ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/2017 от 23.06.2017 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 23.06.2017г.

Дело № 2а-548/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вязники 19 июня 2017 года

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Л.В.

представителя административного истца ФИО2

представителя административного ФИО3

при секретаре Сазановой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Вязники Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 старообрядческой общины г. ФИО1 старообрядческой церкви к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 старообрядческая община г. ФИО1 старообрядческой церкви (ФИО1 старообрядческая община г. ФИО1 или старообрядческая община) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области, просит признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное администрацией муниципального образования Вязниковский район, об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В обоснование заявленного требования указано, что ФИО1 старообрядческая община г. ФИО1 обратилась в администрацию района с заявлением о внесении изменения вида и правил разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. ФИО1, <адрес>, под строительство Старообрядческого подворья. ДД.ММ.ГГГГ по данному вопросу состоялись публичные слушания, протокол которых, а также заключение о проведении публичных слушаний и рекомендации комиссии направлены главе местной администрации Вязниковского района. Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования истребуемого земельного участка. ФИО1 старообрядческая община г. ФИО1 считает данное постановление незаконным, поскольку оно вынесено без указания мотивов к отказу, при этом каких-либо доказательств нарушения прав жителей близлежащих домов фактом изменения условно разрешенного вида использования земельного участка при публичных слушаниях представлено не было. Указывается, что испрашиваемый земельный участок является заброшенным, строительства на нем не велось, используется он неэффективно, причиняет правообладателям вред, а строительство в будущем на нем ФИО1 храма не нарушит покой и санитарные нормы жителей близлежащих домов, не допускает ухудшение архитектурного облика города, не ущемляет общественных интересов населения города.

Административный истец также указывает на нарушение процедуры публичных слушаний, заключающееся в том, что заявленные выступления жителей не соответствовали повестке публичных слушаний (перевод на условно разрешенный вид использования земельного участка, а сводились к отрицательной характеристике работы местной администрации - отсутствие сберегательной кассы, бани, поликлиники. Обоснованных возражений по поводу изменения использования земельного участка под строительство храма не было. Нарушение порядка проведения публичных слушаний привело к тому, что общественность была введена в заблуждение, утверждая, что старообрядцы сектанты. Предварительной работы организаторами публичных слушаний с инициативной группой не проведено, административному истцу было отказано в предоставлении эфирного времени для предоставления информации и пояснений по вопросу старообрядчества и по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> комиссии ограничилась публикацией объявления в газете «Маяк».

Отмечается, что рекомендации комиссии от <данные изъяты>. по результатам публичных слушаний, послужившие основанием для отказа в предоставлении административному истцу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка носят рекомендательный характер и не являются непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта. Кроме того, комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний при даче рекомендаций главе местной администрации были приняты во внимание обстоятельства, не подтвержденные документально.

Представители административного истца в ходе рассмотрения дела административные исковые требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представители административного ответчика с административным иском не согласились, пояснив, что процедура проведения публичных слушаний была соблюдена, публичные слушания проведены в соответствии с требованиями Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Вязники» (далее Положения о публичных слушаниях) и ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. По результатам проведения публичных слушаний комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний главе администрации муниципального образования было рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: г. ФИО1, <адрес> в связи с возражениями большинства граждан, проживающих в пределах данной территориальной зоны. На основании результатов публичных слушаний и рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 старообрядческой общине г. ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом и следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГФИО1 старообрядческая община г. ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о внесении изменений вида и правил разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. ФИО1, <адрес>, под строительство Старообрядческого подворья.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В данном случае в связи с поступившим в администрацию района заявлением старообрядческой общины постановлением главы администрации муниципального образования «Город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ назначена дата проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «3.7. Религиозное использование» земельного участка Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными (4-5 этажными) жилыми домами» с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГг. в 14 час. 00 мин. Для проведения публичных слушаний назначена комиссия. Данным постановлением также утвержден порядок учета предложений по публичным слушаниям по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и участия граждан в его обсуждении. Данное постановление опубликовано в газете «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «3.7. Религиозное использование» земельного участка Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными (4-5 этажными) жилыми домами» с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>

Порядок проведения публичных слушаний регламентирован Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Вязники», утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от <данные изъяты>.

Согласно разделу 5 указанного Положения о публичных слушаниях организационно-техническое и информационное обеспечение проведения публичных слушаний возлагается на комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний. Комиссия разрабатывает план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, распределяет обязанности членов комиссии; определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных слушаниях в качестве экспертов, и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои предложения по вопросам, выносимым на обсуждение; содействует участникам публичных слушаний в получении информации, необходимой для подготовки рекомендаций по вопросам публичных слушаний, в предоставлении информации на публичные слушания; проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний; регистрирует участников публичных слушаний; назначает председателя и секретаря публичных слушаний из числа членов комиссии для ведения публичных слушаний и составления протокола, определяет докладчиков (содокладчиков) по обсуждаемым вопросам (п. 5.4). Участники публичных слушаний вправе предоставлять в комиссию в письменной форме свои предложения, замечания и рекомендации, касающиеся обсуждаемого вопроса, для включения в протокол публичных слушаний (п. 5.7).

В соответствии с разделом 6 Положения о публичных слушаниях перед началом в день проведения публичных слушаний комиссии организует регистрацию его участников по определенной форме. Председатель комиссии открывает собрание по публичным слушаниям, предоставляет себя и секретаря, оглашает тему публичных слушаний, вопросы публичных слушаний, инициаторов их проведения, предложения по регламенту слушаний. Секретарь ведет протокол публичных слушаний. Время выступления определяется голосованием участников публичных слушаний, исходя из количества присутствующих. До организации прений председатель комиссии объявляет вопрос, по которому проводится обсуждение, и предоставляет слово экспертам. По окончании выступления эксперта или по истечении предоставленного времени председатель слушаний дает возможность участникам публичных слушаний задать уточняющие вопросы по позиции и (или) аргументам эксперта и дополнительное время для ответов на вопросы. После выступления экспертов участники публичных слушаний приступают к обсуждению вопроса. После окончания прений по всем вопросам повестки публичных слушаний председатель публичных слушаний предоставляет слово секретарю для уточнения рекомендаций, оставшихся в итоговом документе после рассмотрения всех вопросов заседания. По результатам слушаний составляется протокол с указанием даты, места проведения публичных слушаний, количества зарегистрированных участников, времени начала и окончания слушаний, наименования вопроса, вынесенного на слушания, хода обсуждения, поступивших предложений, рекомендаций, который подписывается председателем комиссии и секретарем.

Согласно протоколу проведения собрания по публичным слушаниям по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «3.7. Религиозное использование» земельного участка Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными (4-5 этажными) жилыми домами» с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ участие в публичных слушаниях приняло 42 зарегистрированных участника. По вопросу, вынесенному на слушания, выступила начальник управления строительства и архитектуры администрации <адрес>ФИО5, которая уведомила собравшихся о поступлении в администрацию района заявления председателя старообрядческой общины о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по <адрес> г. ФИО1 с целью строительства старообрядческого храма, рассказала о порядке предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. После данного выступления предоставлено слово другим участникам публичных слушаний, всего выступило 13 участников.

Из протокола публичных слушаний также следует, что в адрес комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по рассматриваемому вопросу <данные изъяты>. поступило письменное предложение - <данные изъяты> подписи «против» от жителей домов №№ <адрес>, а также в ходе самих публичных слушаний – письменное предложение - <данные изъяты> подпись «за» от жителей <адрес> г. ФИО1.

По результатам голосования участников публичных слушаний «за» предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проголосовало 14 участников, «против» - 17 участников, «воздержались» 11 участников.

Протокол публичных слушаний надлежащим образом оформлен и подписан председателем комиссии и секретарем.

Доводы административного истца о том, что в ходе проведения публичных слушаний участниками поднимались вопросы, не соответствующие повестке публичных слушаний, не нашли своего подтверждения. Согласно протоколу участники публичных слушаний высказывались только относительно заявленного на публичные слушания вопроса, а именно о предоставлении земельного участка старообрядческой общине под строительство подворья.

Что касается ссылки административного истца относительно отказа старообрядческой общине в предоставлении эфирного времени для информирования граждан по вопросу старообрядчества и по вопросу изменения разрешенного вида использования земельного участка, то согласно Положению о публичных слушаниях предоставление эфирного времени не предусмотрено. Согласно п. 5.1 комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний организует лишь информационное обеспечение проведения публичных слушаний, которое выражается в информировании населения района о проведении публичного слушания, о его повестке, месте и времени проведения. В данном случае такая информация была размещена путем опубликования постановления о назначении публичных слушаний в Вязниковской общественно-политической газете «Маяк» за от <данные изъяты>

Вопреки доводам административного истца в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения процедуры публичных слушаний. Процедура организации и проведения публичных слушаний полностью соответствует Положению о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город ФИО1», утвержденному решением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ. .

По результатам назначенных публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО1 старообрядческой общине г. ФИО1 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний подготовлено заключение о результатах публичных слушаний и рекомендация по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Согласно рекомендациям комиссии главе администрации муниципального образования рекомендовано отказать в предоставлении такого разрешения в целях недопущения вражды между гражданами на стыке религиозных направлений, сохранения мирной обстановки в микрорайоне Текмаш, в связи с возражениями большинства граждан, проживающих в пределах данной территориальной зоны. Данные рекомендации даны после рассмотрения протокола проведения собрания по публичным слушаниям от <данные изъяты>, заключения комиссии о результатах публичных слушаний и с учетом мнения жителей по рассматриваемому вопросу.

Согласно п. 7.4 Положения о публичных слушаниях рекомендации и предложения, принятые на публичных слушаниях подлежат обязательному рассмотрению и учету при принятии решения органами местного самоуправления по вопросам, выносимым на публичные слушания.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от <данные изъяты>. ФИО1 старообрядческой общине г. ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «3.7. Религиозное использование» земельного участка Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными (4-5 этажными) жилыми домами» с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>.

Оспариваемое постановление принято главой местной администрации в пределах предоставленных ему полномочий, согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с рекомендацией комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний. Порядок проведения публичных слушаний соблюден, дана оценка всем заслуживающим внимание обстоятельствам с целью решения вопроса о целесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка и размещения на нем старообрядческого подворья.

По смыслу положений ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч.ч. 1-3 ст. 37 и ст. 39 Градостроительного кодекса РФ при установлении в отношении земельного участка основных и условно разрешенных видов его использования приоритетным является использование этого участка в соответствии с основными видами его использования. Использование земельного участка в соответствии с условно разрешенными видами его использования возможно только с разрешения органа местного самоуправления, полученного в установленном законом порядке.

При этом, действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка вправе отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств. Кроме того, действующее законодательство обязывает орган местного самоуправления принимать решение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на основании рекомендаций комиссии (ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекс РФ).

Отсутствие в оспариваемом постановлении администрации Вязниковского района мотивировки принятого решения, на что указано административным истцом, само по себе не может являться достаточным основанием для признания данного постановления незаконным.

Так, в данном постановлении имеется указание на то, что при принятии решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка были приняты во внимание рекомендации комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний по указанному вопросу. В свою очередь, данные рекомендации приняты по результатам рассмотрения протокола проведения собрания по публичным слушаниям по спорному вопросу и содержат мотивы, по которым комиссия пришла к такому решению, в том числе отражено на возражения большинства граждан, проживающих в пределах данной территориальной зоны.

Ссылку представителя административного истца на то, что в публичных слушаниях не принимали участие жители территориальной зоны, в которой расположен истребуемый земельный участок, суд признает несостоятельной, поскольку Положение о публичных слушаниях определяет понятие публичных слушаний как форму реализации прав населения муниципального образования (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вязники» и других общественно значимых вопросов. Таким образом, право на участие в публичных слушаниях имеет любой житель муниципального образования. В данном случае свое мнение по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, расположенного в <адрес>, выразили в том числе и жители указанного микрорайона, что следует как из подписного листа, представленного председателем старообрядческой общины ФИО2, так и из опросного листа представленного жителями домой №, 14, 16 <адрес> г. ФИО1.

При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка соответствует действующему законодательству, регулирующему данные правоотношения, принят в пределах предоставленных главе администрации муниципального образования Вязниковский район полномочий, с учетом мнения населения муниципального образования, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном нормативными правовыми актами, нарушение прав и законных интересов заявителя отсутствует.

Доводы административного истца о том, что общественность муниципального образования введена в заблуждение по поводу старообрядческой общины, их веры, в связи с чем по результатам слушаний большинство участников публичных слушаний высказались против предоставления разрешения условно разрешенного вида земельного участка под строительство старообрядческого подворья, не нашли своего подтверждения в ходе разрешения спора, а потому не влекут отмену оспариваемого постановления, не свидетельствуют о его незаконности.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и требования закона, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 старообрядческой общины г. ФИО1 старообрядческой церкви к администрации муниципального образования Вязниковский район Владимирской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «3.7 Религиозное использование» земельного участка Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными (4-5 этажными) жилыми домами» с кадастровым номером <данные изъяты>, месторасположение: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.В. Степанова