ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5493/20 от 30.11.2020 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

54RS0010-01-2020-008541-14

Дело № 2а-5493/2020

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 ноября 2020 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре Е.А.Кузьминой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шехтмана хх о признании действий должностных лиц государственных органов, незаконными, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Шехтман А.А. обратился в суд с административным иском, просит:

- признать поручение заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А. о передаче обращений административного истца, поступивших из Администрации Президента России и общественной приемной Губернатора Новосибирской области на рассмотрение в Министерство образования Новосибирской области, в нарушение пунктов 3,4 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направить материалы с вынесением частного определения в части привлечения к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ и статье 293 Уголовного кодекса РФ, в прокуратуру Новосибирской области;

- исключить из ответа Министерства образования Новосибирской области от 24.09.2020 №9073-03/25 фразы:

а) «Снятие масок допускалось только при проведении официальной фотосъемки»;

б) «Публичные мероприятия на открытом воздухе без массового скопления людей на требуют соблюдения масочного режима»;

в) «В компетенцию Министерства образования не входит деятельность по размещению баннеров в Новосибирске», как не основанных на законе, т.е. не соответствующих Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», Постановлениям Губернатора Новосибирской области №№43,88,113,131,148 и т.д., на основании которых введен масочный режим в Новосибирской области;

- признать ответ Министерства образования Новосибирской области от 24.09.2020 №9073-0/25 за подписью министра образования Новосибирской области Федорчука С.В. не соответствующим абзацам 1, 4 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направить материалы с вынесением частного определения в части привлечения к ответственности по статье 5.59 КоАП РФ в прокуратуру Новосибирской области;

- взыскать с административных ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 5000000 рублей, в связи с нарушением прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями административных ответчиков при рассмотрении обращений.

Административный истец Шехтман А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А. – Попова С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.

Административный ответчик министр образования НСО Федорчук С.В.не явился, извещен, направил в суд своего представителя Малярчук И.Ю.

Представитель административных ответчиков Министерства образования НСО, министра образования НСО Федорчука С.В. – Малярчук И.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дала соответствующие пояснения.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований при этом исходя из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судебным разбирательством установлено, что 27.08.2020 Шехтман А.А. направил на сайт Администрации Президента России заявление о несоблюдении Губернатором Новосибирской области масочного режима при проведении приема, посвященном чествованию выпускников, получивших 100 баллов по результатам сдачи ЕГЭ, в котором просил разъяснить вопрос о непривлечении последнего к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение. Обращение зарегистрировано Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций 27.08.2020 за №951163.

В ту же дату, Шехтманом А.А. были направлены дополнительные материалы к обращению №951163 о нахождении Губернатора Новосибирской области и некоторых членов Правительства Новосибирской области на мероприятии без средств индивидуальной защиты (масок).

Письмом Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций 27.08.2020 №А26-02-95116371 на обращение Шехтмана А.А. №951163 заявителю сообщено, что его обращение направлено для решения вопроса, поставленного в обращении, в Правительство Новосибирской области.

01.09.2020 Шехтман А.А. повторно обратился на сайт Администрации Президента России выразив несогласие с направлением его обращения №951163 в Правительство Новосибирской области для рассмотрения по существу, поскольку, в его заявлении указано на противоправность деяний, в том числе, со стороны членов Правительства Новосибирской области.

Данное обращение зарегистрировано Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, 01.09.2020 письмом №А26-02-96151471 заявитель уведомлен о начатой по обращению проверке.

25.08.2020 Шехтман А.А. направил Губернатору Новосибирской области заявление с просьбой дать юридическую оценку действиям несоблюдения Губернатором Новосибирской области и членами Правительства Новосибирской области масочного режима при проведении мероприятия, посвященном чествованию выпускников, получивших 100 баллов по результатам сдачи ЕГЭ.

03.09.2020 Шехтман А.А. направил Губернатору Новосибирской области заявление, в котором уведомляет последнего о проведении Администрацией Президента России проверки по его обращению от 01.09.2020, просит рассмотреть данные материалы совместно с обращением, указывает, что данное обращение направлено для обеспечения равного доступа к материалам, по которым проводится проверка Администрацией Президента РФ. Заявление зарегистрировано в приемной Губернатора 04.09.2020 за № 14971/05-ПГ/СО1.

11.09.2020 Шехтман А.А. направил Губернатору Новосибирской области дополнение к обращению от 03.08.2020 (вероятно от 03.09.2020), с предложением рассмотреть возможность софинансирования проекта - размещение на территории г. Новосибирска баннеров с социальной рекламой под общим названием: «Глас народа – Глас Божий». Заявление зарегистрировано в приемной Губернатора 14.09.2020 за № 15547/05-ПГ/СО1.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 указанного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с частью 2 статьи 8 названного Закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с частью 3 статьи 8 названного Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Закона N 59-ФЗ.

В силу части 4 статьи 8 названного Закона в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Статьей 10 названного Закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Так, в соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 10 названного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 названного Федерального закона).

Пунктом 3 части 1 статьи 10 этого же Федерального закона, установлено, что при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 1 статьи 12 названного Закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно статье 15 названного Закона лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 06.05.2019 N 134 утверждена Инструкция о порядке организации работы с обращениями граждан, согласно пункту 3 которой, работу по рассмотрению обращений граждан, поступивших в адрес Губернатора Новосибирской области и в Правительство Новосибирской области, организует администрация Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.

Прием, регистрацию и учет поступивших в администрацию обращений граждан, а также контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан осуществляет управление по работе с обращениями граждан - общественная приемная Губернатора области администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в управлении - общественной приемной Губернатора области в течение трех дней с момента поступления в администрацию. Регистрация письменных обращений производится в системе электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области (пункт 9 Инструкции).

Согласно пункту 10 названной Инструкции начальник управления - общественной приемной Губернатора области определяет должностных лиц, областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и направляет письменное обращение:

1) Губернатору Новосибирской области;

2) первому заместителю Губернатора Новосибирской области;

3) первому заместителю Председателя Правительства Новосибирской области;

4) заместителям Губернатора Новосибирской области;

5) заместителям Председателя Правительства Новосибирской области;

6) руководителям структурных подразделений администрации;

7) руководителям исполнительных органов государственной власти.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 01.10.2018 N 195 "О распределении полномочий между заместителями Губернатора Новосибирской области и заместителями Председателя Правительства Новосибирской области" установлено, что деятельность министерства образования Новосибирской области координирует заместитель Губернатора Новосибирской области Нелюбов С.А.

Обращения Шехтмана А.А. были переданы начальником управления общественной приемной Губернатора области по компетенции заместителю Губернатора Новосибирской области Нелюбову С.А., который. в свою очередь, поручил рассмотрение обращений министерству образования Новосибирской области.

Поскольку в первоначальном обращении Шехтман А.А. ссылался на незаконность действий Губернатора Новосибирской области при проведении мероприятия по чествованию выпускников общеобразовательных организаций, а последующие обращения направлены заявителем как дополнение к первоначальному, как он сам указал в своих обращениях, суд приходит к выводу о том, что обращения Шехтмана А.А., были правомерно направлены заместителю Губернатора Новосибирской области Нелюбову С.А., координирующего работу министерства образования Новосибирской области.

Довод административного истца о незаконности направления его обращений для рассмотрения в Министерство образования Новосибирской области, вместо Министерства юстиции Новосибирской области не могут быть приняты судом во внимание как не основанные на действующем законодательстве.

Как уже указано выше, начальник управления общественной приемной Губернатора области определяет должностных лиц, областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Поскольку в заявлениях Шехтмана А.А. не содержалось ссылки на направление заявлений для рассмотрения по компетенции в Министерство юстиции Новосибирской области, а как уже указано выше, в первоначальном обращении Шехтман А.А. ссылался на незаконность действий Губернатора Новосибирской области при проведении мероприятия по чествованию выпускников общеобразовательных организаций, организованной министерством образования Новосибирской области, начальником Управления принято решение о направлении первоначального заявления Шехтмана А.А. и впоследствии, дополнений к первоначальному заявлению, на рассмотрение по компетенции заместителю Губернатора Новосибирской области Нелюбову С.А., координирующего работу министерства образования Новосибирской области.

При этом, административный истец, полагая, что его обращения должны были быть рассмотрены Министерством юстиции Новосибирской области, не был лишен права прямо направить свои обращения (и первоначальное и дополнения к нему) в указанное Министерство для непосредственного их рассмотрения.

Кроме того, статьей 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" прямо предусмотрено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Помимо прочего, вопреки мнению административного истца, в полномочия Министерства юстиции Новосибирской области, согласно Положению "О министерстве юстиции Новосибирской области", утвержденному Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2016 N 215-п, не входит обязанность давать юридическую оценку действиям Губернатора и Правительства Новосибирской области.

Таким образом, обращение административного истца правомерно направлено заместителем Губернатора Новосибирской области Нелюбовым С.А. для рассмотрения по компетенции в Министерство образования Новосибирской области, обращение административного истца рассмотрено министерством образовании Новосибирской области, надлежащим должностным лицом - министром образования Федорчуком С.В. в пределах своей компетенции, установленной Положением о министерстве образования Новосибирской области, утвержденном Постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 299-п, и по существу обращения заявителю дан письменный мотивированный ответ от 24.09.2020 №9073-03/25, то есть в установленный Законом о порядке рассмотрения обращений тридцатидневный срок.

Нарушений пунктов 3,4 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявления Шехтмана А.А. и дополнений к нему судом, с учетом вышеизложенного, не усматривается.

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства в их совокупности с материалами дела, нарушения прав и законных интересов административного истца при рассмотрении его первоначального обращения и дополнений к нему именно министерством образования Новосибирской области, судом не усматривается.

По вопросу размещения социальной рекламы, письмом Управления по работе с обращениями граждан – общественная приемная Губернатора области 08.10.2020 за №15547/05-ПГ/СО1, за подписью и.о. начальника Управления заявителю дан самостоятельный ответ, в котором разъяснен порядок размещения баннеров с социальной рекламой в г. Новосибирске по предложениям некоммерческих организаций.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Реализация гражданином данного права регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 6 статьи 8 названного Федерального закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию; вместе с тем во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение от 28 марта 2017 года N 664-О).

Как уже указано выше, поскольку Шехтманом А.А. в первоначальном заявлении и дополнениях к нему не было указано, каким именно органом должно рассматриваться его заявление, оно было передано правомочно для рассмотрения по компетенции в Министерство образования Новосибирской области исходя из содержащихся в обращении сведений.

Суд так же отказывает административному истцу в удовлетворении следующих требований: «исключить из ответа Министерства образования Новосибирской области от 24.09.2020 №9073-03/25 фразы:

а) «Снятие масок допускалось только при проведении официальной фотосъемки»;

б) «Публичные мероприятия на открытом воздухе без массового скопления людей на требуют соблюдения масочного режима»;

в) «В компетенцию Министерства образования не входит деятельность по размещению баннеров в Новосибирске», как не основанных на законе, т.е. не соответствующих Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», Постановлениям Губернатора Новосибирской области №№43,88,113,131,148 и т.д., на основании которых введен масочный режим в Новосибирской области», в связи со следующим.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, несогласие заявителя с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным и необоснованным действий административного ответчика, должностное лицо, действуя в пределах компетенции, вправе определять содержание своего ответа на обращение гражданина.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований административного истца, требование о компенсации морального вреда так же не подлежит удовлетворению как производное требование.

Вопреки требованиям административного истца, компетенция суду на возбуждение дела об административном правонарушении, в частности по статье 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а так же по статье 293 Уголовного кодекса РФ, данным законодательством не предусмотрена.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Шехтмана хх – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года

Судья С.Л.Малахов