ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-54/2015 от 19.01.2016 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

по делу № 2а-54/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Крыловская 19 января 2016 года

Крыловский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кальная Л.А.

при секретаре Хромовой И.В.

с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное исковое заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергиевского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства по переходу на предоставление, предоставлению муниципальных услуг (функций) в электронном виде

У с т а н о в и л:

В суд обратился с административным исковым заявлением прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергиевского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства по переходу на предоставление, предоставлению муниципальных услуг (функций) в электронном виде. Указывает о том, что прокуратурой Крыловского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, по результатам которой установлено следующее: в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру. Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. С учетом требований ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. В соответствии с ч. 3 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению N 2 свободного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р. Согласно приложению № 2 Перечня установлены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде и предельные сроки реализации этапов: 1 этап - размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), срок реализации этапа до 01.12.2010; 2 этап - размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, срок реализации этапа до 01.01.2011; 3 этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), срок реализации этапа до июля 2012 года; 4 этап - обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), срок реализации этапа до 01.01.2013; 5 этап - обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, срок реализации этапа до 01.01.2014. В нарушение сроков, установленных распоряжением Правительства РФ от 17.02.2009 № 1993-р, до настоящего времени администрацией Новосергиевского сельского поселения положения, устранённые этапами 2-5, не выполнены. Нарушение указанных требований закона ранее являлось предметом принятия мер прокурорского реагирования - во втором квартале 2014 года прокуратурой района в адрес главы рассматриваемого органа местного самоуправления вносилось представление об устранении нарушений закона, однако должных мер по переходу и организации предоставления монопольных услуг в электронной форме принято не было. Непринятие администрацией Новосергиевского сельского поселения мер по исполнению требований закона в части организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде нарушает права неопределенного круга лиц - получателей данных услуг, число которых подлежит постоянной ротации.

Просит признать незаконным бездействие администрации Новосергиевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства по переходу на предоставление, предоставлению муниципальных услуг (функций) в электронном виде; обязать администрацию Новосергиевского сельского поселения устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, признать незаконным бездействие администрации Новосергиевского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства по переходу на предоставление, предоставлению муниципальных услуг (функций) в электронном виде; обязать администрацию Новосергиевского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем: размещения информации об услугах (функциях) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на данном портале государственных и муниципальных услуг (функций); размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечить доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в случаях, когда такой мониторинг не запрещен федеральным законом.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Новосергиевского сельского поселения Крыловского района Плотникова М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не согласилась с исковыми требованиями в части признания незаконным бездействия администрации Новосергиевского сельского поселения, в обоснование своих доводов пояснив следующее: возможность перевода услуг в электронный вид у администрации Новосергиевского сельского поселения Крыловского района возникла лишь в феврале 2015 года в связи с тем, что Сводный реестр государственный и муниципальных услуг (функций) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в Краснодарском крае стал функционировать в начале феврале 2015 года. В настоящее время на портале в реестре государственных и муниципальных услуг администрацией Новосергиевского сельского поселения внесено 17 муниципальных услуг, из них опубликовано 8 муниципальных услуг, 6 первоочередных, 1 муниципальная услуга находится на внутреннем согласовании. Таким образом, администрацией выполнены 1-2 этап перехода на предоставление муниципальных услуг в электронный вид. ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация информационной системы АИС ЕЦУ Новосергиевского сельского поселения Крыловского района, ДД.ММ.ГГГГ получены мнемоники и доступ к ЭС ФНС, ЭК Федерального казначейства и ЭС Росреестра, приобретен VipNet для СМЭВ, изготовлены электронные цифровые подписи на организацию и уполномоченных лиц за предоставление услуг. Поэтому считают, что бездействия администрации по несоблюдению указанного законодательства нет.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного искового производства, суд считает административные исковые требования прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергиевского сельского поселения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Крыловского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру. Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

В силу положений ч.1 ст. 21 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р утвержден Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. В соответствии с ч. 3 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению N 2 Сводного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р. Согласно приложению Перечня установлены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде и предельные сроки реализации этапов: 1 этап - размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), срок реализации этапа до 01.12.2010; 2 этап - размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, срок реализации этапа до 01.01.2011; 3 этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), срок реализации этапа до июля 2012 года; 4 этап — обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), срок реализации этапа до 01.01.2013; 5 этап - обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом, срок реализации этапа до 01.01.2014.

Установлено, что в нарушение сроков, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.02.2009 года № 1993-р администрацией Новосергиевского сельского поселения Крыловского района положения, установленные этапами 2-5, не выполнены.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Непринятие администраций Новосергиевского сельского поселения мер по исполнению требований закона в части организации предоставления муниципальных услуг в электронном виде нарушает права определенного круга лиц- получателей данных услуг, число которых полежит постоянной ротации.

Руководствуясь ст. ст. 218 КАС РФ, 227, 228 КАС РФ, 175-180 КАС РФ, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергиевского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новосергиевского сельского поселения Крыловского района, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства по переходу на предоставление, предоставлению муниципальных услуг (функций) в электронном виде.

Обязать администрацию Новосергиевского сельского поселения устранить допущенные нарушения путем:

- размещения информации об услугах (функциях) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);

- размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечить доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

- обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);

- обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции);

- обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в случаях, когда такой мониторинг не запрещен федеральным законом.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную судебную коллегию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения.

Судья