КОПИЯ
Мотивированное решение суда составлено 16 марта 2022 года.
66RS0020-01-2022-000180-49
Дело № 2а-548/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Т.А., с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, при секретаре судебного заседания Чернышевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Белоярского городского округа, Главе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Главы Администрации Белоярского городского округа об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, изложенное в письме № <...> от 15 ноября 2021 года, возложить на ответчиков обязанность выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, Свердловская область, Белоярский городской округ, <...>, взыскать с ответчиков государственную пошлину за подачу настоящего административного иска в размере 300 рублей.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: Свердловская область, Белоярский городской округ, с<...>. В ответ на его обращение отделом архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа Свердловской области ему выдано уведомление о строительстве № 03-17/540 от 12.10.2021. После указанного уведомления он начал возведение объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему участке. По окончании основных строительных работ (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) он вновь обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о выдаче ему акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Решением Главы Белоярского городского округа, оформленным письмом № 01-15/8417 от 15.11.2021 в выдаче акта освидетельствования ему было отказано в связи с тем, что работы по монтажу фундамента, возведению стен и кровли выполнены не в полном объеме. При этом решение не было конкретизировано, в чем именно заключаются недоработки, за разъяснениями административный истец обратился в Администрацию Белоярского городского округа с жалобой, в ответ на которую ему было разъяснено, что комиссия по осмотру объекта индивидуального жилищного строительства на объект не выезжала поскольку, как видно из предоставленных фотоизображений, строительство кровли выполнено не в полном объеме по причине того, что не закрыты фронтоны кровли. Административный истец считает решение об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства является незаконным, немотивированным и нарушает права административного истца, поскольку основные работы по строительству им были выполнены, а именно: монтаж фундамента, возведение стен и кровли, данный список, согласно «Правилам выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утвержденных Постановлением правительства РФ от 18.08.2011 № 686 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Отнесение «фронтонов кровли» к основным работам по строительству объекта индивидуального жилищного строительства является неверным и противоречит строительным правилам, а принуждение их возведения, по мнению административного истца, является нарушением его прав как собственника.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования, административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа Черемина Е.Г., действующая на основании доверенности № 01-16/515 от 26.01.2022 (л.д.28) доводы административного искового заявления не признала, пояснила, что здание не является законченным строительством по той причине, что не возведены до конца стены и не сделаны фронтоны крыши, что явилось причиной для отказа административному истцу в получении акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Фактический выезд на объект специалистами Администрации в составе комиссии не осуществлялся, поскольку административным истцом были предоставлены фотоснимки объекта строительство, по которым были выявлены положенные в основу отказа в выдаче акта недостатки строительства.
Административный ответчик Глава Белоярского городского округа Горбов А.А. не явился по причине прекращения полномочий, что подтверждается Постановлением от 22.11.2021 №7412.
Поскольку указанные лица, участвующие в деле были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Порядок выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства регулируется Правилами выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Правительства от 18 августа 2011 г. N 686.
В соответствии с п. 2 данных Правил акт выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, на основании заявления лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
В соответствии с п. 3 Правил уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования освидетельствуемого объекта. По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230).
В силу ст. 5 Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче акта освидетельствования в случае, если:
-в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;
-в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования доводится уполномоченным органом до сведения лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя в порядке и срок, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил (п.6 Правил). Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования может быть обжаловано в судебном порядке.
Лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представитель вправе повторно подать заявление о выдаче акта освидетельствования после устранения обстоятельств, явившихся причиной отказа в выдаче акта освидетельствования ( п.7 Правил).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 33 Устава Белоярского городского округа выдача разрешений на строительство относится к полномочиям Администрации Белоярского городского округа по решению вопросов местного значения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: <...> что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 22.01.2021.
На основании Сертификата № <...> от 11.01.2013 ЛК. - супруга административного истца получила право на меру социальной поддержи-материнский (семейный) капитал.
12.10.2021 ФИО1 Отделом архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке <...>.
02.11.2021 ФИО1 обратился в Администрацию Белоярского городского округа с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству или проведению работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
15.11.2021 за № 01-15/8417 в адрес ФИО1 Главой Белоярского городского округа направлено Решение об отказе в выдаче акта освидетельствования. Разъяснено право повторно подать заявление о выдаче Акта освидетельствования после устранения обстоятельств, явившихся причиной отказа в выдаче акта освидетельствования.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился за разъяснениями отказа, на что в его адрес 13.12.2021 за исх. № 01мб/1401 был получен ответ за подписью врио. исполняющего обязанности полномочия главы Администрации Белоярского городского округа, из которого следует, что на основании его заявления и представленных к заявлению фотографий стоящего объекта, комиссия по осмотру объекта индивидуального жилищного строительства при проведении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала) приняла решение, что необходимость осмотра объекта индивидуального жилищного строительства и осуществление выезда по адресу строящегося объекта-отсутствуют ввиду того, что фронтоны кровли на представленных фотоизображениях объекта не закрыты, следовательно, строительство кровли не выполнено в полном объеме.
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса следует, что документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на - строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям - к строительству, реконструкции объекта капитального строительства является - Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно заключению ООО «Строймонтаж» № 37 от 21.02.2022 в ходе обследования объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> установлено, что на указанном объекте строительные работы завершены полностью, монтаж фундамента осуществлен в полном объеме и в соответствии со строительными правилами и нормами и с учетом проекта возводимого строения. Стены возведены на необходимую, согласно проекту, высоту, основные работы по возведению стен полностью завершены, кровельные работы также осуществлены в полном объеме, смонтирована двускатная ломанная крыша. С одной стороны фронтон закрыт ветрозащитной пленкой поверх смонтированного деревянного каркаса с другой стороны отсутствует. Закрытие вертикального пространства, ограниченного сверху скатами крыш, а снизу стенами строения (так называемые фронтоны), относится к дополнительным строительным работам, осуществляется при реализации соответствующего архитектурно-планировочного решения, не является обязательным, в отсутствие соответствующих элементов полноценной эксплуатации строения не препятствует. Согласно ГЭСН-2020. ГЭСН 81-02-10-2020 (ГЭСН-Государственные элементные сметные нормы на строительные работы и специальные строительные работы), устройство фронтонов относится к дополнительным работам по устройству деревянных стен. Исходя из представленных нормативных источников, можно сделать вывод, что «фронтон» является частью стены строительной конструкции и элементом кровли не является.
Рассматривая по существу административное исковое заявление ФИО1, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при рассмотрении заявления ФИО1 о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, в нарушении пункта 3 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Правительства от 18 августа 2011 г. N 686 не осуществил осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя, чем нарушил установленную правовым актом процедуру выдачи соответствующего акта. Акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 N 230) составлен не был.
При этом, осмотр фотоизображений объекта индивидуального жилищного строительства не регламентирован вышеуказанными Правилами и, согласно им, не может являться процедурой фактического осмотра объекта индивидуального жилищного строительства.
Тем самым, Администрацией Белоярского городского округа нарушено право административного истца на получение акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В части возложения на ответчика определенных обязанностей, суд учитывает, что судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Белоярского городского округа, Главе Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным решения, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение Главы Белоярского городского округа об отказе в выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, оформленное письмом № 01-15/8417 от 15.11.2021.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа устранить допущенное нарушение прав административного истца ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области
Судья Т.А. Соловьева