей детским са<адрес> на включение своего ребенка в списки на зачисление в детский сад не обращался.

Выслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Яковлев Игорь Николаевич - истец по настоящему делу, является отцом несовершеннолетнего ФИО2 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Новоусманского муниципального района <адрес> с заявлением о направлении его ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, в 1-Усманском поселении в течение срока рассмотрения данного заявления, также просил сообщить по какой причине его ребенку не было предоставлено место ранее и направить ему мотивированный ответ.

Сообщением главы администрации Новоусманского муниципального района <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ Яковлеву И.Н. указано, что его сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения стоит на очереди в МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» под №55.

На территории 1-Усманского сельского поселения расположен один детский сад, группы которого переполнены.

В текущем 2016 году в детский сад планируется набрать детей 2011-2012 года рождения и льготную категорию детей 2013 года рождения.

Для решения проблемы с устройством детей дошкольного возраста в детские сады в районе планируется строительство детских садов.

При этом, истцу по настоящему делу было предложено место в МКДОУ «Никольский детский сад» и МКДОУ «Тимирязевский детский сад», с последующим переводом его (истца) сына в МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» при комплектовании групп в 2016 году.

Хотя истец утверждает, что бездействие администрации Новоусманского муниципального района выражается в уклонении от своевременного увеличения вместимости и расширении сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений в <адрес> для приема его сына в муниципальный детский сад на 2015/2016 год, а также в уклонении от принятия мер по устройству его сына в другое муниципальное дошкольное образовательное учреждение на территории села Новая Усмань на 2015/2016 год после получения соответствующего заявления, вместе с тем данные доводы суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Как установлено ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

На основании ч. 1, 2 ст. 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4, 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 293, правила приема в образовательные организации должны обеспечивать прием в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Как указано выше, местом жительства несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <адрес>, что относится к территории Усманского 1-го сельского поселения Новоусманского муниципального района <адрес>.

Также установлено, подтверждается материалами дела и не отрицается сторонами по делу, на территории указанного поселения расположено одно дошкольное образовательное учреждение - «Центр развития ребенка - детский сад №3».

В соответствии с Положением о порядке комплектования МКДОУ Новоусманского муниципального района, утвержденном заведующей МКДОУ «ЦРР- детский сад №3» в данное образовательное учреждение принимаются дети от трех до семи лет. Получение места в муниципальном дошкольном учреждении возможно только в порядке очередности, и лишь при наличии установленных нормативными правовыми актами льгот - в первую очередь либо вне очереди.

Комплектование на новый учебный год осуществляется на 1 июня текущего года, прием осуществляется до 1 сентября текущего года.

На момент обращения административного истца с заявлением в администрацию Новоусманского муниципального района по вопросу устройства ребенка в детский сад - ДД.ММ.ГГГГ года, его (истца) ребенок состоял на очереди в МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» под №55.

То обстоятельство, что на тот момент в МКДОУ «ЦРР-детский сад №3» свободных мест не было, подтвердила при рассмотрении настоящего дела заведующая данного дошкольного образовательного учреждения ФИО8

Отсутствие свободных мест на данный период в другом дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории села Новая Усмань, но относящегося к территории Усманского 2-го сельского поселения - МКДОУ «Детский сад №1», подтвердила заведующая данным учреждением ФИО9, как и то обстоятельство, что административный истец в указанное образовательное учреждение с вопросом о зачислении туда его сына не обращался. Данный факт не отрицался и самим административным истцом.

В настоящее время, согласно справки заведующей МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» ФИО6 в процессе комплектования данного дошкольного образовательного учреждения ребенок истца включен в списки и будет зачислен в детский сад до ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство она подтвердила и при рассмотрении настоящего дела.

Безусловно, реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в реализации данного права.

Вместе с тем, административный истец в заявлении, адресованном, как в администрацию Новоусманского муниципального района, так и в суд просит предоставить его сыну место в конкретном детском саду в непосредственной близости от места жительства ребенка.

При этом, администрацией района предлагались места его ребенку в других дошкольных образовательных учреждениях Новоусманского муниципального района с последующим переводом в МКДОУ «ЦРР - детский сад №3», на что истец не согласился, что подтвердил при рассмотрении настоящего дела.

Вместе с тем, реализация права ребенка заявителя на получение дошкольного образования в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации не должна нарушать права других детей, поставленных в очередь ранее, либо имеющих в соответствии с законом право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Доводы заявителя о непринятии органом местного самоуправления мер для сохранения и расширения сети дошкольных образовательных учреждений, суд считает несостоятельными, поскольку муниципальной программой «Развитие образования Новоусманского муниципального района <адрес> на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Новоусманского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены мероприятия по развитию и обеспечению деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые включают в себя строительство детских садов, в том числе и в <адрес> на 242 места, развитие сети дошкольных образовательных организаций, что подтверждается выпиской из указанной программы.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Новоусманского муниципального района направлены бюджетные заявки в департамент образования, науки и молодежной политики <адрес> на детские сады в <адрес>, что подтверждается письмом на имя начальника департамента и копиями сводных бюджетных заявок. Согласно выписки из бюджета района, <адрес> является дотационным, в связи с чем из областного бюджета ежегодно выделяются дотации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований полагать, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, нарушающее права административного истца и его несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования, в связи с чем административное исковое заявление Яковлева И.Н. подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Яковлева Игоря Николаевича к администрации Новоусманского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации выразившегося в необеспечении для несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на 2015 - 2016 учебный год свободного места в группе полного дня муниципальной дошкольной образовательной организации на территории села Новая <адрес> и понуждении администрации Новоусманского муниципального района <адрес> организовать для несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения доступ к бесплатному дошкольному образованию путем создания свободного места в соответствующей возрастной группе полного дня муниципальной дошкольной образовательной организации, расположенной на территории села Новая Усмань и предоставить ему это место, с сохранением его в списке очередников в МКДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» до предоставления ему там свободного места, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: