Дело № 2а-548/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04.03.2022 года с.Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Новичихиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ФИО6 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, должностному лицу ФИО1 ФИО7 об обжаловании действий, признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации Надеждинского муниципального района, должностному лицу, принявшему оспариваемое решение – ФИО1 с требованиями о признании незаконным решения заместителя главы администрации Надеждинского муниципального района Приморского края ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 ФИО8 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>, и о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№ о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Истец в иске указала, что является собственником части жилого <адрес>, в <адрес>, кадастровый №, и в соответствии с ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, имеет исключительное право на приватизацию приусадебного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, на котором расположена принадлежащая ей часть жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации Надеждинского муниципального района ФИО1, принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине несоответствия предоставленной ФИО2 схемы пунктам 4 и 6 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец с принятым решением не согласна, считает его не законным и необоснованным. Отказывая в предварительном согласовании, административный ответчик ФИО1 указала, что на схеме испрашиваемого земельного участка не указаны местоположения зданий, сооружений, в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства, а так же отсутствует изображение границ исходных земельных участков, надписи, включая кадастровые номера земельных участков, условные номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат. Однако данное утверждение об отсутствие на схеме вышеуказанной информации не соответствуют действительности. Вопреки доводам административного ответчика, на схеме испрашиваемого земельного участка отображено здание с указанием его кадастрового номера 25:10:190001:586. Поскольку иных объектов недвижимости и объектов капитального строительства (зданий, сооружений) в границах испрашиваемого участка нет, то они и не отображены на схеме.
Так же на испрашиваемом земельном участке не имеется объектов, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами и нет информации о наличии таких объектов в ЕГРН. В части отсутствия изображения границ исходных земельных участков, надписей, включая кадастровые, условные номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат, то доводы администрации Надеждинского муниципального района Приморского края не соответствуют действительности и противоречат требованиям земельного законодательства, поскольку из заявления и схемы усматривается, что ФИО2 просит образовать новый земельный участок из муниципальных (не разграниченных) земель, а не из существующего (исходного) земельного участка, путем его раздела или перераспределения. Поскольку не существует исходного участка то и указать его на схеме не возможно. Условные номера земельных участков указываются на схеме только в случае образования двух и более земельных участков (абз. 1 п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762). Однако ФИО2 обратилась с заявлением о предоставлении одного земельного участка, соответственно на схеме отображен один образуемый земельный участок и при таких обстоятельствах не требуется указывать условные номера земельных участков.
Утверждения административного ответчика ФИО1 об отсутствии в схеме надписи кадастрового номера кадастрового квартала и системы координат так же не соответствует действительности. В схеме указан номер кадастрового квартала - №, а так же приведена информация о системе координат – МСК 25, зона 1. в связи с чем, не имеется тех недостатков и изъянов схемы, которые выявлены административным ответчиком. Решение об отказе в предварительном согласовании от ДД.ММ.ГГГГ, приятое заместителем главы администрации Надеждинского муниципального района ФИО1, содержит единственную причину к отказу - несоответствие схемы требованиям к её подготовке, но приложенная ФИО2 к заявлению о предварительном согласовании схема испрашиваемого земельного участка, не подтверждает доводы, изложенные в обжалуемом решении, а напротив, подтверждает, что в схеме приведена вся информация, предусмотренная Требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762.
Административный истец просила рассмотреть дело без участия истца, на доводах, изложенных в иске, настаивала.
Административные ответчики извещены надлежаще, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что процедура предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", включает в себя подачу в уполномоченный орган заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что истец является собственником части жилого <адрес>, в <адрес>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, на котором расположена принадлежащая ей часть жилого дома. В заявлении указала, что на основании п.6 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ, претендует на получение земельного участка без проведения торгов. К заявлению приложены: схема испрашиваемого земельного участка, сообщение, копия выписки о наличии зарегистрированного права на жилой дом, копия паспорта, копия доверенности представителя.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации Надеждинского муниципального района ФИО1, принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине несоответствия предоставленной ФИО2 схемы пунктам 4 и 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а именно, что на схеме испрашиваемого земельного участка не указаны местоположения зданий, сооружений, в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства, а так же отсутствует изображение границ исходных земельных участков, надписи, включая кадастровые номера земельных участков, условные номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат.
Между тем, оценив содержание представленных в материалы дела сведений из ЕГРН, схемы, заявления истца, суд приходит к выводу о том, что у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ, для получения участка без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому, в числе прочих документов, прилагается схема испрашиваемого земельного участка на кадастровым плане соответствующей территории.
Согласно ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Форма схемы расположения земельного участка и требования к её подготовке устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ).
Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762, утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Требования).
Согласно п. 3 Требований, схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, которые предполагается образовать и (или) изменить.
В силу п. 2 Требований, схема может подготавливаться как в отношении одного образуемого участка, так и в отношении нескольких образуемых земельных участков.
Данные, которые должны быть приведены в схеме, установлены п. 6 Требований.
Так, в случае образования одного земельного участка в схеме приводятся: проектная площадь земельного участка; список координат характерных точек; изображение границ образуемого земельного участка; надписи, включая кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат; условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
При этом, в случае отсутствия картографической основы в разделе кадастрового плана территорий 2.1, пунктом 7 Требований предусмотрено внесение дополнительной информации, такой как, схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Отказывая в предварительном согласовании, административный ответчик ФИО1 указала, что на схеме испрашиваемого земельного участка не указаны местоположения зданий, сооружений, в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства, а так же отсутствует изображение границ исходных земельных участков, надписи, включая кадастровые номера земельных участков, условные номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат.
Между тем, утверждение заместителя главы администрации Надеждинского муниципального района ФИО1, об отсутствие на схеме вышеуказанной информации является несостоятельным.
Вопреки доводам административного ответчика, на схеме испрашиваемого земельного участка отображено здание с указанием его кадастрового номера №. Иные объекты недвижимости и объекты капитального строительства (зданий, сооружений) в границах испрашиваемого участка не отражены, поскольку они не существуют.
Так же на испрашиваемом земельном участке не имеется объектов, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами и нет информации о наличии таких объектов в ЕГРН.
Что касается отсутствия изображения границ исходных земельных участков, надписей, включая кадастровые, условные номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, система координат, то и в этой части доводы административного ответчика не соответствуют действительности и противоречат требованиям земельного законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 2 названной статьи, исходными являются те земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки. HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=406132&dst=101142&field=134&date=03.02.2022"
Из заявления и схемы усматривается, что ФИО2 просит образовать новый земельный участок из муниципальных не разграниченных земель, а не из существующего, исходного земельного участка, путем его раздела или перераспределения. А поскольку не существует исходного участка, то и оснований указывать его на схеме, не имелось.
Условные номера земельных участков указываются на схеме только в случае образования двух и более земельных участков (абз. 1 п. 6 Приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 № 762).
Между тем, ФИО2 обратилась с заявлением о предоставлении одного земельного участка, соответственно на схеме отображен один образуемый земельный участок и при таких обстоятельствах не требуется указывать условные номера земельных участков.
Утверждения административного ответчика ФИО1 об отсутствии в схеме надписи кадастрового номера кадастрового квартала и системы координат так же не соответствует действительности.
В схеме указан номер кадастрового квартала - №, а так же приведена информация о системе координат – МСК 25, зона 1.
Таким образом, не имеется тех недостатков и изъянов схемы, которые выявлены административным ответчиком.
Таким образом, не находит своего подтверждения указанное ответчиком основание к отказу в виде нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных п.6 ст.11.9 ЗК РФ.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд исходит из того, что административным истцом представлены доказательства противоречия действий ответчика закону и нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, права истца должны быть восстановлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 ФИО10 к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, должностному лицу ФИО1 ФИО11, удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя главы администрации Надеждинского муниципального района Приморского края ФИО1 от
от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 ФИО12 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ№ о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.Б.Хрещатая