ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5501/19 от 29.05.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2019-005319-27

Дело № 2а-5501/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 29 мая 2019 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично, при секретаре Готовцевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Администрации городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании незаконным предписания,

у с т а н о в и л :

Администрация городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района (далее – Администрация пос. Чульман) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что предписание Управлению государственного строительного и жилищного надзора (далее – УГСЖН) Республики Саха (Якутия) нарушает права и законные интересы административного истца ввиду прямого указания на решение 23-й сессии депутатов Чульманского поселкового Совета четвертого созыва, тогда как администрация является исполнительным органом муниципального образования, в его полномочия не входит принятие либо отмена решений Чульманского поселкового Совета депутатов, который является представительным органом. Кроме того, указанное решение принято в соответствии с ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, противоречий между этим решением и ч. 4 ст. 158 ЖК РФ не имеется. Просил признать незаконным предписание от ___ по результатам внеплановой документарной проверки, обязать административного ответчика отменить данное предписание.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представители административного ответчика УГСЖН Республики Саха (Якутия) ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании иск не признали в полном объеме, просили в его удовлетворении отказать, поскольку данное предписание подлежит рассмотрению арбитражным судом, а не судом общей юрисдикции. Также пояснили, что предписание вынесено в отношении надлежащего органа местного самоуправления, поскольку именно Администрация пос. Чульман разрабатывает проект решения, которое затем принимается поселковым Советом депутатов, также его подписывает глава поселка, который является главой Администрации пос. Чульман.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое предписание вынесено 19 февраля 2019 г., а административный иск поступил в суд ____ г.

Из материалов дела видно, что ____ г. по результатам внеплановой документарной проверки Администрации пос. Чульман, проведенной по обращению потребителя, ведущим специалистом отдела контроля за деятельностью ТСЖ и начислением платежей за ЖКУ УГСЖН Республики Саха (Якутия) составлен акт проверки № ___.

____ г. в адрес Администрации пос. Чульман вынесено предписание № ___ в разделе «Описание выявленного нарушения» указано, что 23-й сессией депутатов Чульманского поселкового совета четвертого созыва принято решение об установлении платы за услугу по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о потребителях, что является нарушением ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, Правил оказания услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

В оспариваемом предписании указано, что административному истцу предписывается в срок до ____ г. при принятии решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, не устанавливать плату за услуг по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о потребителях.

Вместе с тем из ч. 1 ст. 34, ст. ст. 35, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 41 названного Федерального закона представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) применительно к казенным учреждениям.

Частью 1 ст. 23 Устава городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района от 2014 г. установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют поселковый Совет депутатов – представительный орган городского поселения, глава поселка – высшее должностное лицо городского поселения, поселковая администрация – исполнительно-распорядительный орган городского поселения.

Из анализа приведенных норм права следует, что административный истец Администрация пос. Чульман и поселковый Совет депутатов представляют собой различные виды органов местного самоуправления: Администрация пос. Чульман – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, а поселковый Совет депутатов – представительный.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 вышеуказанного Устава в исключительной компетенции поселкового Совета депутатов находятся вопросы установления порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как установлено из материалов дела, решение об установлении платы за услугу по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о потребителях в качестве составной части платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, то есть в сфере установления порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, было принято 23-й сессией депутатов Чульманского поселкового Совета депутатов четвертого созыва, то есть представительным органом местного самоуправления.

Из оспариваемого предписания, акта проверки и других материалов дела следует, что исполнительно-распорядительному органу Администрации пос. Чульман было предписано при принятии решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения не устанавливать плату за услугу по сбору, обработке, систематизации и хранению информации.

Таким образом, поскольку в полномочия Администрации пос. Чульман ни в силу положений федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, ни в силу ст. ст. 35-37 Устава не входит принятие подобных решений, то данное предписание, адресованное ненадлежащему субъекту, является незаконным и неисполнимым. Административным ответчиком доказательства того, что Администрация пос. Чульман является субъектом указанной обязанности по принятию соответствующего решения, не представлены.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из п. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания действий (бездействия), решений должностного лица, государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.

При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из изложенное следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом об административном правонарушении от ___ в котором указано о совершении Администрацией пос. Чульман административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, поскольку требование административного ответчика, изложенное в оспариваемом предписании, является незаконным, а также нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, административный иск подлежит удовлетворению, а нарушенные права подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности по его отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Администрации городского поселения «Поселок Чульман» Нерюнгринского района к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании незаконным предписания – удовлетворить.

Признать незаконным предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от ___ по результатам внеплановой документарной проверки незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушенные права административного истца путем отмены данного предписания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М. А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М. А. Кузьмина

Секретарь А. С. Готовцева

Решение изготовлено в окончательной форме 03 июня 2019 г.