ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/20 от 11.06.2020 Старорусского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-548/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старая Русса 11 июня 2020 года

Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., с участием старшего помощника Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области Дмитриевой Ю.С., при секретаре Малышевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда административное дело по административному исковому заявлению

Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах ФИО2 к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,

У С Т А Н О В И Л :

Старорусский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты>) на основании рецептов: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования прокурор обосновал тем, что обратившаяся к нему за защитой своих конституционных прав ФИО2 страдает заболеванием «<данные изъяты>».Из выписного эпикриза ГОБУЗ Новгородская областная клиническая больница, согласно истории болезни ФИО2, находившейся на лечении в кардиологическом отделении с 19.09.2018 по 01.10.2018, административному истцу рекомендован, в том числе прием <данные изъяты>)). Аналогичные рекомендации ФИО2 даны в выписном эпикризе ГОБУЗ Старорусская ЦРБ после стационарного лечения в кардиологическом отделении с 28.03.2019 по 08.04.2019.

Решениями врачебной комиссии ГОБУЗ Старорусская ЦРБ от 20.08.2019 № 154, от 16.09.2019 № 173, от 07.10.2019 № 188 ФИО2 назначался медицинский препарат <данные изъяты>. Непосредственно 20.01.2020 ФИО2 выписан рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> по 1 таблетке 1 раз в день постоянно. При обращении в аптеку № 40 АО «Новгородфармация» данный рецепт не был обеспечен в связи с отсутствием лекарственного препарата, в связи с чем, 20.01.2020 указанный рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание (очередь № 169).

Позже, уже 04.02.2020 ФИО2 вновь был выписан рецепт на получение лекарственного препарата <данные изъяты> по 1 таблетке 1 раз в день постоянно. При обращении в аптеку № 40 АО «Новгородфармация» данный рецепт не был обеспечен в связи с отсутствием лекарственного препарата, в связи с чем, 04.02.2020 был поставлен на отсроченное обслуживание (очередь № 546).

Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон), Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 11.03.2020 № 77, согласно приложению №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», областному закону Новгородской области от 10.05.2007 № 97- 03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» (далее - областной закон №97-03), в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета (далее - Порядок) утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 02.06.2008 № 195. Лекарственный препарат <данные изъяты> входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р (Приложение № 1). До настоящего времени ФИО2 лекарственным препаратом <данные изъяты> по выписанным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена, что существенно нарушает её право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Полагая нарушенными конституционные права ФИО2, прокурор просит обязать ответчика обеспечить её лекарственным препаратом по выписанным рецептам. Кроме того, в исковом заявлении и при рассмотрении дела прокурор ходатайствовал об обращении настоящего решения к немедленному исполнению, обосновав это тем, что административный истец, которого он представляет остро нуждается в лекарственных препаратах, от которых зависит ее жизнь.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дмитриева Ю.С. поддержала требования в полном объеме. Пояснила, что ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» была представлена информация о том, что оба указанных рецепта признаны недействительными «как не обслуженные» ДД.ММ.ГГГГ. Таким полномочий у ЦРБ не имеется, так как в связи с ведомственным приказом, не обеспеченный лекарством рецепт относится на отсроченное обслуживание, заносится в специальный журнал и при поступлении препарата должен быть обслужен. Оба рецепта были выписаны на препарат в дозировке 20 мл., тогда как истцу первоначально была врачом-кардиологом рекомендована доза в 15 мл. ( в дозировке, которая отсутствует в перечне предоставления льготных лекарств), при этом в настоящее время, после дополнительной консультации кардиолога 25 мая 2020 года доза препарата утверждена в размере 20 мл. ( в дозировке, которая имеется в перечне предоставления льготных лекарств). Поскольку оба рецепта действующие, они должны быть обслужены.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Новгородской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Заинтересованное лицо -Министерство финансов Новгородской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст.ст.151,152 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Согласно ст. 39 КАС РФ с таким иском может в интересах гражданина обратиться и прокурор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п. п. 1, 3 ст. 1).

Как указано в п. 2 ст. 2 Закона охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Каждый гражданин России имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования ( ст. 19 Закона № 323-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона №323-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится также разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Пунктом 11.6.1 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 11.03.2020 № 77, закреплено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», областным законом от 10.05.2007 № 97-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения», со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи, на основании Перечня лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 6 к Программе.

При этом, в приложении №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в виде таблицы представлены группы населения, которым гарантировано право на получение бесплатно всех лекарственных средств, и категории заболеваний. Согласно указанному приложению лица, страдающие Диабетом вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления всех лекарственных средств бесплатно.

Порядок предоставления мер социальной поддержки в части бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при амбулаторном лечении за счет средств областного бюджета (далее - Порядок) утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 02.06.2008 № 195.

Пункт 5 Порядка определяет, что бесплатные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения выписываются согласно перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - перечень), ежегодно утверждаемому территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Лекарственный препарат Ривароксабан входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р (Приложение ).
Согласно пункту 7 Порядка закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, производится на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с действующим законодательством.

До настоящего времени государственный контракт на поставку препарата <данные изъяты> Министерством здравоохранения Новгородской области не заключен.

В силу пункта 8 Порядка обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми бесплатно, осуществляется через аптечные организации, определяемые в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 11 Порядка Аптечные организации осуществляют отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 403 н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность".

Пункт 13 Порядка предусматривает, что департамент здравоохранения Новгородской области ежемесячно в части средств областного бюджета осуществляет финансирование закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении, в соответствии с государственными контрактами.

ФИО2, имеющая ряд хронических заболеваний, в том числе страдающая в том числе <данные изъяты> с множественными осложнениями, обратилась в Старорусскую межрайонную прокуратуру с жалобой о непредоставлении ей бесплатно, жизненно необходимых лекарственных препаратов в январе - феврале 2020 года по выписанным рецептам ( л.д. 9-10).

Как следует из данных амбулаторной карты административного истца, справки фельдшера, ответа Старорусской ЦРБ от 01 июня 2020 года и данных осмотра кардиолога от 25 мая 2020 года, ФИО2 страдает ишемической болезнью сердца. Постоянной формой фибрилляции и Трепетания предсердий. Нормосистолией. Хронической сердечной недостаточностью 2 а ст., 2 ФК. Сахарным диабетом 2 типа инсулинонезависимым. Имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с п.6 ст. 2 Областного закона от 10.05.2007 № 97-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в области здравоохранения" и включена в региональный регистр лиц, имеющих право на социальную помощь с июня 2019 года. ( л.д. 15-16; 17-19;33-34; 41; 49-53).

Из представленных копий рецептов и ответов на запросы прокурора должностных лиц Министерства здравоохранения Новгородской области (л.д. 20), ГОБУЗ « Старорусская ЦРБ» от 10 января 2020 года ( л.д. 15-16) и Новгород - Фармация от 13 марта 2020 года следует, что 20 января 2020 года ФИО2 выписан рецепт и рецепт от 04 февраля 2020 года на получение препарата <данные изъяты> с дозировкой 20 мл. , по 1 таблетке 1 раз в день ( л.д. 11,14)

Факт необеспечения бесплатным лекарственным препаратом административного истца в 2020 году подтверждается письмом министерства здравоохранения Новгородской области от 11.03.2020 № ЗН-1583-И, согласно которому в 2020 году государственный контракт на поставку указанного лекарственного препарата не заключался, пациенты обеспечиваются указанным лекарственным препаратом за счет переходящих остатков от ранее заключенных государственных контрактов.( л.д. 20)

Так рецепт от 20 января 2020 года на бесплатное получение ФИО2 лекарственным препаратом <данные изъяты>) аптекой № 40 АО «Новгородфармация» не обеспечен, а поставлен на отсроченное обслуживание, поскольку данное лекарство отсутствует на остатках. «Снят с отсроченного обслуживания в связи с окончанием срока его действия актом №8 от 04 марта 2020 года» Кроме того, отпуск указанного препарата осуществляется «строго по разнарядкам Министерства здравоохранения, после проверки обоснованности выписки рецептов». Поступлений препарата в 2020 году на склад не было. ( л.д. 21-22)

При этом, в том же ответе генеральный директор АО «Новгородфармация» ссылается на приказ Департамента здравоохранения Новгородской области от 08 сентября 2015 года №861-Д как на основание того, что рецепт был снят с обслуживания. Тем не менее, по утверждению ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» ими (непосредственно ЦРБ) 08 мая 2020 года вышеуказанный рецепт и рецепт, выписанный на имя административного истца от 04 февраля 2020 года, были признаны недействительными «как не обслуженные» без ссылки на какой-либо нормативный или локальный акт.

Утверждения указанных должностных лиц (генерального директора АО «Новгородфармация» и ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ») не соответствуют действующему федеральному законодательству, а именно Правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденным Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н ( далее по тексту Правил отпуска лекарственных препаратов). Так согласно положениям п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов (Приказа Минздрава России от 11 июля 2017 г. N 403н). Где отмечено, что отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. Однако, в случае отсутствия у фармацевтической организации указанного в рецепте лекарственного препарата рецепт принимается на отсроченное обслуживание в сроки от одного до 15 рабочих дней. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

Кроме того, в силу п. 7 вышеуказанных Правил отпуска лекарственных препаратов лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлены предельно допустимое или рекомендованное количество для выписывания на один рецепт.

При предъявлении рецепта с превышением предельно допустимого или рекомендованного количества лекарственного препарата для выписывания на один рецепт фармацевтический работник информирует об этом лицо, представившее рецепт, руководителя соответствующей медицинской организации и отпускает указанному лицу установленное соответственно предельно допустимое или рекомендованное количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт с проставлением соответствующей отметки в рецепте.

Разрешены в названных Правилах отпуска лекарственных препаратов и возможные ситуации несоответствия по дозировке препаратов, имеющихся в наличии, препаратам, указанным в рецепте.

При этом, как в указанных Правилах, так и в п. 26 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 N 4н (в действующей редакции от 11.12.2019) "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" считается недействительным только рецепт на бумажном носителе, в форме электронного документа, оформленный с нарушением установленных настоящим Порядком требований, а ни в коем случае не обслуженный ни тем более не поставленный на отсроченное обслуживание.

Необходимо отметить, что сами Правила предусматривают, что рецепты, выписанные с нарушением установленных чаще всего Приказами Минздрава России N 1175н и приказ N 54н правил, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом "Рецепт недействителен" и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.

Таким образом, суд полагает вышеперечисленные доводы что рецепты «сняты с отсроченного обслуживания в связи с окончанием срока его ( их) действия каким-то актом» или признаны «недействительными в связи с тем, что не обслужены» не соответствуют вышеперечисленным приказам Минздрава России и при указанных обстоятельствах не могли быть признаны таковыми ни аптекой, обслуживающей рецепты, ни ЦРБ потому как основания к тому отсутствуют. Суд приходит к выводу, что оба представленных административным истцом рецепта от 20 января 2020 года и от 04 февраля 2020 года на ее имя об обеспечении препаратом <данные изъяты>) являются действующими, находящимися на отсроченном обслуживании и подлежащими обеспечению выписанным препаратом в указанной в них дозировке, которая в настоящее время дополнительно подтверждена данными осмотра ФИО2 врачом-кардиологом.

Согласно п.п. 1.1, 3.1.12, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Закона, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.

В результате ненадлежащего выполнения Министерством возложенных на него полномочий нарушены ст.ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Закона, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав ФИО2 на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных условиях в случае болезни.

В силу п. 2 ст. 9 Закона органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по организации обеспечения административного истца ФИО2 бесплатно, указанным прокурором препаратом, лежит на Министерстве здравоохранения Новгородской области, а недостатки в оформлении индивидуальных заявок, обеспечении его своевременной поставки больному, не являются причиной для отказа истцу, как нуждающейся в постоянном обеспечении указанным лекарственным препаратом, в предоставлении его, а следовательно, настоящий административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

При этом вопрос о незамедлительности исполнения решения подлежит рассмотрению в порядке ст. 188 КАС РФ, с вынесением соответствующего определения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 188,218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Старорусского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО2 - удовлетворить:

Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> на основании рецептов: от 20.01.2020 и от 04.02.2020.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Старорусский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения судом 16 июня 2020 года.

Судья Н.В. Семенова