Дело № 2а-548/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2016 Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Коми к Соколову АВ о взыскании задолженности по пени,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС № 4 по Республике Коми обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным иском к Соколову А.В. о взыскании задолженности по пени в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований истец указал, что по данным МИФНС № 4 по Республики Коми Соколов А.В. имеет задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц, в размере <данные изъяты> рублей. Решением Сосногорского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования МИФНС России № 4 по РК о взыскании с Соколова А.В. задолженности по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей. Указанным решением административному ответчику предоставлена рассрочка исполнения решения, согласно графику. В то же время административный истец указывает, что предоставление судом рассрочки исполнения судебного акта не влечет отмены установленной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности по уплате пени.
В соответствии со статьями 45, 69, 75 НК РФ в адрес административного ответчика направлены требования об уплате пени по налогу на доходы физических лиц, однако, в настоящий момент обязанность по уплате пени по налогу на доходы физических лиц Соколовым А.В. не исполнена.
Представитель МИФНС № 4 по Республике Коми в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, настаивал на удовлетворении иска.
Административный ответчик Соколов А.В. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее представил в суд письменные объяснения, из которых следует, что поскольку на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику предоставлена рассрочка уплаты налогов, то начисление пени в связи с неуплатой налога и требование об их уплате являются незаконными.
Исследовав материалы данного дела и гражданского дела №, оценив представленные доказательства, суд считает, что требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми о взыскании с Соколова А.В. задолженности по пени подлежит удовлетворению.
Материалами дела установлено, что решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования МИФНС № 4 по Республике Коми к Соколову А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. Указанным решением Соколову А.В. предоставлена рассрочка уплаты по графику с возможностью досрочной оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда сторонами не обжаловано и ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
Согласно статье 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из материалов дела видно, что административным истцом направлены Соколову А.В. требования об уплате пени: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 101 <данные изъяты> копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 НК РФ и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья 64 НК РФ регулирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.
Согласно данной норме отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу статьи 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются: по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.
Согласно части 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В судебном заседании установлено, что административному ответчику предоставлена рассрочка не по уплате налогов и пеней на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, а по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени в отношении Соколова А.В. в порядке статьи 61 НК РФ изменен не был, административному ответчику не была предоставлена рассрочка по уплате налога в соответствии со статьёй 64 НК РФ, следовательно, отсутствуют основания для приостановления начисления пеней с момента предоставления судом рассрочки.
В силу части 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с частью 2статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Положения части 3 и части 8 статьи 75 НК РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для неначисления пени. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьёй 46 Налогового кодекса Российской Федерации были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьёй 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п.3 ст. 75 НК РФ). Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 72, статьи 75 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 8 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Высшего Арбитражного суда РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» разъяснено, что пеня не является мерой налоговой ответственности.
В соответствии со статьёй 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу вышеприведенных норм права доводы ответчика о неправомерности начисления пени на сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год судом не могут быть приняты, поскольку начисление пени связано с наличием задолженности по уплате налога.
Судом установлено, что административным истцом соблюден порядок взыскания пеней, требования административного истца об уплате пени в установленный срок в добровольном порядке Соколов А.В. не исполнил.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца о взыскании с Соколова А.В. задолженности по пени подлежат удовлетворению.
На основании ст. 114 КАС РФ с Соколова А.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты><данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 114, 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Коми к Соколову АВ о взыскании задолженности по пени удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Коми с Соколова Андрея Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца г.<данные изъяты> задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Соколова Андрея Валерьевича в доход бюджета муниципального района «Сосногорск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 июля 2016 года.
Судья В.В. Катрыч
Копия верна: судья- В.В. Катрыч