ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-549/19 от 21.03.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-549/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 21 марта 2019 года

Советский районный суд города Волгограда

в составе председательствующего: судьи. Матюхиной,

при секретаре Поляковой А.В.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда" по доверенности – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах иные данныеФ.И.О.9 о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Советский районный суд города Волгограда с административным исковым заявлением в защиту собственных интересов и интересов иные данныеФ.И.О.25 о признании незаконным решения комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от датаиные данные «Об отказе в постановке на учет гражданина в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатного», возложении на комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанности принять решение о постановке на учет дата ФИО1, являющегося родителем ребенка-инвалида Ф.И.О.12 в целях последующего предоставления земельных участков в собственности бесплатно. В обоснование исковых требований пояснил, что является отцом (законным представителем) иные данные ФИО5. Решением «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № иные данные его иные данные дочери ФИО5 впервые установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид» сроком с дата до дата. дата административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о постановке учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно родителю ребенка-инвалида. К заявлению были приложены ксерокопия паспорта, договор аренды жилого помещения от дата года, справки о регистрации по месту пребывания за период с дата по дата, справка о составе семьи, копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, копия свидетельство о рождении Ф.И.О.14 Решением комитета по управлению государственным имуществом от датаиные данные административному истцу было отказано в постановке учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно родителю ребенка-инвалида, поскольку не представлены документы, подтверждающие проживание на территории Волгоградской области с дата по дата. Административный истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Полагает, что оспариваемое решение противоречит Закону Волгоградской области от дата № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», административному регламенту предоставления комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно" от датаиные данные, Гражданскому Кодексу РФ, Закону РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".

Административный истец в судебном заседании в полном объёме поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по доверенности – ФИО2 требования, изложенные в административном исковом заявлении, не признала, просила отказать в удовлетворении иска. В судебном заседании пояснила, что административный истец не представил документов, подтверждающих регистрацию по месту проживания на территории Волгоградской области за период с дата по дата. Также полагала, что поскольку у истца отсутствовала регистрация по месту проживания в период с дата по дата, ему необходимо обратиться в суд с целью установления факта проживания на территории Волгоградской области.

Представитель заинтересованного лица государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда" по доверенности – ФИО3 при вынесении решения полагалась на усмотрения суда.

Рассмотрев заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части второй статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

По условиям пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

На основании части второй статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В ходе судебного разбирательства и исследования доказательств, судом установлено, что ФИО4 является отцом (законным представителем) иные данныеФ.И.О.18

Решением «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № иные данные его иные данные дочери Ф.И.О.19 впервые установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид» сроком с дата до дата

дата административный истец обратился с заявлением к административному ответчику о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно родителю ребенка-инвалида.

К заявлению были приложены ксерокопия паспорта, договор аренды жилого помещения от дата, справки о регистрации по месту пребывания за период с иные данные по иные данные, справка о составе семьи, копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, копия свидетельство о рождении Ф.И.О.20

Решением комитета по управлению государственным имуществом от датаиные данные административному истцу было отказано в постановке учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно родителю ребенка-инвалида, поскольку не представлены документы, подтверждающие проживание на территории Волгоградской области с дата по дата.

Согласно пункту шестому статьи 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» раво на постановку на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно и на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи ими заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В целях настоящего Закона гражданин признается постоянно проживающим на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, при наличии сведений, подтверждающих его место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

В целях настоящего Закона документами, подтверждающими постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области, являются решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Волгоградской области, документ (информация) о регистрации гражданина по месту жительства.

Административный регламент предоставления государственной услуги "Постановка на учет граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно" утвержден приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от датаиные данные.

В ппп. «б» подпункта 2 пункта 2.6.1 Административного регламента предусмотрено, что гражданами, являющимися родителями ребенка-инвалида и проживающими с ним совместно предоставляются следующие документы:

- копию паспорта или иного документа, его заменяющего;

- копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка-инвалида;

- документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) постоянное проживание на территории Волгоградской области в течение не менее иные данные дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, а также совместное проживание гражданина и его ребенка-инвалида (сведения о регистрации по месту жительства гражданина, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, акт обследования условий жизни иные данные гражданина и его семьи по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от дата N иные данные либо решение суда об установлении соответствующего факта);

- копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В силу пункта 2.6.2. Административного регламента запрещается требовать от заявителя:

- предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с представлением государственной услуги;

- предоставления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Волгоградской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

На основании подпункта 2 пункта 3.2.7. Административного регламента Решение о постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно принимается после проверки соблюдения следующих условий для родителей детей-инвалидов:

- наличие у гражданина ребенка-инвалида при условии совместного проживания гражданина с ребенком-инвалидом, в случае обращения с заявлением гражданина, имеющего ребенка-инвалида.

- наличие стажа постоянного проживания на территории Волгоградской области в течение не менее иные данные дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

- соблюдение установленного пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации принципа однократности бесплатного предоставления земельного участка гражданину, имеющему право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.

- земельный участок предоставляется в собственность бесплатно одному из граждан - родителей ребенка-инвалида либо в совместную собственность супругов - родителей ребенка-инвалида.

Оценив предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об отказе в постановке на учет ФИО4, являющегося родителем ребенка-инвалида ФИО5, в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Административный истец состоит в браке, имеет на иждивении ребенка-инвалида, ранее за предоставлением земельного участка в собственность бесплатно в органы государственной власти и местного самоуправления не обращался. Факт постоянного проживания на территории Волгоградской области с дата по дата подтверждается сведениями о регистрации по месту проживания и пребывания, договором аренды квартиры № иные данные доме адрес от дата договором участия в долевом строительстве от дата актом приема-передачи ключей на квартиру № адрес.

Довод административного ответчика о том, что истец на протяжении 5 (пяти) лет должен иметь регистрацию по месту проживания на территории в Волгоградской области либо установить факт проживания в судебном порядке, отклоняется судом по следующим основаниям.

Статьёй 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» предусмотрено предоставление не только документов, подтверждающих регистрацию по месту проживания, но и информации, которая бы подтверждала бы регистрацию заявителей на территории Волгоградской области.

При этом, вышеуказанный закон не раскрывает понятия "информация о регистрации по месту жительства", а ппп. «б» подпункта 2 пункта 2.6.1 Административного регламента предусматривает предоставление одного из следующих документов - сведения о регистрации по месту жительства гражданина, справка о составе семьи, выписка из домовой книги, акт обследования условий жизни иные данные гражданина и его семьи по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 № 334, либо решение суда об установлении соответствующего факта.

Согласно части второй статьи 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства иные данные, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов

В силу статьи 2 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" в целях настоящего Закона под местом пребывания и жительства подразумевается:

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По условиям статьи 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

С учетом изложенного, довод административного ответчика об обязательном наличии у истца регистрации по месту проживания не основан на нормах федерального законодательства и законодательства Волгоградской области.

Довод административного ответчика о необходимости установить в судебном порядке юридический факт проживания на территории Волгоградской области на протяжении 1765 дней суммарно в течение пяти лет суд находит несостоятельным, поскольку в силу статьи 265 Гражданско-процессуального Кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Между тем, факт постоянного административного истца подтверждается документами, которые были предоставлены им административному ответчику при обращении с заявлением о получении государственной услуги.

В соответствии с пунктом первым части второй статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

Согласно пункту первому части третьей статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указания на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

Поскольку оспариваемое решение не соответствует статье 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, статье 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», подпункта 2 пункта 3.2.7 предоставления государственной услуги "Постановка на учет граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно" утвержденного приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от датаиные данные, нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося родителем ребенка-инвалида, на пользование мерами социальной поддержки, которые установлены законодательством Волгоградской области, суд удовлетворяет заявленные требования частично.

Поскольку административный ответчик в полном объёме рассмотрел заявления административного истца и приложенные документы, но принял решение не соответствующее законодательству, восстановление нарушенных прав административного истца будет возможно в случае возложения на административного ответчика обязанности пересмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

При этом суд не может подменять собой административный орган и возложить обязанность на административного ответчика о принятии решения о постановке на учет дата ФИО4, являющегося родителем ребенка-инвалида Ф.И.О.24, в целях последующего предоставления земельных участков в собственности бесплатно.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО4, поданное в защиту собственных интересов и интересов иные данныеФ.И.О.21, о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от датаиные данные «Об отказе в постановке на учет гражданина в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатного».

Обязать комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет дата ФИО4, являющегося родителем ребенка-инвалида Ф.И.О.22, в целях последующего предоставления земельных участков в собственности бесплатно.

Требования в части возложения обязанности на комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение о постановке на учет дата ФИО4, являющегося родителем ребенка-инвалида Ф.И.О.23, в целях последующего предоставления земельных участков в собственности бесплатно – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Матюхина