ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-54/19 от 30.01.2019 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2а -54/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2019 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,

при секретаре К.А. Черемисиновой,

с участием по поручению от процессуального истца – заместителя прокурора Оловяннинского района И.Н. Тюричкина, представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по ***, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по ***, Федеральной службы исполнения наказаний России о понуждении к принятию мер по оборудованию комплекса коммунально-бытовых помещений, по снижению лимита наполнения исправительного учреждения и обеспечению мер пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ***, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Оловяннинский районный суд с иском к ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** ( далее по тексту ФКУ ИК-7), Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по *** ( далее по тексту УФСИН России по ***), Федеральной службы исполнения наказаний России о понуждении к принятию мер по оборудованию комплекса коммунально-бытовых помещений, по снижению лимита наполнения исправительного учреждения и обеспечению мер пожарной безопасности.

В обоснование иска указал, что Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства при соблюдении лимита наполняемости исправительного ФКУ ИК-7, обеспечении прав осужденных на доступ к необходимому набору помещений, предусмотренных подзаконными актами. Для ФКУ ИК-7 лимит наполнения определен в 1066 мест, включая участок колонии-поселения на 40 мест, то есть на исправительную колонию строгого режима всего приходится 1026 мест. Проверкой, проведенной в сентябре 2018 года, в ФКУ ИК-7 были установлены факты нарушения прав осужденных на минимальную норму жилой площади, установленной ч. 1 ст. 99 УИК РФ в размере 2 кв.м. Повторной проверкой, проведенной дата в ФКУ ИК-7, также установлены нарушения ч. 1 ст. 99 УИК РФ в ряде общежитий отрядов исправительного учреждения.

Кроме того, установленный лимит наполнения ИК-7 фактически влечет нарушение прав осужденных на доступ к установленному ведомственными приказами набору помещений, в целях реализации их прав.

По указанным фактам в адрес начальника ФКУ ИК-7 неоднократно вносились представления, однако конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений длящегося характера предпринято не было. Данные обстоятельства свидетельствуют о длительном нарушении прав осужденных ФКУ ИК-7, в том числе и вновь прибывающих, круг которых определить невозможно, ввиду истечения сроков отбывания наказания осужденных и частоты их этапирования - как в ФКУ ИК-7, так и из ФКУ ИК-7. Нарушения выражаются в том, что осужденные не могут реализовать право на доступ к набору помещений. При использовании всех имеющейся жилой площади ИК-7 предельно допустимое количество мест - 1047. В общежитиях отрядов может быть размещено не более 1016 осужденных ( с учетом расчета норм жилой площади по каждому общежитию отряда)

Учитывая изложенное, просит обязать УФСИН России по ***, ФКУ ИК-7, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к формированию и направлению во ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ ИК-7 УФСИН России по *** с учетом требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ, а также обеспечения осужденных всеми необходимыми помещениями (комнатой воспитательной работы, помещением для сушки одежды и обуви, комнатой быта), определенными приказом ФСИН России от дата и приказом Минюста РФ от дата ДСП); обязать ФКУ ИК-7 в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, а именно: оборудовать в отряде : помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта; в отряде : помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта. Обязать ФСИН России, УФСИН России по *** в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение ФКУ ИК-7 вышеуказанных мероприятий в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, оборудованию помещений отрядов. Обязать ФКУ ИК-7, УФСИН России по *** обеспечить исполнение ч. 1 ст. 99 УИК РФ в расчете 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного во всех отрядах и секциях исправительного учреждения. Обязать ФКУ ИК-7 соблюдать ширину поперечных и продольных проходов не менее 1 метра между спальными местами в общежитиях отрядов №, 9-10.

В судебном заседании процессуальный истец Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещен, направил поручение в прокуратуру ***.

Заместитель прокурора *** И.Н. Тюричкин, действуя по поручению Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ***, в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по *** по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против административного иска. Суду пояснила, что в настоящий момент норма жилой площади на одного осужденного соответствует требованиям ст.99 УИК РФ. Приказ Министерства Юстиции РФ ДСП носит рекомендательный характер при проектировании, строительстве и оборудовании исправительных учреждений, более должен применять при строительстве зданий после 2003 года, общежития же ФКУ ИК-7 построены до 2003 года, поэтому не могут применяться. В соответствии с нормами УИК РФ набор помещений, указанных в административном исковом заявлении, не предусмотрен.

Представитель ФСИН России и УФСИН России по *** по доверенности ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещен. Представил возражения на административный иск. Исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, суду пояснил, что истцом не приводится конкретных фактов того, где имеется перелимит, не приводятся факты обращения осужденных. *** позволяет разместить осужденных без нарушения ч. 1 ст. 99 УИК РФ, в подсчет подлежит включать все площади помещений, в которые имеется доступ у осужденных. Кроме того, уменьшение лимита в учреждении повлечет сокращение штата сотрудников, и в последствии к увольнению некоторых из них. Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений разработана для служебного пользования, в качестве нормативного документа не зарегистрирована. УИК РФ не регламентирован состав помещений, указанных в исковом заявлении и их площадь. Необходимо руководствоваться не только законодательством, защищающим права лиц, отбывающих наказание, но и положением действующего градостроительного и земельного законодательства, с учетом сроков подготовки проектно – сметной документации, проектирования, экспертизы проекта. В случае невозможности перепланировки, учреждению необходимо построить новое здание. В случае удовлетворения исковых требований необходимо предоставить срок для его исполнения в течение 3 лет. УФСИН России по *** не может финансировать ФКУ ИК – 7 без выделения денежных средств из ФСИН России, по данному требованию УФСИН России по *** является ненадлежащим ответчиком и не выполняет функции по распределению осужденных по отрядам, это осуществляется в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку объекты ФСИН являются местом с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (сотрудников, осужденных, состав и количество которых постоянно меняется) невозможно определить, чьи конкретно права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов не представляется возможным - исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепляет, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

В соответствии с требованиями статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Аналогичное положение закреплено в статье 21 Конституции Российской Федерации, согласно которой достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В ст. 10 УИК РФ закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1, 2).

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп. 6 п. 3 вышеуказанного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с п. 1.6 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония » Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ***, учреждение является федеральным казенным учреждением. Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.3). Учредителем учреждения является Российская Федерация (п. 1.2). Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.

Согласно п. 1.9 Устава, учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

В соответствии с п. 5.12 Устава, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по *** в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

По результатам проверки установлено, что общая площадь жилых помещений отрядов, в которых подержатся осужденные, составила 2105,16 кв.м. (с учетом площади ОСУОН - 63,38 кв.м.). Площадь отрядов жилой зоны №-10 составила 2041,78 кв.м. Указанные сведения подтверждаются актом о проведённой проверке в ФКУ ИК-7 от дата, в ходе которого проведен замер площадей жилых помещений с использованием лазерного дальномера Leica DISTO D3 (свидетельство о поверке М от дата). Фактически, в исправительном учреждении (без учета площади общежития участка колонии- поселения) может быть размещено не более 1047 осужденных. В общежитиях отрядов № может быть размещено не более 1016 осужденных (с учетом расчета нормы жилой площади по каждому общежитию отряда).

Согласно техническим планам отрядов № ФКУ ИК-7 установлено, что общая площадь жилых помещений отрядов ФКУ ИК-7, в которых содержатся осужденные, составляет 2016,7 кв.м, и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 99 УИК РФ на ней можно разместить 1008 осужденных.

Проверкой, проведенной в сентябре 2018 года в ФКУ ИК-7 установлены факты нарушения прав осужденных на минимальную норму жилой площади, установленной ч. 1 ст. 99 УИК РФ в размере 2 кв.м.

На момент проверки, в общежитии отряда , а именно в жилой секции , содержится 89 осужденных, установлено 92 кровати, при этом жилая площадь секции составляет 148,5 кв.м., таким образом, на одного осужденного приходится всего 1,67 кв.м. жилой площади.

В общежитии отряда , а именно в жилой секции , содержится 82 осужденных, установлено 84 кровати, при этом жилая площадь указанной секции составляет 158,09 кв.м., таким образом, на одного осужденного приходится 1,92 кв.м. жилой площади.

В жилой секции общежития площадь жилой секции составляет 99,73 кв.м., и в секции проживает 51 осужденный, таким образом, на одного осужденного приходится 1,95 кв.м. жилой площади.

В жилой секции общежития отряда жилая площадь составляет 81 кв.м., при этом в секции проживает 42 осужденных, и на одного осужденного приходится 1,93 кв.м. жилой площади.

Согласно данным, установленным при проведении проверки дата при общей жилой площади общежития отряда ,05 кв.м. и содержании в общежитии 95 осужденных на одного осужденного приходится 1,98 кв.м. жилой площади.

При общей жилой площади общежития отряда ,81 кв.м. и содержании в общежитии 100 осужденных на одного осужденного также приходится 1,98 кв.м. жилой площади.

Доводы представителя ФКУ ИК-7 УФСИН России по *** А.Э. ФИО1 о том, что необходимо использовать при проведении подсчетов площадь всех помещений согласно данным технического паспорта, суд отвергает, поскольку в судебном заседании было установлено, что фактически площадь помещений, нахождение стен и перегородок не соответствует таковым сведениям, указанным в техническом паспорте, что подтверждается справками и актами прокуратуры. Иных достоверных размеров площадей помещений, опровергающих сведения прокуратуры, суду не представлено.

Из системного анализа ч. 3 ст. 99 УИК РФ, норм создания материально- технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утв. Постановлением Правительства РФ от дата, Номенклатуры норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от дата и Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. приказом Минюста РФ ДСП от дата (далее - приказа Минюста РФ ДСП) следует, что в отряде (общежития для осужденных отбывающих наказание на обычных и облегченных условиях отбывания наказания) должен быть обеспечен необходимый набор помещений: кабинет начальника отряда, комната воспитательной работы (комната отдыха), комната психологической разгрузки, кухня (комната хранения продуктов питания с местом для приёма пищи), кладовая хранения личных вещей повседневного пользования (с гардеробной), комната быта, помещение для сушки одежды и обуви, кладовая уборочного инвентаря, уборная и умывальные комнаты (далее - набор помещений).

О применимости приказа Минюста РФ ДСП свидетельствует правовая позиция, выраженная в Определении Верховного суда Российской Федерации от дата-КГПР14-6.

Вместе с тем, проверками, проведенными прокуратурой в 2016 и 2018 годах, установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, в общежитиях отрядов ФКУ ИК-7 отсутствует необходимый набор помещений: а именно: в общежитии отряда отсутствуют помещение для сушки одежды и обуви, комната быта; в общежитии отряда отсутствует комната воспитательной работы, комната быта и помещение для сушки одежды и обуви; в общежитии отряда отсутствуют комната воспитательной работы, комната быта и помещение для сушки одежды и обуви; в общежитиях отрядов № отсутствуют комната воспитательной работы, комната быта и помещение для сушки одежды и обуви, в общежитиях отрядов № отсутствуют комната быта и помещение для сушки одежды и обуви.

Вместе с тем, указанное размещение возможно лишь без оборудования всего необходимого набора помещений, поскольку их размещение потребует дополнительного задействования жилых площадей, а именно (используется минимально допустимая и расчетная площадь помещений исходя из предельного количества осужденных, допустимого к размещению в общежитии отряда в соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ из расчета 2 кв.м. на одного осужденного).

Исходя из расчета, представленного прокурором всего для переоборудования помещений дополнительно потребуется 386,8 кв.м. (минимально) и 525,88 кв.м. (расчётное), в именно:

в отряде (136,85 кв.м. жилой площади и 68 мест) - помещение для сушки одежды и обуви 5 кв.м., комната быта - 8 кв.м. (минимально - площадь помещений, рассчитанная на основании п. 9.11 приказа Минюста РФ ДСП по минимальным показателям площади помещений: комната быта - не менее 8 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - не менее 5 кв.м.) и помещение для сушки одежды и обуви - 8,16 кв.м., комната быта - 10,88 кв.м. (расчётное - площадь помещений, рассчитанная на основании п. 9.11 приказа Минюста РФ ДСП по расчётным показателям площади помещений (комната быта - 0,16 кв.м на одного осужденного, но не менее 8кв.м, помещение для сушки одежды и обуви - 0,12 кв.м на одного осужденного, но не менее 5 кв.м ) на основании сведений о максимальном количестве мест в общежитии отряда ФКУ ИК- 7)) - всего потребуется 13 кв.м. (минимально) и 19,04 кв.м.(расчётное);

в отряде (188,5 кв.м. и 94 места) - комната воспитательной работы (при норме 0,4 кв.м. на одного осужденного) - 37,6 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви 5 кв.м. (минимально) и 8,88 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 11,84 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 50,6 кв.м. (минимально) и 58,32 кв.м. (расчётное);

в отряде (197,81 кв.м. и 98 мест) - комната воспитательной работы - 39,2 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви 5 кв.м. (минимально) и 9,48 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 12,64 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 52,2 кв.м. (минимально) и 61,32 кв.м. (расчётное);

в отряде (166,57 кв.м. и 83 места) - комната воспитательной работы (при норме 0,4 кв.м. на одного осужденного) 33,2 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 9,96 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 13,28 м2 (расчётное) - всего потребуется 46,2 кв.м. (минимально) и 56, 44 кв.м. (расчётное);

в отряде (157,59 кв.м. и 78 мест) - комната воспитательной работы (при норме 0,4 кв.м. на одного осужденного) 31,2 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 9,36 кв. м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 12,48 м2 (расчётное) - всего потребуется 44,2 кв.м. (минимально) и 53,04 кв.м. (расчётное);

в отряде (307,8 кв.м. и 153 места) - комната воспитательной работы - 61,2 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 16,44 кв.м. (расчётное), комната быта - 8 кв.м. (минимально) и 21,92 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 74,2 кв.м. (минимально) и 99,56 кв.м. (расчётное);

в отряде (272,55 кв.м. и 136 мест) - комната воспитательной работы (при норме 0,4 кв.м. на одного осужденного) 54,4 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 16,32 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 21,76 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 67,4 кв.м. (минимально) и 92,48 кв.м. (расчётное);

в отряде (231,4 кв.м. и 115 мест) - помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 13,8 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 18,4 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 13 кв.м. (минимально) и 32,2 кв.м. (расчётное);

в отряде (213 кв.м. и 106 мест) - помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 12,72 кв.м. (расчётное), комната быта - 8 кв.м. (минимально) и 16,96 кв.м. (расчётное) - всего потребуется - 13 кв.м. (минимально) и 29,68 кв.м. (расчётное);

в отряде (170,16 кв.м. и 85 мест) - помещение для сушки одежды и обуви - 5 кв.м. (минимально) и 10,2 кв.м. (расчётное), комната быта 8 кв.м. (минимально) и 13,6 кв.м. (расчётное) - всего потребуется 13 кв.м. (минимально) и 23,8 кв.м. (расчётное);

Фактическое оборудование дополнительных помещений возможно путём перераспределения жилой площади отрядов и уменьшения общего лимита наполнения исправительного учреждения.

Так, при перераспределении жилой площади в отряде жилая площадь составит 123,85 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 61 осужденного и 117,81 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 58 осужденных; в отряде жилая площадь составит 137,45 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить - 68 осужденных и 129,73 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 64 осужденных; в отряде жилая площадь составит 145,61 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 72 осужденных и 136,49 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 68 осужденных; в отряде жилая площадь составит 120,37 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить - ;60 осужденных и 110,13 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 55 осужденных. В отряде жилая площадь составит 113,39 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 56 осужденных и 104,55 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 52 осужденных; в отряде жилая площадь составит 233,6 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 116 осужденных и 208,24 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 104 осужденных; в отряде жилая площадь составит 205,15 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 102 осужденных и 180,07 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 90 осужденных; в отряде жилая площадь составит 218,4 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 109 осужденных и 199,2 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 99,6 осужденных. В отряде жилая площадь составит 200 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 100 осужденных и 183,32 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 91 осужденного; в отряде жилая площадь составит 157,16 кв.м. (минимально) и на ней можно будет разместить 78 осужденных и 146,36 кв.м. (расчётное) и на ней можно будет разместить 73 осужденных.

При перераспределении жилая площадь отрядов ФКУ ИК-7 уменьшится до 1654,98 кв.м. при применении минимальных площадей помещений, разместить на этой площади можно будет до 822 осужденных. С учётом жилой площади ОСУОН - 63,38 кв.м. на 31 место всего в жилой зоне ИК-7 можно будет разместить до 853 осужденных.

При применении расчетных площадей помещений жилая площадь отрядов № уменьшится до 1515,9 кв.м., разместить на этой площади можно будет суммарно до 754 осужденных. С учётом ОСУОН - 63,38 кв.м на 31 место в исправительном учреждении к размещению возможно до 785 осужденных.

Учитывая изложенное, предельное допустимое количество осужденных, возможных к размещению - 1047 (без учета оборудования помещений, и из расчёта - 2 кв.м. на одного осужденного), 853 (при оборудовании необходимых помещений из минимальной нормы их площади), 785 (при расчетной норме их площади).

При проведении прокурорской проверки ФКУ ИК-7 в жилых секциях отрядов №, № установлено нарушение ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» и п. 4.1.4. Приказа ФСИН России от дата «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний», а именно поперечные и продольные проходы шириной не менее 1 метра между спальными местами не обеспечены.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что имеющийся лимит наполнения исправительного учреждения (без учета участка колонии- поселении) - на 1026 мест - не соответствует объективным показателям площади с учетом потребности осужденных в обеспечении доступа к помещениям, обеспечении пожарной безопасности, и подлежит изменению.

Уменьшение лимита наполнения ИК-7 позволит обеспечить каждого осужденного нормой жилой площади и оборудовать необходимым набором помещений каждый отряд ИУ.

В силу п. 17.1 Указа Президента РФ от дата Министерство юстиции Российской Федерации принимает решения об изменении вида режима, об установлении и изменении лимита наполнения исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, о создании и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в указанных учреждениях.

Вопросы создания, ликвидации имеющихся изолированных участков, а равно вопросы изменения лимита исправительного учреждения инициируются территориальным органом ФСИН России (Приказ Минюста России от дата).

В соответствии с п.п. 29 п. 11 Положения об УФСИН России по ***, утв. приказом ФСИН России от дата, УФСИН России по *** осуществляет подготовку данных о потребностях учреждений в государственных капитальных вложениях, оборудовании, осуществляет их защиту и согласование во всех инстанциях.

Кроме того, п.п. 16 п. 13 Положения определено, что на начальника УФСИН России по *** возложена обязанность по предоставлению во ФСИН России предложений об изменении лимита наполнения исправительных учреждений.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по ***, утвержденному приказом ФСИН России, УФСИН России по *** является государственным органом, находящимся в подчинении ФСИН России, а также является распределителем бюджетных средств (п. 4 положения).

В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от дата N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по ***.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от дата N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Учитывая вышеизложенное, на территории *** функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет УФСИН России по ***. Таким образом, устранение нарушений законодательства должно быть произведено ФКУ ИК -7 за счет собственных средств, при их недостаточности за счет средств РФ, выделяемых ФСИН России, представленной на территории *** УФСИН России по ***.

Круг лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд, в данном случае определить невозможно в связи с постоянным движением осужденных, количество которых на момент вынесения решения одно, на момент вступления в законную силу другое. Точное количество осужденных, пребывающих в ФКУ ИК -7, права которых нарушены, не может свидетельствовать о том, что именно данное количество и именно данные осужденные постоянно будут отбывать наказание в данном учреждении, поэтому круг лиц не может быть определен.

Отсутствие заявлений от осужденных не свидетельствует, что их права, гарантированные ст. 7 Конституции РФ не нарушаются.

Прокурор действует в рамках Приказа Генеральной прокуратуры РФ от дата и в пределах своей компетенции, установленной ФЗ "О прокуратуре РФ".

Доводы представителей ответчика о том, что нормы приказа Министерства Юстиции РФ от дата –ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ» носят рекомендательный характер и не относится к учреждениям, построенным до 2003 г. суд отвергает. Недопустимо ставить в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 г., что свидетельствует о нарушении прав осужденных. Приказом Ф. Р. от дата утверждена номенклатура норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы. Действие приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятии данного нормативного акта. Набор помещений, указанный в данном приказе, аналогичен набору помещений из Приказа –ДСП.

Доводы представителя ответчика о том, что площади штрафных помещений, карантина, также должны быть включены в жилую площадь суд отвергает, поскольку пребывание в данных помещениях носит временный характер.

Доводы представителей ответчиков о сокращении штата работников, которое возникнет в связи с сокращением лимита колонии, суд не принимает, поскольку ФКУ ИК-7 является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, работники колонии обеспечивают исполнение данной цели, кроме того, предметом настоящего иска являются другие обстоятельства.

На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях *** удовлетворить.

Обязать УФСИН России по *** и ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к формированию и направлению в ФСИН России предложения на изменение лимита наполнения ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по ***, с учетом требований части 1 статьи 99 УИК РФ, а также обеспечения осужденных всеми необходимыми помещениями (комнатой воспитательной работы, помещением для сушки одежды и обуви, комнатой быта), определенными приказом ФСИН России от дата, приказом Минюста России от дата-ДСП.

Обязать ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере материально-бытового обеспечения осужденных, а именно:

в отрядах ,8,9,10 оборудовать помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта;

в отрядах ,3,4,5,6,7 оборудовать комнату воспитательной работы, помещение для сушки одежды и обуви, комнату быта.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН России по *** в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** вышеуказанных мероприятий в сфере материально – бытового обеспечения осужденных, оборудованию помещений отрядов.

Обязать ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** и УФСИН России по *** обеспечить исполнение ч. 1 ст.99 УИК РФ в расчете 2 кв. метра жилой площади на одного осужденного во всех отрядах и секциях ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по ***.

Обязать ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по *** соблюдать ширину поперечных и продольных проходов не менее 1 метра между спальными местами в общежитиях отрядов , 9-10 ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по ***.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 01.02.2019.

Судья: Набережнева Н.В.