ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-549/2021 от 30.11.2021 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2а-549/2021

Дело (УИД) 28RS0021-01-2021-001058-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 30 ноября 2021 г.

Сковородинский районный суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием прокурора Сковородинского района Осса Е.Г.,

представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Сковородино ФИО1

представителя административного ответчика главы города Сковородино ФИО2 - ФИО3, действующего на основании доверенности от 05.04.2021 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Сковородинского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Сковородино к Совету народных депутатов города Сковородино, главе города Сковородино ФИО4 ФИО20 о признании наличия конфликта интересов при заключении договоров, признании неурегулированным конфликта интересов, признании незаконным Решения Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 года № 188, досрочном прекращении полномочия главы города Сковородино ФИО4 ФИО20,

установил:

Прокурор Сковородинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов города Сковородино о признании незаконным решения Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 года № 188.

В обоснование предъявленных требований указал, что в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратурой Сковородинского района установлены два договора, которые были заключены главой города Сковородино ФИО2 с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (ФИО4) ФИО22, с нарушением норм законодательства о противодействии коррупции.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Сковородино и Индивидуальным, предпринимателем ФИО6 заключен договор купли- продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объёмом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей. Данные пиломатериалы должны были быть направлены на ограждение территории кладбища в . ДД.ММ.ГГГГ услуги по договору были оплачены в полном объеме. По указанному договору от имени администрации города Сковородино действовала глава города ФИО2, подписав указанный договор, а также товарную накладную формы Торг-12, на основании которой произведена оплата товара в размере 60 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Сковородино и индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен договор -Ск безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 общей площадью 3558.0 квадратных метра, расположенный по адресу: данному договору от имени администрации города Сковородино действовала глава города ФИО2, подписав договор и акт передачи земельного участка.

ФИО6 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, длительный период (с конца 2017 года) проживает и ведет общее совместное хозяйство с ФИО7, также совместно они ведут предпринимательскую деятельность, доход от которой используют для ведения общего совместного хозяйства. У них имеется совместный ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО7 является родным сыном главы города Сковородино - ФИО2 По договору купли-продажи от 03.08.2018 ФИО6 за счет бюджетных средств города Сковородино получила доход в размере 60 000 рублей. По договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 получила в пользование в черте города земельный участок, а также на указанном земельном участке ФИО7 проведена вырубка лесных насаждений, которые им использованы в своих целях.

ФИО7 и ФИО8 официально зарегистрировали свои отношения. После регистрации гражданского брака ФИО8 сменила фамилию на ФИО9

При этом глава города Сковородино ФИО2 не приняла мер по урегулированию конфликта интересов тем самым нарушила требования законодательства о противодействии коррупции, были созданы условия для возникновения коррупционных проявлений. Учитывая, что предоставление сведений о конфликте интересов является превентивной антикоррупционной мерой, выявленные нарушения антикоррупционного законодательства влекут негативные правовые последствия, которые выражаются в неисполнении требований действующего федерального законодательства на территории города Сковородино и непринятии профилактических мер по противодействию коррупции.

Указанным бездействием главы города Сковородино ФИО2, выразившемся в непринятии мер к направлению уведомления губернатору области и в комиссию по урегулированию конфликта интересов о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения нарушены требования законодательства о противодействии коррупции.

По данному факту прокурором Сковородинского района 01.02.2021 председателю Совета народных депутатов города Сковородино внесено представление об устранении нарушений законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов города Сковородино принято решение об отклонении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства. Указанное решение является незаконным и свидетельствует о неисполнении данным органом местного самоуправления требований федерального законодательства по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. В связи с чем нарушены интересы государства, а также муниципального образования, неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на соблюдение законов, предупреждение и борьбу с коррупцией.

09.03.2021 г. прокурором Сковородинского района в Сковородинский районный суд направлено административное исковое заявление о признании незаконным решение Совета народных депутатов города Сковородино от 25.02.2021 №139 о рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района об устранении нарушений законодательства «О противодействии коррупции». Возложить обязанность на Совет народных депутатов города Сковородино на ближайшем заседании Совета народных депутатов города Сковородино со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть представление прокурора Сковородинского района от 01.02.2021 №?7-01- 2021/99-21 в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

09.04.2021 г. Сковородинским районным судом вынесено решение по административному исковому заявлению прокурора Сковородинского района к Совету народных депутатов города, требования прокурора оставлены без удовлетворения.

18.05.2021 г. прокурором Сковородинского района на указанное решение суда принесено апелляционное представление.

22.07.2021 г. апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда решение Сковородинского районного суда отменено и принято новое решение. Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Сковородинского района. Признать незаконным решение Совета народных депутатов города Сковородино от 25.02.2021 №139. Возложить обязанность на Совет народных депутатов города Сковородино на ближайшем заседании Совета народных депутатов города Сковородино рассмотреть представление прокурора Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

02.09.2021 г. Советом народных депутатов города Сковородино принято решение №188 об оставлении без удовлетворения представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства. Указанное решение является незаконным и свидетельствует о неисполнении данным органом местного самоуправления требований федерального законодательства по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции и определения судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда от 22.07.2021. В связи с чем нарушены интересы государства, а также муниципального образования, неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на соблюдение законов, предупреждение и борьбу с коррупцией.

Советом народных депутатов города Сковородино апелляционное определение судебной коллегией по административным делам Амурского областного фактически исполнено не в полном объеме, материальные требования прокурора отклонены.

В Решении Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 №188 отсутствует описательно-мотивировочная часть и ссылки на нормы законодательства, которым руководствовался Совет при принятии решения, не содержит указаний на основание принятие такого решения и мотивов отказа в удовлетворении представления прокурора.

Решение от 02.09.2021 Совета народных депутатов города Сковородино об отклонении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01- 2021/99-21, может быть обжаловано в судебном порядке, как и иное решение представительного органа. Указанное решение является незаконным, поскольку последствия в виде досрочного прекращения полномочий за исполнение законом ограничений, являются безальтернативными.

Согласно ч.6.1 ст.31 Устава города Сковородино, глава города Сковородино должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия Главы города Сковородино прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Федеральным законом от 03.12.2012 №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходом лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (и данные действия нельзя рассматривать как вмешательство в деятельность представительного органа), если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами. Административный истец, обращаясь в суд, подтвердил правовой интерес к делу, выражающийся в понуждении к соблюдению закона, нарушение которого напрямую затрагивает интересы государства, так как подрывает принципы противодействия коррупции.

Оспариваемое решение Совета народных города Сковородино не является нормативным правовым актом, в связи с чем, прокурором не нарушены принципы самостоятельности реализации полномочий органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов.

По аналогии, в силу единой правовой природы рассматриваемых правоотношений. Совет народных депутатов города Сковородино не обладает свободой усмотрения в вопросе принудительного прекращения полномочий главы города Сковородино в силу установления доказательств, свидетельствующих о нарушении им предусмотренной законом императивной обязанности, не исполнение которой влечет прекращение полномочий.

При этом нарушений конституционных принципов самостоятельности органов местного самоуправления и неприкосновенности главы города, допущено не было.

Установленные для глав муниципальных образований ряд запретов, которые во многом аналогичны предусмотренным для лиц, замещающим государственные должности, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, то есть связаны с особым публичным статусом указанных лиц и направлены на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

На основании изложенного, просит признать незаконным Решение Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 №188 «О повторном рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении Главы города Сковородино ФИО2»». Возложить обязанность на Совет народных депутатов города Сковородино на ближайшем заседании Совета народных депутатов города Сковородино со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть представление прокурора Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само) правления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Впоследствии прокурором Сковородинского района административные исковые требования были уточнены, административной истец просит суд признать наличие конфликта интересов у главы города Сковородино ФИО2 при заключении ею ДД.ММ.ГГГГ от имени администрацией города Сковородино с индивидуальным предпринимателем ФИО6 договора купли-продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объемом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей, а также при подписании ею приходного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов).

Признать неурегулированным конфликт интересов у главы города Сковородино ФИО2 при заключении ею ДД.ММ.ГГГГ от имени администрацией города Сковородино с индивидуальным предпринимателем ФИО6 договора купли-продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объемом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей, а также при подписании ею приходного ордера №АД000033 от ДД.ММ.ГГГГ на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов).

Признать наличие конфликта интересов у главы города Сковородино ФИО2 при заключении ею ДД.ММ.ГГГГ от имени администрацией города Сковородино ФИО6 договора -Ск безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 общей площадью 3558,0 квадратных метра, расположенный по адресу: , а также при подписании ею акта приема-передачи земельного участка.

Признать неурегулированным конфликт интересов у главы города Сковородино ФИО2 при заключении ею ДД.ММ.ГГГГ от имени администрацией города Сковородино ФИО6 договора -Ск безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 общей площадью 3558,0 квадратных метра, расположенный по адресу: , а также при подписании ею акта приема-передачи земельного участка.

Признать незаконным Решение Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 года №188 «О повторном рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении Главы города Сковородино ФИО2»».

Прекратить полномочия главы города Сковородино ФИО2 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением Сковородинского районного суда от 28 октября 2021 года, с учетом уточнений прокурором Сковородинского района административных исковых требований, ФИО2 привлечена к участию в деле в качестве ответчика.

Помощник прокурора Сковородинского района Осса Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении уточненных административных требований настаивает в полном объеме по основаниях, указанным в иске.

Ответчик глава города Сковородино ФИО2 в судебное заседание не явилась, хотя о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без ее участия, с участием ее представителя ФИО3. Суд в соответствии со ст. 150 КАС РОФ определил рассмотреть дело в отсутствии не явившего ответчика главы города Сковородино ФИО2

Представитель ответчика главы города Сковородино ФИО2 - ФИО3 уточненные административные исковые требования прокурора Сковородинского района не признал в полном объеме по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление.

Согласно отзыва ответчика ФИО2 на административное исковое заявление прокурора Сковородинского района следует, что с административным иском прокурора Сковородинского района не согласна в полном объёме. В административном исковом заявлении прокурором Сковородинского района ставится вопрос о признании незаконным решения Совета народных депутатов города Сковородино от 02 сентября 2021 года № 188 за отказ удовлетворить представления прокурора об отстранении от должности главы города Сковородима ФИО2 за несоблюдение Федерального закона «О противодействию коррупции». Выводы прокурора Сковородинского района содержащиеся как в представлении направленном в Совет народных депутатов города Сковородино, так и в административном иске о наличии конфликта интересов и коррупционных проявлений в действиях главы города Сковородино ФИО2 при взаимоотношении с индивидуальным предпринимателем ФИО10 при заключении договора от ДД.ММ.ГГГГ на поставку пиломатериала объемом 10 ко. м., стоимостью 60 000 рублей путем осуществления закупки у единственного поставщика ИП ФИО8 является ошибочным.

Согласно статей 1142 - 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации родственниками по отношению к определенному физическому лицу являются: дети, супруг, родители, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери, дети полнородных и неполнородных братьев и сестер (племянники и племянницы), полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети), двоюродные братья и сестры, прадедушки и прабабушки, дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки), дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети), пасынки, падчерицы, отчим, мачеха.

Кроме того, лица, признающиеся состоящими в отношениях родства или свойства, перечислены в разделе 11 "Родство, свойство" "Общероссийского классификатора информации о населении. ОК 018-95", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 N 412. Указанная позиция содержится в Письме ФНС России от 19.04.2012 N ЕД-4-3/6609 "О порядке предоставления имущественного налогового вычета"

В соответствии с Общероссийским классификатором информации о населении” (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст) "ОК 018-2014, фесетом 11 определены лица находящиеся в родстве, свойстве. Указанное прокурором Сковородинского района лицо не подпадает под утверждённую категорию «родство» или «свойство».

Её сын ФИО7 на момент предъявляемых административным истцом событий не состоял в брачных отношениях с ФИО5 ФИО22. Довод о наличии несовершеннолетнего ребёнка у ФИО5 ФИО22 биологическим отцом которого является её сын ФИО4 ФИО24 вследствие чего возникает конфликт интересов является несостоятельной и не основывается на нормах права.

Рождение ребёнка, на которого указывает прокурор Сковородинского района, произошло ДД.ММ.ГГГГ, отцовство установлено ДД.ММ.ГГГГ, о чём отделом ЗАГС по Сковородинскому району управления ЗАГС Амурской области внесена запись акта .

Вменяемый ей заключенный договор от ДД.ММ.ГГГГ на поставку пиломатериала между администрацией г. Сковородино и индивидуальным предпринимателем ФИО5 ФИО22 был заключен задолго, как до рождения указанного прокурором ребёнка, так и задолго до установления отцовства в отношении данного ребёнка. Более того указанный договор заключен также задолго до начала периода физиологического ношения ребёнка и значительно превышает естественный период беременности у женщины.

В силу главы 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" все гражданско-правовые договоры, контракты, направленные на обеспечение муниципальных нужд, заключаются в рамках законодательства о контрактной системе, в первую очередь на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Приемочная комиссия для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказания услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд администрации города Сковородино на поставку пиломатериалов от 01.08.2018 г. решила выбрать поставщика, с наименьшей стоимостью товара, чем сэкономила бюджетные средства города Сковородино.

ИП ФИО8 как момент заключения договора поставки пиломатериалов, так и в настоящее время соответствует всем требованиям, установленным ст. 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в том числе и п. 9 ч. 1 ст. 31, так как не состояла и не состоит в родственных или свойственных отношениях определенными статьями 1142-1145 Гражданского кодекса Российской Федерации и Общероссийским классификатором информации о населении" (принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст ОК 018-2014 с главой города Сковородино ФИО2

В обосновании законности заключения договора - Ск от ДД.ММ.ГГГГ, на безвозмездное пользование земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 площадью 3 558 кв. м поясняет, что администрацией города Сковородино в лице главы города Сковородино ФИО2 с гражданкой ФИО8 был заключён договор в рамках реализации Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому гражданину РФ на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

Заявку на дальневосточный гектар могут подать все граждане России, а также участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Указанная заявка подаётся через государственный портал услуг, которая рассматривается специалистами на наличие документов и оснований для отказа либо для предоставления участка. При положительном рассмотрении заявки, осуществляется постановка земельного участка на государственный и кадастровый учет, утверждается схема расположения земельного участка который сформирован заявителем.

После присвоения кадастрового номера земельному участку, подготавливается проект договора, согласованный с отделами администрации города Сковородино и направляется заявителю с помощью электронной федеральной системы. Вся процедура оформления земельного участка происходит без личного контакта с заявителем.

Заявка ФИО8 в момент заключения договора - Ск от ДД.ММ.ГГГГ, на безвозмездное пользование земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 площадью 3558 кв. м соответствовала всем требованиям, установленным Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного Федерального Округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ФИО8 не состояла в браке с её сыном ФИО4 ФИО24, общий ребенок был рожден ДД.ММ.ГГГГ, выгодоприобретателем по данному договору ни ФИО8, ни глава города также не являлись. В родственных или свойственных отношениях определенными статьями 1142 - 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации и Общероссийским классификатором информации о населении” (принят и введен в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст) «ОК 018-2014 не состоят.

Глава города Сковородино ФИО2 при заключении от лица администрация города Сковородино договора на безвозмездное пользование земельным участком не нарушила требований законодательства о противодействии коррупции.

Особенно важным стоит считать, что судебная коллегия по административным делам , отменяя решение Сковородинского районного суда от 09.04.2021 года отметила, что нарушением при рассмотрении представления прокурора Сковородинского района, Советом народных депутатов является только процессуальный вопрос выразившейся в неверном подписании решения об отклонении представления прокурора. Доводы прокурора Сковородинского района изложенные в апелляционной жалобе о нарушении главой города Сковородино ФИО2 федерального закона «О противодействии коррупции» судебной коллегией не поддержаны и на незаконность постановления Совета народных депутатов города Сковородина, так и решения Сковородинского районного суда от 09.04.2021 года в этой части коллегией не указано.

Таким образом, Сковородинским Советом народных депутатов после указанных в апелляционном определении Амурского областного суда от 22,07.2021 года замечаний и их устранения в части подписания решения Совета надлежащим лицом и указания мотивов было вынесено решение с соблюдением требований действующего устава города Сковородино и федерального законодательства.

На основании вышеизложенного просит прокурору Сковородинского района отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика Совета народных депутатов города Сковородино ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования прокурора Сковородинского района не признает по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление.

Согласно возражений ответчика Совета народных депутатов города Сковородино на требования, заявленные прокурором Сковородинского района следует, что 1 февраля 2021 года в Совет народных депутатов города Сковородино поступило представление прокуратуры Сковородинского района об устранении нарушений Федерального законодательства «О противодействии коррупции», в котором были изложены доводы о том, что Главой города Сковородино допущено нарушение Федерального законодательства «О противодействии коррупции», выразившееся в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов, возникшего при заключении договора между администрацией города Сковородино и индивидуальным предпринимателем ФИО5 ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ на поставку пиломатериала и договора между администрацией города Сковородино ФИО5 ФИО22-Ск от ДД.ММ.ГГГГ на безвозмездное пользование земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690, общей ю 3558,0 кв.м. Тем самым, были созданы условия для возникновения коррупционных проявлений, что влечет увольнение лица, допустившего правонарушение, случае, удаление Главы города Сковородино в отставку.

ИП ФИО8 в момент заключения договора поставки пиломатериалов соответствовала всем требованиям, установленным ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в том числе и п. 9 ч. 1 ст. 31 (ФИО8 в 2018 не состояла и на текущую дату не состоит в браке с сыном Главы города ФИО4 ФИО24, общий ребенок был рожден ДД.ММ.ГГГГ, выгодоприобретателем по данной закупке ни ИП ФИО8 ни Глава города не являлись). По этим основаниям Глава города Сковородино ФИО2 при заключении от лица администрации города Сковородино договора от ДД.ММ.ГГГГ на поставку пиломатериалов не нарушила никаких требований, в том числе и законодательства о противодействии коррупции.

Договор -Ск от ДД.ММ.ГГГГ, на безвозмездное пользование земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 площадью, 3558 кв.м, был заключен администрацией города Сковородино в лице Главы города Сковородино ФИО2 с гражданкой ФИО8 в рамках реализации Федерального закона от 01 мая 2016г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому гражданину РФ на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Программа Дальневосточный гектар существует с 2016 года. По ней можно бесплатно получить землю площадью до гектара в регионах Дальневосточного Федерального округа. Заявку на дальневосточный гектар могут подать все граждане России. Земля выделяется в упрощенном порядке и бесплатно.

Главой города Сковородино было сказано, что на момент заключения договоров, конфликта интересов она не усматривала, и никакой личной заинтересованности не было, так как родственниками и свойственниками с ФИО8 они не являлись. Причин для подачи уведомления о возможности возникновения личной заинтересованности не было, так как о связи ФИО8 с ее сыном Глава города узнала при рождении совместного ребенка.

Советом народных депутатов города Сковородино на внеочередной сессии, состоявшейся 02 сентября 2021 года, в соответствии с апелляционным определением было повторно рассмотрено представление прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 № 7-01-2021/99-21.

В ходе обсуждения рассматриваемого вопроса (обсуждение зафиксировано в протоколе внеочередной сессии от 02 сентября 2021 года) у каждого депутата, присутствующего на заседании, выработалось свое особое мнение о коррупционных проявлениях со стороны Главы города Сковородино и было поставлено на голосование предложения:

- представление прокуратуры Сковородинского района - удовлетворить;

- представление прокуратуры Сковородинского района - оставить без удовлетворения.

Также было принято решение: по рассматриваемому вопросу провести тайное голосование.

По результатам тайного голосования, зафиксированным в протоколе счетной комиссии от 02.09.2021 № 2, большинством голосов принято решение - Представление прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 М 7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции», оставить без удовлетворения (Решение Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 № 188).

Считают, что Советом народных депутатов города Сковородино Апелляционное определение Амурского областного суда исполнено в полном объеме, то есть представление прокуратуры Сковородинского района было повторно рассмотрено и принято новое решение.

В административном исковом заявлении прокурор Сковородинского района ссылается на отсутствие в решении описательно-мотивировочной части. Поясняем, что форма решения представительного органа не регламентируется никакими нормативными актами. Единая форма решения не установлена. К тому же, как утверждает прокурор, данное решение не является нормативно-правовым актом. Следовательно, Совет народных депутатов вправе оформлять решения по удобной для Совета форме.

Не смотря на это, Советом народных депутатов при принятии решения № 188 от 02.09.2021 были учтены требования прокурора о ссылках на нормы законодательства и подписании надлежащим лицом. В решении имеются ссылки на законодательство, которыми руководствовались депутаты, и решение подписано только председателем Совета народных депутатов.

Дополнительно поясняют, что на внеочередной сессии Совета народных депутатов города Сковородино, состоявшейся 02.09.2021 года, в соответствии с определением апелляционной инстанции, в повестку дня был включен вопрос «О повторном рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района об устранении нарушений законодательства «О противодействии коррупции», вопрос об удалении Главы в отставку не рассматривался.

На основании статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и пункта 1 статьи 74 Устава муниципального образования город Сковородино удаление Главы города в отставку осуществляется только по инициативе депутатов Совета народных депутатов города Сковородино или по инициативе Губернатора Амурской области.

С усилением антикоррупционного законодательства и введением в 2011 году нового основания удаления в отставку (и. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ) органы прокуратуры через суд стали понуждать представительные органы удалять в отставку глав муниципальных образований. Следует подчеркнуть, что у прокурора отсутствует право инициирования удаления в отставку.

В связи с тем, что большинством депутатов вновь не было усмотрено в действиях Главы города Сковородино нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции», вопрос об удалении Главы города в отставку, депутатами не инициировался.

С учетом вышеизложенного, просят исковые требования прокурора Сковородинского района оставить без удовлетворения.

Выслушав позицию прокурора, представителя ответчика главы города Сковородино ФИО2 - ФИО3, представителя ответчика Совета народных депутатов города Сковородино ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с требованиями п. 4.1 ст. 36 Федерального закона N 131 глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

В силу ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 5, п. 20 ст. 7 Ф Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в частности, повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 статьи 10 названного Закона под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является главой город Сковородино с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы города Сковородино -К, с ДД.ММ.ГГГГ вступила в должность главы города Сковородино на основании Решения Совета народных депутатов города Сковородино от 26.12.2019 года № 34, что подтверждается распоряжением администрации города Сковородино № 84-К от 27.12.2019.

Согласно Устава города Сковородино глава города избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных на конкурсной основе комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет (ч. 3 ст. 31 Устава).

Ч. 6.1 ст. 31 Устава предусмотрено, что глава города Сковородино должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия Главы города Сковородино прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ».

Согласно п. 2.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 1 ст. 34 Устава города Сковородино полномочия главы города Сковородино прекращаются досрочно в случае отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Устава.

Согласно п. 1 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 74 Устава города Сковородино представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

В числе остальных, основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и др.

В этой связи обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

К иным категориям лиц относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», непринятие лицом, замещающим муниципальную должность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Судом установлено, что в ходе осуществления надзорных мероприятий прокуратурой Сковородинского района был установлен факт неисполнения главой города Сковородино обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов при заключении договоров.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Сковородино и Индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен договор купли- продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объёмом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей. Данные пиломатериалы должны были быть направлены на ограждение территории кладбища в . 06 августа 2018 года услуги по договору были оплачены в полном объеме. По указанному договору от имени администрации города Сковородино действовала глава города ФИО2, подписав указанный договор, а также товарную накладную формы Торг-12, на основании которой произведена оплата ИП ФИО8 товара в размере 60 000 рублей платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Сковородино и ФИО8 заключен договор -Ск безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 общей площадью 3558.0 квадратных метра, расположенный по адресу: данному договору от имени администрации города Сковородино действовала глава города ФИО2, подписав договор и акт передачи земельного участка. 16 июля 2019 года произведена государственная регистрация договора.

На основании соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком от 25 июня 2019 года -СК от ДД.ММ.ГГГГ договор -СК от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между администрацией города Сковородино и индивидуальным предпринимателем ФИО6 был расторгнут, земельный участок сдан по акту приема-передачи.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 за счет бюджетных средств города Сковородино получила доход в размере 60 000 рублей. По договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 получила в пользование в черте города земельный участок, а также на указанном земельном участке ФИО7 (сыном главы города Сковородино) проведена вырубка лесных насаждений, которые им использованы в личных целях.

ФИО6 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 31 мая 2018 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 ФИО24 и ФИО5 ФИО22 зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака присвоены фамилии мужу ФИО4, жене –ФИО4.

Помимо этого, установлено, что ФИО7 является сыном ФИО2 (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно записи акта об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 ФИО33 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются отец – ФИО4 ФИО24, мать – ФИО5 ФИО22, после установления отцовства ребенку присвоена фамилия –ФИО4. Основанием для государственной регистрации установления отцовство явилось совместное заявление родителей, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка от ДД.ММ.ГГГГ, отдел ЗАГС по Сковородинскому району управления ЗАГС Амурской области.

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и записи акта установления отцовства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 ФИО33 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются отец – ФИО4 ФИО24, мать – ФИО5 ФИО22.

Из позиции прокурора Сковородинского района следует, что при заключении вышеуказанных договоров глава города Сковородино ФИО2 не приняла мер по урегулированию конфликта интересов тем самым нарушила требования законодательства о противодействии коррупции.

Указанным бездействием главы города Сковородино ФИО2, выразившемся в непринятии мер к направлению уведомления губернатору области и в комиссию по урегулированию конфликта интересов о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения нарушены требования законодательства о противодействии коррупции.

В связи с изложенными обстоятельствами прокурором Сковородинского района 01.02.2021 председателю Совета народных депутатов города Сковородино внесено представление об устранении нарушений законодательства.

25.02.2021 г. Советом народных депутатов города Сковородино принято решение об отклонении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства.

Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 09 апреля 2021 года административные исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей г. Сковородино к Совету народных депутатов г. Сковородино Амурской области о признании незаконным решения от 25 февраля 2021 года № 139 о рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района об устранении нарушений законодательства "О противодействии коррупции" оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 22 июля 2021 года решение Сковородинского районного суда от 09 апреля 2021 года отменено и принято по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора Сковородинского района. Возложена обязанность на Совет народных депутатов города Сковородино на ближайшем заседании Совета народных депутатов города Сковородино рассмотреть представление прокурора Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

02.09.2021 г. Советом народных депутатов города Сковородино принято решение №188 об оставлении без удовлетворения представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства, так как большинством депутатов не было усмотрено в действиях главы города Сковородино нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции».

Кроме того, решение Совета народных депутатов города Сковородино № 188 от 02 сентября 2021 года, а также протокол внеочередной сессии от 2 сентября 2021 года не содержит мотивов, на основании которых было принято оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принятое административным ответчиком Советом народных депутатов города Сковородино решение № 188 от 02 сентября 2021 года об оставлении без удовлетворения представления прокурора Сковородинского района от 1 февраля 2021 года № 7-01-2021/99-21 об устранении нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции» не соответствует предусмотренным законом мерам воздействия, подлежащим применению при нарушении указанным лицом антикоррупционного законодательства; при этом административным ответчиком допущено незаконное бездействие в виде непринятия установленной законом меры ответственности к главе города Сковородино в виде досрочного прекращения полномочий.

Вопреки доводам представителя административного ответчика - Совета народных депутатов города Сковородино полномочия прокурора на обращение в суд с соответствующим административным иском, следуют из взаимосвязанных положений ч. 6 ст. 11, ч. 1 ст. 13.1 Федерального Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ч. 1 с. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.ч. 1, 2 ст. 39 КАС РФ.

По мнению суда, полномочия представительного органа местного самоуправления муниципального образования по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий главы города Сковородино в данном случае не ущемляются, поскольку во внесудебном порядке решение по данному вопросу Советом народных депутатов города Сковородино не принято дважды.

Представительный орган муниципального образования фактически исключил возможность наступления ответственности главы города Сковородино за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из указанных положений закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным иском о прекращении полномочий главы муниципального образования, поскольку требования прокурора, как следствие признания незаконным бездействия административного ответчика, направлены на защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования на реализацию принципа законности, соблюдении действующего законодательства, в том числе антикоррупционного, равенства всех перед законом, ответственности выборного должностного лица, добросовестного исполнения им своих служебных полномочий, защите конкуренции, предотвращении коррупции.

Из позиции ответчика главы города Сковородино ФИО2 следует, что на момент заключения с ФИО8 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, её сын ФИО7 не состоял в брачных отношениях с ФИО8, последняя не состояла в родственных или свойственных отношениях с главой города Сковородино. Договоры были заключены до рождения у ФИО7 и ФИО8 совместного ребенка ФИО4 ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Соответственно глава города Сковородино ФИО2 при заключении указанных договоров не нарушала требований законодательства о противодействии коррупции, конфликт интересов при заключении договоров отсутствовал.

Однако, в судебном заседании установлено, что ФИО2 при заключении с ФИО8 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора безвозмездного пользования земельным участком от 25.06.2019 года в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Амурской области, а также в комиссию по урегулированию конфликта интересов о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения не обращалась, что не оспаривается ответчиком ФИО2

Из материалов прокурорской проверки по решению Совета народных депутатов города Сковородино № 2 от 28.01.2021 года, в том числе из объяснений ФИО5 ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ФИО4 ФИО24 они проживают совместно с конца 2017 года, ей известно, что его мать ФИО2 является главой города Сковородино. В мае 2018 она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, данное решение было принято совместно с мужем – ФИО7 (сыном главы города Сковородино ФИО2). При этом предпринимательской деятельностью они занимались совместно с мужем, он выполнял большую часть работы, ФИО5 отвечала за оформление документов, а перевозками и остальным занимался ФИО4. Перевозка осуществлялась на автомобиле ЗИЛ, который в дальнейшем был продан. Именно ФИО2 предложила ей заключить договор о купле-продажи пиломатериала в августе 2018 года. По поводу покупки у кого-либо бруса и доски пояснила, что не помнит, так как этими вопросами занимался ФИО7 Оплату по договору она получила, деньги поступили на расчётный счет ИП ФИО5.

Кроме того, как установлено из ответа ГАУЗ АО «Тындинская больница» на запрос прокурора Сковородинского района следует, что ФИО5 ФИО22 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в родильном отделении ГАУЗ АО «Тындинская больница», роды ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ данных в рамках отказного материала следует, что он проживает с сожительницей ФИО8 и сыном ФИО11. С целью постройки частного дома для него и его сожительницы ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком -СК от ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ данных в рамках отказного материала следует, что она проживает с сожителем ФИО7 и сыном ФИО11 В официальном браке не состоят. С целью постройки частного дома для ее семьи ею были поданы документы и был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком -СК от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Управления Росреестра по Амурской области от 25.11.2021 в том числе следует, что 10.07.2019 года поступило заявление ФИО2, действующей на основании распоряжения главы города Сковородино о вступлении в должность от ДД.ММ.ГГГГ-К, о государственной регистрации земельного участка -СК от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией города Сковородино и ФИО8, путем электронного документооборота в Управление в ПК ИС ЕГРП, о чем в книге учета входящих документов внесена соответствующая запись . Государственная регистрация договора проведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена соответствующая запись .

С учетом изложенного, суд полагает, что при заключении главой города Сковородино ФИО2 с ФИО6, проживающей и ведущей общее совместное хозяйство на момент заключения договоров совместно с сыном главы города Сковородино ФИО2 - ФИО7, договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ возник конфликт интересов, в связи с чем, суд считает несостоятельными доводы главы города Сковородино об отсутствии конфликта интересов.

Таким образом, в данной ситуации следует признать, что глава города Сковородино ФИО2, являясь матерью ФИО7, который проживал совместно и вел общее совместное хозяйство с ФИО12 с конца 2017 года, и у которых имеется совместный ребенок ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и следовательно, их (главу города Сковородино ФИО2 и ФИО8) связывают иные близкие отношения. При заключении с ФИО6 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а также договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, замещающее муниципальную должность, с учетом наличия указанной выше ситуации (конфликта интересов), о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, глава города Сковородино ФИО2 в нарушение Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не исключила своего участия в качестве стороны договоров от 03.08.2018 года и от 25.06.2019 года и не приняла мер по предотвращению и урегулированию данного конфликта интересов.

Разрешая возникший между сторонами спор, установив приведенные выше обстоятельства, руководствуюсь требованиями закона, суд приходит к выводу о том, что главой города Сковородино ФИО2 в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку.

Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание неисполнение главой города Сковородино ФИО2 возложенной на нее законом обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, имеются правовые и фактические основания для принятия судом решения о признании наличия конфликта интересов при заключении договоров от 3 августа 2018 года и 25 июня 2019 года, о досрочном прекращении полномочий главы города Сковородино ФИО2 в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд полагает, что применение к главе города Сковородино ФИО2 меры ответственности в виде удаления в отставку будет отвечать критериям справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, характеру совершенного деяния, поскольку такая мера ответственности в данном случае будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции.

Принимая во внимание, что досрочное прекращение полномочий главы города Сковородино в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции является безальтернативным последствием, решение Совета народных депутатов от 02 сентября 2021 года № 188 следует признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.

Согласно ст. 188 ч. 2 КАС РФ суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Требования прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению подлежит удовлетворению, т.к. решение об ответственности главы города Сковородино за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 03.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не принималось длительное время (с февраля 2021 года).

Суд считает, что вследствие данного особого обстоятельства замедление исполнения судебного решения может нанести значительный ущерб публичным интересам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил :

Административное исковое заявление прокурора Сковородинского района к Совету народных депутатов города Сковородино, ФИО4 ФИО20 о признании наличия конфликта интересов при заключении договоров, признании неурегулированным конфликта интересов, признании незаконным Решения Совета народных депутатов города Сковородино от 02.09.2021 года № 188, досрочном прекращении полномочия главы города Сковородино ФИО4 ФИО20, удовлетворить.

Признать наличие конфликта интересов у главы города Сковородино ФИО4 ФИО20 при заключении от имени администрации с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (ФИО4) ФИО22 договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объемом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей, а также при подписании ею приходного ордера №АД000033 от ДД.ММ.ГГГГ на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов).

Признать неурегулированным конфликт интересов у главы города Сковородино ФИО4 ФИО20 при заключении от имени администрацией города Сковородино с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (ФИО4) ФИО22 договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи пиломатериала (доска необрезная, брус) объемом 10 кубических метра, стоимостью 60 000 рублей, а также при подписании ею приходного ордера №АД000033 от ДД.ММ.ГГГГ на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов).

Признать наличие конфликта интересов у главы города Сковородино ФИО2 при заключении от имени администрацией города Сковородино с ФИО5 (ФИО4) ФИО22 договора -Ск от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером общей площадью 3558,0 квадратных метра, расположенный по адресу: , а также при подписании ею акта приема-передачи земельного участка.

Признать неурегулированным конфликт интересов у главы города Сковородино ФИО4 ФИО20 при заключении от имени администрацией города Сковородино с ФИО5 (ФИО4) ФИО22 договора -Ск от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 28:24:010876:690 общей площадью 3558,0 квадратных метра, расположенный по адресу: , а также при подписании ею акта приема-передачи земельного участка.

Признать незаконным Решение Совета народных депутатов города Сковородино от 02 сентября 2021 года №188 «О повторном рассмотрении представления прокуратуры Сковородинского района от 01.02.2021 №7-01-2021/99-21 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в отношении Главы города Сковородино ФИО2»».

Прекратить полномочия главы города Сковородино ФИО4 ФИО20 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Петрашко С.Ю.

Решение в окончательной форме принято: 01.12.2021 г.