04RS0№-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2021 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а – 5491\2021 по административному исковому заявлению Тубаевой С. Д. к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. №-ПСО об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и обязать административного ответчика рассмотреть повторно заявление Тубаевой С.Д..
Исковые требования мотивированы тем, что в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу было отказано незаконно. При рассмотрении заявления ответчик должен был установить, кому принадлежат находящиеся на земельном участке сооружения. В соответствии с ответом Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> по испрашиваемому земельному участку проходит воздушная линия электропередачи, и опора. При этом линия электропередач является объектом недвижимости. Соответственно, постановка на кадастровый учет линейного сооружения и регистрация прав на него является подтверждением существования линейного объекта, как индивидуально определенного объекта. При этом, в соответствии со ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ если на земельном участке распложены сооружения, размещение которых допускается на основании сервитута, то это не является основанием для отказе в согласовании предоставления земельного участка. Размещение на земельном участке линии электропередачи для размещения которых не требуется разрешение на строительство не влечет возникновение у их правообладателей права на приобретение земельного участка в собственность или аренду. У собственников таких земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон линейных объектов. То есть, возможно установить сервитут вдоль линии электропередачи, если линия является капитальным сооружением. Если линия электропередачи является некапитальным сооружением, то такая линия относится к исключению, которое не препятствует предоставлению земельного участка. Таким образом, размещение линии электропередачи по общему правилу не влечет отказа в предоставлении таких земельных участков.
В судебное заседание административный истец Тубаева С.Д, не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Бакатин Н.А. доводы искового заявления поддержал, просил требования удовлетворить, поскольку принятое распоряжение нарушает права истца на получение земельного участка. Просит обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Тубаевой, надлежащим образом произвести процедуру.
Представитель административного ответчика МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» Литвинцев С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, так как в ходе рассмотрения заявления Тубаевой на основании ответа Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> было установлено, что на участке расположены линии электропередачи, принадлежащие ПАО «Россети Сибири». Для подъезда к линиям электропередачи должен быть свободный доступ. При этом не имеет значение то, что в ЕГРН не зарегистрироаны права ПАО «Россети» на линии электропередачи. Более того, на зальном участке расположен столб. Предоставление Тубаевой С.Д. указанного земельного участка будет нарушать права энергетической компании. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Установлено, что Тубаева С.Д. обратилась в МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» с заявлением о предварительном согласовании земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Бурятия №-III.
Распоряжением председателя МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» №-ПСО от ДД.ММ.ГГГГг. отказано в предварительном согласовании предоставления гр.Тубаевой С.Д. земельного участка в собственность бесплатно.
Основание пп.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.4 ст. 11.9 ЗК РФ: не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости; пп.2 п.8 ст. 39.15, п.4 ст. 39.16 ЗК РФ на участке расположены здания, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам…; пп.2 п.8 ст. 39.15, п.5 ст. 39.16 ЗК РФ.
Разъяснение: согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> по указанному земельному участку проходит воздушная линия электропередачи и расположена опора воздушной линии электропередачи.
То есть, отказывая Тубаевой С.Д. предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный ответчик ссылается на наличие на испрашиваемом земельном участке линии электропередач.
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1963-О).
Генеральные планы муниципальных образований, определяя стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, исходя из планов развития территории в целом, могут не соответствовать ее фактическому использованию, предполагая потенциальное изменение назначения территории. Учитывая длительные сроки реализации документов территориального планирования (часть 11 статьи 9 ГрК РФ), на картах, входящих в состав генерального плана поселения или городского округа, допускается указывать только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ), точные границы такого объекта, в которых действует режим территории общего пользования, будут определены при реализации генерального плана, в документации по планировке территории (часть 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ).
Так, в соответствии с ч. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным, в том числе в пп. 4 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При рассмотрении заявленных требований не установлен факт зарегистрированных прав на воздушную линию электропередачи, опору воздушной линии электропередачи.
Ввиду того, что представитель ответчика суду не представил материалы, по факту обращения Тубаевой С.Д. с заявлением, при этом судом путем направления письменного запроса истребованы материалы по факту обращения Тубаевой в Комитет за предоставлением муниципальной услуги.
Таким образом, при принятии оспариваемого распоряжения административный ответчик не располагал сведениями о наличии зарегистрированных прав на линий электропередач на испрашиваемом участке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение №-ПСО от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, вынесенное МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» нарушает права Тубаевой С.Д. и является незаконным.
При этом, признавая оспариваемое распоряжение незаконным, суд, в соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей не подменяет органы исполнительной власти, а следовательно, не может принять решение по согласованию предоставления земельного участка, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные требования в части обязания ответчика повторно рассмотреть заявление Тубаевой С.Д. в установленный законом срок.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Тубаевой С. Д. к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» о признании распоряжения незаконным удовлетворить.
Признать Распоряжение №-ПСО от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов, вынесенное МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>».
Обязать МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» повторно рассмотреть заявление Тубаевой С.Д. в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.М.Прокосова
Судья: копия верна М.М.Прокосова
Секретарь: О.Д.Дамбаева
Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>
в материалах административного дела №а- 5491/21