Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-54/2020
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Таранец Е.А.,
при участии представителя ФИО1 ФИО2, представителя Симферопольского районного совета Республики Крым Б., представителя Администрации Симферопольского района Республики Крым ФИО3, представителя Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрацию Добровского сельского поселения Республики Крым о признании Генерального плана муниципального образования Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и Временных правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым недействующими в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Симферопольским районным советом Республики Крым на 85 внеочередной сессии 1 созыва 06 декабря 2018 года принято решение №1076 «Об утверждении генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» ( далее решение № 1076), в соответствии с пунктом 1 которого утвержден генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, который включал в себя, в том числе, карту функциональных зон поселения (приложение №4).
Симферопольским районным советом Республики Крым на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение №1161 « Об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым» (далее решение № 1161), согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
ФИО1 ( далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента принятия генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденный решением №1076, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также признать недействующими с момента принятия Правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района, утвержденные решением №1161, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
Определением от 20 мая 2020 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 10 июня 2020 года привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Администрация Симферопольского района (далее Администрация), Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района (далее Администрация поселения).
В судебных заседаниях 26 июня 2020 года и 02июля 2020 года представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, просил признать недействующими с момента принятия решения Симферопольского районного совета Республики Крым (далее Совет), которыми утверждены генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:12:042301:381 соответственно к функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также к территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1).
В судебном заседании 02 июля 2020 года представители Совета, Администрации, Администрации поселения возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в представленных ранее возражениях.
Прокурор в судебном заседании 02 июля 2020 года предоставил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, Советом на 85 внеочередной сессии 1 созыва 06 декабря 2018 года принято решение №1076 «Об утверждении генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ( далее Генеральный план).
Решение № 1076 19 декабря 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, 09 января 2019 года - на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11315),опубликовано в газете «Сельский труженик» №22 (10004) от 15 июня 2019 года.
Советом на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение №1161, согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решение № 1161 20 марта 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26 марта 2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941), 27 апреля 2019 года опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» №316(9998).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Симферопольской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым 13 января 2010года принято Распоряжение №99-р, в соответствии с п.1 которого ему разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства площадью до 2.0 га из земель запаса сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе с. Краснолесье, на территории Добровского сельского совета, который в дальнейшем поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый № ( далее земельный участок).
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решениями № 1076 и №1161.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи14 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( часть 4 статьи статьи14 Закона №131-ФЗ).
Государственным советом Республики Крым 24 декабря 2014 года принят Закон Республики Крым N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» ( далее Закон № 71-ЗРК), который закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью первой статьи 14 Закона N 131-ФЗ и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьёй 2 Закона №71-ЗРК, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями Республики Крым.
В силу изложенного становится очевидным, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории Симферопольского района Республики Крым относится к полномочиям Совета.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ, статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения муниципального округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 5 статьи 28 Закона №131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1 и 4 статьи 4 ГрК РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи5.1 ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
На 77 (внеочередной) сессии 1 созыва 01 августа 2018 года Советом принято решение № 996, которым утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым ( далее Положение №996), согласно пункту 1.7 которого установлено, что на общественных обсуждений, публичных слушаниях рассматриваются, в том числе, проекты генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений.
Раздел 2 Положения № 996 устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, пункт 2.2. которого определяет, что общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета, которое должно содержать информацию о проекте (проект решения), подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, об уполномоченном органе местного самоуправления или созданном им коллегиальном совещательном органе, о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (проекту решения), подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях, о месте и дате их проведения, текст оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно пункту 2.6 Раздела 2 Положения №996 процедура проведения общественных обсуждений состоит этапов оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
Постановлением председателя Совета №11 от 17 августа 2018 года были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, проекта генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, организатором проведения которых была определена временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым. Срок проведения общественных обсуждений был установлен с 18 августа 2018 года по 17 сентября 2019 года.
Приложением к указанному постановлению было оповещение о начале общественных обсуждений по проектам генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, в соответствии с которым с 18 августа 2018 года по 17 сентября 2018 года во всех населенных пунктах Симферопольского района Республики Крым размещались экспозиции генеральных планов, в отношении которых будут проводиться общественные обсуждения.
Согласно приложению к указанному оповещению на территории Добровского сельского поселения экспозиция проекта генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подлежала размещению в селах Петропавловка, Лозовое, Ферсманово, Пионерское, Андрусово, Краснолесье, Доброе, Заречное, Привольное, Мраморное, Чайковское, Перевальное.
Указанные Постановление и оповещение (с приложением) были опубликованы в газете « Сельский труженик» №31(9963) от 18 августа 2018 года.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что во исполнение Постановления председателя Совета №11 от 17 августа 2018 года в указанных выше населенных пунктах в период с 18 августа 2018 года по 17 сентября 2018года были проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана, открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту генерального плана были проведены 18 сентября 2018 года, по результатам которых составлен протокол. Комиссией по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по рассмотрению проектов генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым 05 октября 2018 года подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, в том числе, по проекту Генерального плана, согласно которому принято решение рекомендовать к утверждению проект с учетом аргументированных рекомендаций. Это заключение было опубликовано в газете «Сельский труженик» № 44 (9976) от 17 ноября 2018 года, размещено 15 октября 2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru/ ru.
Проект решения об утверждении генеральных планов сельских поселений Симферопольского района Республики Крым письмом главы Администрации Симферопольского района Республики Крым №01-36/14236 от 03 декабря 2018 года был направлен в Совет для принятия решения об его утверждении или отклонении.
На заседании 85 внеочередной сессии 1 созыва, которое состоялось 06декабря 2018 года, Советом принято Решение №1076, в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план, который включал в себя, в том числе, карту функциональных зон поселения (приложение №4).
Решение № 1076 19 декабря 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации Симферопольского района Республики Крым, 09 января 2019 года - на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/11315 ),опубликовано в газете «Сельский труженик» №22 (10004) от 15 июня 2019 года.
Верховным Судом Республики Крым также установлено, что Постановлением председателя Совета №15 от 19 октября 2018 года были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, организатором проведения которых была определена постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым. Срок проведения общественных обсуждений был установлен с 20 октября 2018 года по 20 февраля 2019 года.
Приложением к указанному постановлению было оповещение о начале общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, в соответствии с которым с 26 октября 2018 года по 19 ноября 2018 года во всех населенных пунктах Симферопольского района Республики Крым размещались экспозиции правил землепользования и застройки муниципальных образований, в отношении которых будут проводиться общественные обсуждения.
Согласно приложению к указанному оповещению на территории Добровского сельского поселения экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, подлежала размещению в селах Петропавловка, Лозовое, Ферсманово, Пионерское, Андрусово, Краснолесье, Доброе, Заречное, Привольное, Мраморное, Чайковское, Перевальное.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что Постановление председателя Совета №15 от 19 октября 2018 года и оповещение о начале общественных обсуждений по проектам землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым были опубликованы в газете «Сельский труженик Крыма» от 20 октября 2018 года № 40(9972) и размещены 22 октября 2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https//simfmo.rk.gov.ru/ru), а также размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту были проведены 20 ноября 2018 года, о чем составлен протокол.
Заключения о результатах общественных обсуждений были подготовлены и приняты комиссией 20 декабря 2018 года, опубликованы 29 декабря 2018 года в газете «Сельский труженик Крыма» № 50(9982), в этот же день опубликованы на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https//simfmo.rk.gov.ru/ru), размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Письмом главы Администрации от 12 марта 2019 года №01-34/2501 проект, в том числе, решения об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был направлен в Совет, депутаты которого на заседании 89 (внеочередной) сессии 13 марта единогласно приняли решение №161 об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решение № 1161 20 марта 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26 марта 2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941),
а 27 апреля 2019 года опубликовано в газете «Сельский труженик Крыма» №316(9998).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что решение №1076 и решение №1161 приняты полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этих решений, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца при проведении общественных обсуждений, подготовке проектов решения №1076 и решения №1161, их принятия.
Представленные Советом, Администрацией, Администрацией поселения документы свидетельствуют о том, что первый, реализуя дискреционные полномочия органов местного самоуправления, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей Симферопольского района Республики Крым, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоёв населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемыми решениями, возможность участвовать в их обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки принимаемых правовых актов. При этом материалы дела не содержат доказательств участия истца в общественных обсуждениях по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения регламентирована статьей 24 ГрК РФ. В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Из системного анализа приведенных положений ГрК РФ следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования. При этом действующее законодательство предусматривает не только права собственников и обладателей иных прав на земельные участки участвовать в обсуждении проектов документов территориального планирования муниципального образования, но и обжаловать их положения в суде.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что он имеет право на земельный участок, разрешение на составление проекта отвода которого ему предоставлено распоряжением №99-р Симферопольской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 13 января 2010 года.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21марта 2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым № 38- ЗРК от 31июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В части 1 статье 13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, действуя согласно указанным выше положениям Закона №38-ЗРК, направил в компетентный орган- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - заявление о завершении оформления права на земельный участок, разрешение на составление проекта отвода которого ему предоставлено распоряжением Симферопольской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым №99-р от 13 января 2010 года, по результатам рассмотрения которого приказом № 2821 от 30 августа 2019 года ему отказано в завершении оформления права на земельный участок.
Приказ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым № 2821 от 30 августа 2019 года был оспорен истцом, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 апреля 2020 года по делу №33а-3769/2020 этот приказ был признан незаконным, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении в собственность указанного земельного участка. Такое решение постановлено судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым вследствие того, что при рассмотрении дела №33а-3769/2020 было не возможно установить мотивы принятия Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым 30 августа 2019 года приказа № 2821.
Изучив указанные обстоятельства, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что истец правообладателем (собственником и обладателем иных прав) земельного участка не является, им не представлены доказательства того, что установление функционального и территориального зонирования земель на территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым повлекло нарушение его прав или законных интересов.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 КАС РФ,
Р Е Ш И Л
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Администрацию Добровского сельского поселения Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 08.07.2020 года
Судья подпись Яковлев С.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>