ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/19 от 07.06.2019 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-548/2019

УИД 33RS0019-01-2019-000416-74

Решение

Именем Российской Федерации

г. Суздаль 7 июня 2019 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Воронковой Ю.В.,

при секретаре Посадской Т.А.,

с участием представителя административного истца - ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № Е-38/2-773, № Е-38/2-774; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м., расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером ### площадью 90 000 кв.м, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 670 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) кадминистрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № Е-38/2-773, № Е-38/2-774; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м., расположенного по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером ### площадью 90 000 кв.м., расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 670 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, в обоснование иска указав следующее.

25.07.2018 года административным истцом в администрацию Суздальского района были поданы уведомления о смене варианта разрешенного использования вышеназванных земельных участков, с просьбой об установлении соответствия разрешенного использования данных земельных участков пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

24.12.2018 года указанные заявления были рассмотрены комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район без участия заявителя. В результате рассмотрения административному истцу был направлен отказ в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, мотивированный тем, что часть участка относится к особо ценным сельхозугодьям, и отказ в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, мотивированный тем, что отсутствует транспортная доступность к указанному земельному участку.

Ссылаясь на нормы закона, административный истец расценивает данные отказы как незаконные и нарушающие его законные права и интересы, резюмирует, что установление вида разрешенного использования в соответствии с п. 1.15 Классификатора является законным правом административного истца и носит уведомительный характер.

Определением суда от 25.04.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Владимирской области, определением суда от 16.05.2019 года - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, администрация МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, администрация МО Боголюбовское Суздальского района Владимирской области.

Административный истец - ФИО3, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, реализовал право на ведение дела посредством участия в судебном разбирательстве своих представителей.

Представители административного истца - ФИО4, ФИО1 в ходе судебного разбирательства административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям, полагали необоснованными заявленные административным ответчиком доводы. Полагали, что оспариваемые отказы администрации Суздальского района являются немотивированными, указав на наличие транспортной доступности к земельному участку с кадастровым номером ### (грунтовая дорога), а также на отсутствие достоверных сведений об отнесении земельного участка с кадастровым номером ### к особо ценным сельхозугодьям. Указали на нарушение предусмотренных законом сроков для рассмотрения подобных заявлений, полагая, что данные вопросы были неправомерно рассмотрены комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Пояснили, что цель изменения вида разрешенного использования земельных участков - размещение на них зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции, указав, что оспариваемыми отказами нарушаются права административного истца на желаемый вид использования принадлежащих ему земельных участков.

Представитель административного ответчика - администрации Суздальского района Владимирской области - ФИО2 в ходе судебного разбирательства поддержала представленный административным ответчиком отзыв, при этом указала, что заявления ФИО3, по результатам которых вынесены оспариваемые письма, были рассмотрены на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район в августе 2018 года вместе с вопросами о включении указанных земельных участков в черту населенных пунктов (из соображений целесообразности). Не смогла пояснить, в связи с чем оспариваемые письма были направлены только 24.12.2018 года. Указала, что данные вопросы рассматривались в рамках Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ, причиной нарушения 30-дневного срока явился график заседания вышеназванной комиссии. Пояснила, что для определения транспортной доступности представителями администрации осуществлялся выезд на место, при этом соответствующий акт не составлялся, подтвердив, что имеется грунтовая дорога к данному земельному участку, которая проходит по землям, находящимся в частной собственности. Пояснила, что отсутствие транспортной доступности как основание для отказа в подобном изменении разрешенного использования земельного участка не предусмотрено, в качестве обоснования указав на отсутствие градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа целевого использования подобных земельных участков, что исключает возможность подобного изменения вида разрешенного использования. Подтвердила факт отнесения части земельного участка с кадастровым номером 33:05:114101:2106 к особо ценным сельхозугодьям, указав на определение данного обстоятельства методом наложения.

В представленном в адрес суда отзыве административным ответчиком указано, что часть земельного участка с кадастровым номером ###, в соответствии с Законом Владимирской области от 05.03.2015 № 23-ОЗ, входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается. Указано, что конкретное местоположение и границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области определяется в соответствии с землеустроительной документацией, подчеркнуто, что в соответствии со схемой размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района часть земельного участка с кадастровым номером ### относится к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель, использование которых для других целей не допускается. Резюмируется, что установление на данном земельном участке требуемого вида разрешенного использования является недопустимым в силу прямого запрета, установленного ст. 79 ЗК РФ. Кроме того, указано, что земельный участок с кадастровым номером ### расположен на землях сельскохозяйственного назначения между населенными пунктами <...> и не имеет смежных границ с <...>, между участком и населенным пунктом расположены земли лесного фонда, в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Боголюбовское Суздальского района данный земельный участок относится к зоне СХ-1. Обращая внимание на положения п. 3 ст. 32.6.2 Правил землепользования и застройки МО Боголюбовское Суздальского района, действие принципа сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения (пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ), Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденную Указом президента РФ от 12.05.2009 года № 537, разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года, резюмируется, что действующим законодательством установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану сельскохозяйственных угодий и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в представленном суду отзыве оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Заинтересованные лица - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, администрация МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области, администрация МО Боголюбовское Суздальского района Владимирской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

Поскольку административный истец и заинтересованные лица своевременно извещались о времени и месте рассмотрения дела, административный истец реализовал свое право на участие в судебном разбирательстве посредством участия представителя, стороны не возражали против рассмотрения дела без его участия, суд, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом, согласно положений ч. 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом подлежит выяснению:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540, вид разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

П. 1.15 Классификатора предусматривает вид разрешенного использования земельного участка - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, который предполагает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Как следует из положений ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м., расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности ФИО3 (3/10 доли в праве), ФИО17 (4/10 доли в праве), ФИО18 (3/10 доли в праве).

31.07.2018 года собственники указанного земельного участка обратились в администрацию Суздальского района с уведомлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Письмом № ОАГР-6434-01-17/2 от 09.08.2018 года заявителям сообщено, что указанное заявление будет рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район.

Как следует из протокола заседания комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район Владимирской области от 28.08.2018 года, заключения указанной комиссии, согласованного главой администрации Суздальского района ФИО5 29.08.2018 года, принято решение об отказе в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Оспариваемым письмом от 24.12.2018 года № Е-38/2-773 административным ответчиком сообщено, что вопрос об установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Указано, что часть указанного земельного участка относится к особо ценным сельхозугодьям согласно закону Владимирской области от 05.03.2005 года № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области», использование которых для иных целей не допускается. Резюмируется, что поскольку вид разрешенного использования с кодом 1.15 подразумевает размещение сельскохозяйственных зданий, строений и сооружений на участке, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно после его раздела.

Разрешая исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, суд приходит к следующему.

Как следует из положений п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Законом Владимирской области от 05.03.2005 г. № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается» утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается.

В разделе XV перечня - «Суздальский район» под номером 120 указано: вид угодий - пашня, местоположение сельскохозяйственных угодий - расположен в 0,3 км южнее <...>, площадь - 52,0 га.

При этом, в соответствии с примечанием к Перечню конкретное местоположение и границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается, определяется в соответствии с землеустроительной документацией.

В качестве доказательств законности принятого решения административным ответчиком в суд представлены документы, из содержания которых следует, что территория, на которой расположены спорный земельный участок, отнесена к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, а именно:

- схема размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района Владимирской области, утвержденная руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Владимирской области (приказ № 40 от 05.04.2005 г.);

- карта-схема современного использования территории (внесение изменений в генеральный план МО Боголюбовское сельское поселение);

- выписка из правил землепользования и застройки МО Боголюбовское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 56,

- схема местоположения указанного земельного участка, составленная кадастровым инженером ФИО16.;

- распечатка из публичной кадастровой карты в отношении указанного земельного участка;

- сообщение ФГБУ Центр агрохимической службы «Владимирский» от 14.05.2019 года, согласно которого часть земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: <...>, относится к реперным участкам, входящим в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района.

Кроме того, как следует из информации, представленной ФГБУ Центр агрохимической службы «Владимирский» по запросу суда от 31.05.2019 года, часть земельного участка с кадастровым номером ### входит в состав реперного участка агроэкологического мониторинга земель № 30, площадью 52 га, код реперного участка 043175430. Местоположение данного реперного участка было определено Суздальским управлением сельского хозяйства совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, комитетом по охране природы с привлечением проектно-изыскательского предприятия ЦентрНиигипрозем, проектно-изыскательского Центра агрохимической службы «Владимирский» и закреплено постановлением главы администрации Суздальского района № 786 от 20.12.1993 г. Рассматриваемый реперный участок (###) был внесен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается. Начиная с 1993 г., в соответствии с Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.1992г. и согласно Методическим указаниям по проведению локального мониторинга на реперных участках, ФГБУ ЦАС «Владимирский» проводит на указанном земельном участке наблюдения и комплексные исследования по широкому набору показателей, последние данные проведенных анализов имеются за 2018 год, а мае 2019 года были отобраны пробы почвы, замерен гамма-фон, результаты анализов будут осенью. Вся информация по каждому реперному участку вносится в паспорт, который подлежит бессрочному хранению.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что требуемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» предусматривает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, принимая во внимание желаемую цель административного истца - размещение на земельном участке зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции осуществление, суд полагает, что установление данного вида разрешенного использования в отношение принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ###, входящего в состав реперного участка и относящегося к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в силу п. 4 ст. 79 ЗК РФ является недопустимым.

При этом суд принимает во внимание, что действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, применяя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Суздальского района Владимирской области в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, является законным и обоснованным, в связи с этим административное исковое заявление в данной части удовлетворению не подлежит.

Разрешая исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером ###, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 90 000 кв.м., расположенный по адресу: <...> (участок находится примерно в 670 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования: для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности ФИО10 (27/1000 доли в праве), ФИО11 (27/1000 доли в праве), ФИО12 (27/1000 доли в праве), ФИО13 (27/1000 доли в праве), ФИО3 (4485/10000 доли в праве), ФИО14 (4485/10000 доли в праве).

В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов <...> от ***###, действовавших на момент принятия оспариваемого решения, вышеназванный земельный участок расположен в зоне - СХ-1 - зона сельскохозяйственного назначения - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно выписки из Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов МО Новоалександровское сельское поселение от 28.12.2009 года № 27, действующих в настоящее время, ввиду признания недействующими со дня принятия Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 55 (решение Владимирского областного суда от 18.04.2019 года по делу № 3а-45/2019), данный земельный участок расположен в зоне - С-1 - зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и другими), основные виды разрешенного использования: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (сады, виноградники и т.д.), вспомогательные виды использования: огороды, древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, условно разрешенные виды: временные строения и сооружения сельскохозяйственного назначения, внутрихозяйственные дороги.

Градостроительный регламент для указанного земельного участка не установлен, данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось.

В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Суздальский район по состоянию на 16.08.2018 года, утвержденном постановлением администрации Суздальского района от 16.08.2018 года № 1945, автомобильная дорога, ведущая к данному земельному участку, отсутствует. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось, при этом стороны подтвердили, что имеется грунтовая дорога, проходящая по землям, находящимся в частной собственности.

24.07.2018 года собственники указанного земельного участка обратились в администрацию Суздальского района с уведомлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Письмом № ОАГР-6201-01-17/2 от 09.08.2018 года заявителям сообщено, что указанное заявление будет рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район.

Оспариваемым письмом от 24.12.2018 года № Е-38/2-774 административным ответчиком сообщено, что данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район. Указано, что установление соответствия вида разрешенного использования данного земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 возможно после решения вопроса транспортной доступности к данному земельному участку.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 32.6.2 Правил землепользования и застройки Новоалександровское сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 года № 55, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, использование сельскохозяйственных земель за границами населенных пунктов регулируется Земельным кодексом и ФЗ-101 от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пп. 1 п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в качестве одного из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения установлен принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года, Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Резюмируется, что таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Подчеркнуто, что иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Указано, что в стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

В связи с изложенным резюмируется, что до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что требуемый административным истцом вид разрешенного использования земельного участка «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» предусматривает размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, принимая во внимание желаемую цель административного истца - размещение на земельном участке зданий (сооружений) для переработки сельскохозяйственной продукции, суд полагает, что установление данного вида разрешенного использования в отношение принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ###, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в настоящее время является недопустимым.

При этом суд принимает во внимание, что действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, применяя вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Суздальского района Владимирской области в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванного земельного участка пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, является законным и обоснованным, в связи с этим административное исковое заявление в данной части удовлетворению также не подлежит.

При этом суд находит несостоятельными доводы административного истца относительно рассмотрения данных вопросов некомпетентным органом - комиссией по подготовке проектов в сфере градостроительной деятельности на территории МО Суздальский район, учитывая положения ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие органы, уполномоченные рассматривать подобные заявления, к которым относится, в том числе, орган местного самоуправления, а также тот факт, что решения об отказе административному истцу в установлении соответствия разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков пункту 1.15 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, принятые названной комиссией, не являющейся самостоятельным юридическим лицом, было утверждено главой администрации МО Суздальский район, которым также было подписано и оспариваемое письмо.

При этом суд не находит оснований для признания незаконными фактически принятых 29.08.2018 года решений об отказе заявителям в установлении соответствия разрешенного использования вышеназванных земельных участков пункту 1.15 Классификатора, ввиду незначительного пропуска установленного законом 30-дневного срока для рассмотрения подобных вопросов, учитывая наличие на то объективных причин - рассмотрение данного вопроса на заседании вышеназванной комиссии, проведенном в соответствии с утвержденным графиком, а также своевременном уведомлении заявителей о данном обстоятельстве. Не является таковым и факт направления оспариваемого письма в адрес заявителя в более поздний срок.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной ч. 1 ст. 227 КАС РФ совокупности условий, необходимых для удовлетворения административных исков подобной категории, в связи с чем обжалуемые письма администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № Е-38/2-773, № Е-38/2-774 не могут быть признаны незаконными, а административное исковое заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к администрации Суздальского района о признании незаконными отказов администрации Суздальского района Владимирской области от 24.12.2018 № Е-38/2-773, № Е-38/2-774; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ###, площадью 17 256 кв.м, расположенного по адресу: <...>, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу; обязании административного ответчика установить соответствие разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ### площадью 90 000 кв.м, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 670 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а именно - пункту 1.15: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции - размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В. Воронкова

Дата изготовления мотивированного решения - 13.06.2019 г.